Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Котликовой О.П.,
при секретаре Морозовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратилась в Алтайский краевой суд с вышеуказанным заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ в размере его рыночной стоимости, ссылаясь на предусмотренный законом судебный порядок разрешения заявленного требования в связи со значительным расхождением кадастровой стоимости участка с его рыночной стоимостью.
Требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость принадлежащего ФИО на праве собственности земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что подтверждается отчетом об оценке, на который получено положительное экспертное заключение. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, так как кадастровая стоимость влияет на размер подлежащего уплате земельного налога. Ссылаясь на пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, ФИО просит установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.
При рассмотрении дела с согласия представителя административного истца изменен процессуальный статус ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю с административного ответчика на заинтересованное лицо.
Административный истец, представители административных ответчиков - Администрации Алтайского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Администрации "адрес", заинтересованного лица - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, для участия в рассмотрении дела не явились, в связи с чем в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в их отсутствие.
Администрация Алтайского края и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Администрация Алтайского края, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю в письменных отзывах оставляют разрешение требований на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ФИО - ФИО, настаивавшего на удовлетворении требований, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
При рассмотрении дела на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ "адрес" установлено, что ФИО является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Следовательно, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю и ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю датой определения кадастровой стоимости принадлежащего вышеуказанного земельного участка является ДД.ММ.ГГ. Из постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края" следует, что кадастровая стоимость земельного участка административного истца установлена по результатам проведенной в Алтайском крае массовой оценки земель в размере "данные изъяты" коп.
В подтверждение рыночной стоимости названного земельного участка с соблюдением требований части 16 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" представлен отчет об оценке, составленный ДД.ММ.ГГ оценщиком ООО " "данные изъяты"", согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ составляет "данные изъяты" руб.
Одновременно представлено положительное экспертное заключение от ДД.ММ.ГГ, подготовленное экспертом Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации " "данные изъяты"", членом которой является оценщик.
Исследовав отчет об оценке и экспертное заключение, суд приходит к выводу, что отчет об оценке соответствует требованиям названного закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности и может быть принят в качестве допустимого доказательства, подтверждающего достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости земельного участка.
Представленный отчет подготовлен лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, специальными познаниями и содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости вышеназванного объекта недвижимости. Указанные в отчете цели и задачи проведения оценки не допускают их неоднозначного толкования - определение рыночной стоимости объекта оценки. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить применяемые оценщиком сведения.
Из данного отчета следует, что оценщик провел анализ рынка и внешних факторов, влияющих на стоимость объекта оценки. При определении рыночной стоимости земельного участка оценщик использовал сравнительный подход, мотивировал отказ от использования затратного и доходного подходов. При использовании сравнительного метода были применены корректировки к избранным объектам-аналогам по наиболее существенным ценообразующим факторам с приведением соответствующего расчета используемых коэффициентов.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка. Лицами, участвующими в деле, не представлено доказательств, опровергающих изложенные в отчете и экспертном заключении выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости земельного участка, в связи с чем у суда отсутствуют основания для непринятия итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, указанной в отчете.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости следует указать в соответствии с отчетом об оценке.
Руководствуясь статьями 179, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО удовлетворить.
"адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ в равном его рыночной стоимости размере - "данные изъяты" рублей.
Датой подачи заявления считать 22 марта 2016 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.П. Котликова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.