Судья Алтайского краевого суда Ковалюк Л.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инспектора взвода N 1 роты N 1 ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Барнаулу майора полиции С. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденному по ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Т.,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ ***, составленному инспектором взвода N 1 роты N 1 ОБДПС ГИБДД УМВД России по г. Барнаулу майором полиции С., ДД.ММ.ГГ в 12 час. 20 мин. по адресу: г. Барнаул, ул. Малахова, 57 обнаружено, что Т. не выполнил законное требование сотрудника полиции от ДД.ММ.ГГ о прекращении правонарушения, выразившегося в управлении технически неисправным автомобилем "данные изъяты" на передние двери которого установлены стекла, покрытые прозрачной цветной пленкой, ограничивающие обзорность с места водителя, отданного в связи с исполнением им должностных обязанностей по охране общественного порядка в установленной законом форме. Бездействие Т. квалифицировано по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела судьей вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, должностное лицо С. просит отменить постановление, ссылаясь на ошибочность вывода судьи о том, что гражданин не может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ в случае, если им не выполнено требование сотрудника полиции о прекращении правонарушения в области безопасности дорожного движения.
Изучив доводы жалобы, выслушав Т., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления судьи.
Частью 1 ст. 19.3 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
В вину Т. вменено, что ДД.ММ.ГГ в 12 час. 20 мин. он не выполнил законное требование сотрудника полиции от ДД.ММ.ГГ о прекращении правонарушения, выразившегося в управлении технически неисправным автомобилем "данные изъяты", на передние двери которого установлены стекла, покрытые прозрачной цветной пленкой, ограничивающие обзорность с места водителя, отданного в связи с исполнением им должностных обязанностей по охране общественного порядка в установленной законом форме.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судья районного суда исходил из того, что в действиях Т. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
С данным выводом согласиться нельзя.
Как установлено ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
Одним из направлений деятельности полиции является обеспечение безопасности дорожного движения (подп. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции").
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Следовательно, обеспечение общественной безопасности предполагает, в том числе, обеспечение безопасности дорожного движения.
Статьей 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возложены обязанности по выявлению причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, принятию в пределах своих полномочий мер по их устранению (подп. 4); обеспечению безопасности граждан и общественного порядка на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах (подп. 5); пресечению административных правонарушений и осуществлению производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (подп. 11).
Согласно подп. 1 ч. 1 ст. 13 названного Федерального закона полиция для выполнения возложенных на нее обязанностей вправе требовать от граждан прекращения противоправных действий.
В силу ч.ч. 3, 4 ст. 30 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 утверждены Правила дорожного движения Российской Федерации (вместе с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения).
Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения установлен Перечень неисправностей автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.
В силу п. 7.3 Перечня запрещается эксплуатация транспортных средств, на которых установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Пунктом 5.1.2.5 "ГОСТ 325652013. Национальный стандарт Российской Федерации. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 года N 2008-ст) предусмотрено, что светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя спереди, должно быть не менее 70% для ветровых стекол и для стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади.
Аналогичное положение содержится в п. 4.3 Приложения N 8 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877.
Запрет на нанесение покрытия, ограничивающего обзорность с места водителя, направлен на обеспечение безопасности дорожного движения, предотвращение дорожно-транспортных происшествий, причинения вреда участникам дорожного движения и нанесения ущерба правам, законным интересам и здоровью иных граждан.
Управление транспортным средством, передние боковые стекла которого не соответствует требованиям ГОСТ, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ.
Таким образом, требование сотрудника полиции о прекращении правонарушения, выразившегося в управлении технически неисправным транспортным средством, на передние двери которого установлены стекла, покрытые прозрачной цветной пленкой, ограничивающие обзорность с места водителя, является правомерным, а неповиновение такому требованию сотрудника полиции образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ.
Ссылка судьи на то, что часть 1 ст. 19.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность лишь за неповиновение законному требованию сотрудника полиции при пресечении административных правонарушений, предусмотренных главой 20 КоАП РФ, основана на неправильном толковании данной статьи.
При таких обстоятельствах, учитывая также, что срок давности привлечения к административной ответственности на момент принятия настоящего решения не истек, постановление судьи подлежит отмене с возвращением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное и вынести постановление в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Барнаула от 28 июля 2016 года отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Л.Ю. Ковалюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.