Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего Мокрушиной В.П.,
при секретаре Поздняковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Алтайскому краю (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1257 кв.м., находящегося по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости.
В обоснование требования указал, что вышеуказанный земельный участок принадлежит ему на праве собственности. Согласно кадастровой справке кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная актом об утверждении кадастровой стоимости от ДД.ММ.ГГ ***, составляет "данные изъяты" руб., что значительно превышает его рыночную стоимость, которая согласно отчету об оценке составляет "данные изъяты" рублей. Ссылаясь на пункт 5 статьи 65, п.3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации, п.3 ст.3 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 17.1, 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости. При этом просил восстановить срок на обращение в суд, мотивируя тем, что с момента регистрации права собственности административного истца на земельный участок до момента обращения в суд прошло менее пяти лет, и в государственный кадастр недвижимости не были внесены сведения об очередных результатах определения кадастровой стоимости.
К участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Администрация Алтайского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю, в качестве заинтересованных лиц администрация "адрес", Главное управление имущественных отношений Алтайского края.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО уточнил заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, находящегося по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ в размере, равном его рыночной стоимости, определенном заключением судебной экспертизы в размере "данные изъяты" руб., на период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю ФИО пояснила, что оставляет разрешение требований истца на усмотрение суда, полагает, что представляемое ею учреждение необоснованно привлечено к участию в деле в качестве административного ответчика.
Административный истец, в также иные участвующие в деле лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
В письменных отзывах Администрация Алтайского края и Управление Росреестра по Алтайскому краю указали, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости является правом истца, данное право ими не оспаривается (в том числе по размеру рыночной стоимости) ( л.д. 213- 215, 197).
Администрация "адрес" представлен письменный отзыв, в котором а просит отказать в восстановлении срока обращения в суд ввиду отсутствия доказательств наличия уважительных причин пропуска срока (л.д. 244).
В письменном отзыве Главное управление имущественных отношений Алтайского края полагает несоответствующими закону представленные административным ответчиком отчет об оценке и положительное экспертное заключение (л.д. 237).
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Алтайскому краю, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГ земельный участок площадью 1257 кв.м., расположенный по адресу: "адрес", внесен в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГ, ему присвоен кадастровый ***, относится к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации нежилого здания (магазин) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания), кадастровая стоимость земельного участка составляет "данные изъяты" руб. (л.д. 9).
Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ в Едином государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним подтверждается, что ДД.ММ.ГГ сделана запись регистрации ***, согласно которой вышеуказанный земельный участок принадлежит на праве собственности ФИО (л.д.8).Из кадастровой справки, выданной начальником межрайонного отдела *** филиала ФГУП "ФКП Росреестра" по Алтайскому краю ДД.ММ.ГГ, следует, что датой определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** является ДД.ММ.ГГ, кадастровая стоимость составляет "данные изъяты" руб.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО А.А. является плательщиком земельного налога.
Пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 настоящего Кодекса.
Таким образом, установление в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 11 статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (ред. от 08.03.2015г.), основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В этом случае, согласно части 16 статьи 24.18 названного Закона, представляются отчет об оценке объекта оценки и положительное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков в случаях, установленных этим уполномоченным федеральным органом.
Для подтверждения размера рыночной стоимости земельного участка административным истцом был представлен отчет об оценке и положительное экспертное заключение.
Учитывая поступившие возражения относительно соответствия закону указанных доказательств, судом по ходатайству представителя административного истца была назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ, проведение экспертизы поручено эксперту ФИО, являющемуся членом Некоммерческого партнерства Саморегулируемой Организации " "данные изъяты"" ( "адрес").
Судебная экспертиза проведена, представлено заключение от ДД.ММ.ГГ ***, подготовленное данным экспертом, отвечающее требованиям статьи 4 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ определена в размере "данные изъяты" рублей.
Исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка; содержащиеся в заключении экспертизы сведения дают представление о местоположении объектов - аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанного объекта недвижимости; в заключении приведен анализ всех необходимых факторов, оказывающих влияние на стоимость объекта оценки. Заключение эксперта получено в предусмотренном законом порядке, соответствует требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, проведено компетентным специалистом в области оценки, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в связи с чем суд находит указанную в заключении эксперта величину рыночной стоимости земельного участка достоверной.
В данном случае оценка рыночной стоимости произведена индивидуально для конкретного земельного участка в отличие от методов массовой оценки объектов недвижимости, поэтому рыночная стоимость, установленная экспертом, может отличаться от кадастровой стоимости, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 23.11.2015г. *** "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края".
Административные ответчики и заинтересованные лица не представили суду доказательства иной рыночной стоимости земельного участка, либо доказательства, опровергающие доказательства рыночной стоимости земельного участка, представленные административным истцом.
При таких обстоятельствах суд считает, что требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежит удовлетворению, а размер такой стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ следует указать в соответствии с экспертным заключением - "данные изъяты" рубля.
Поскольку на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, установленные постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, то установленная судом кадастровая стоимость будет действовать до момента внесения данных сведений - до ДД.ММ.ГГ.
При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения заявленного требования.
Руководствуясь статьями 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, поданное ДД.ММ.ГГ, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1257 кв.м., находящегося по адресу: "адрес", по состоянию на ДД.ММ.ГГ в размере, равном его рыночной стоимости, "данные изъяты" руб. на период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционную инстанцию Алтайского краевого суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий В.П.Мокрушина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.