Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Валетдиновой Р.Р.,
с участием ФИО1. - лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
защитника ФИО2., допущенной к участию в деле по письменному ходатайству ФИО3.,
Буйдакова У.М. - представителя Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры,
ФИО4., ФИО5. - представителей Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан,
рассмотрев жалобу и дополнения к ней ФИО6. на решение судьи Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2016 года, которым:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан Латохина В.А. N ... от 29 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО7 оставлено без изменения, его жалоба - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Шайхутдинова Р.А. от 07 декабря 2015 года в отношении ... ТЭЦ - филиала Общества с ограниченной ответственностью " ... " (далее - ООО " ... ") ФИО8 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за то, что ... ТЭЦ - филиал ООО " ... " в 2014-2015 годах в нарушение требований частей 5, 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходax производства и потребления" размещала отходы в границах населенного пункта, на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов (л.д.163-165).
За выявленные нарушения постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан Латохина В.А. N ... от 29 декабря 2015 года ... ТЭЦ - филиала ООО " ... " ФИО9. привлечен к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей (л.д.10-11).
Судьей Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан по жалобе ФИО10. вынесено выше приведенное решение от 11 апреля 2016 года (л.д.214-217).
Не соглашаясь с постановлением должностного лица N ... от 29 декабря 2015 года о назначении наказания и решением судьи Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2016 года, ФИО11. обжаловал их в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить в связи с незаконностью и необоснованностью, производство по делу прекратить. Указывается на неправильное применение норм материального и процессуального права, что привело к неверным выводам о том, что, несмотря на передачу отходов МУП " ... " на основании заключенных договоров, ООО " ... " остается их собственником и несет ответственность за их дальнейшее размещение. ООО " ... " не осуществляет деятельность, связанную с размещением отходов, не использует объекты для размещения отходов. В документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N ... , срок действия документа с 03 декабря 2013 года до 02 декабря 2018 года, объектом размещения отходов является полигон ТБО МУП " ... ", которому передаются отходы для размещения.
Изучив материалы дела, выслушав ФИО12., защитника ФИО13., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя прокуратуры Буйдакова У.М., свидетелей ФИО14., ФИО15., проверив доводы жалобы и возражений, нахожу жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, в виде административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями Федерального закона об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Частью 6 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Частью 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов.
Как следует из материалов дела, Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой в соответствии с планом работы на 2 полугодие 2015 года в период с 12 ноября 2015 года по 27 ноября 2015 года проведена проверка соблюдения филиалом ООО " ... " - ... ТЭЦ природоохранного законодательства.
Проверкой установлено, что ООО " ... " в 2014-2015 годах размещало отходы производства и потребления 4-5 класса опасности в границах населенного пункта, на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, чем нарушены части 5, 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходax производства и потребления".
Факт выявленных нарушений подтверждается справкой о результатах проверки от 27 ноября 2015 года, составленной заместителем Башкирского природоохранного межрайонного прокурора Хайртдиновым Р.Р. (л.д.166-168). Образование отходов 4-5 класса опасности в процессе хозяйственной деятельности предприятия и их передача на вывоз и размещение на основании заключенных с МУП " ... " договоров N ... от 1 января 2014 года ... куб.м, N ... от 30 декабря 2014 года, N ... от 30 декабря 2014 года - ... куб.м отходов для захоронения конкретно на городской свалке твердых бытовых отходов (далее - полигон ТБО) в ... метрах юго-восточнее ул. ... г. ... , в черте населенного пункта, на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, подтвержден материалами дела.
За указанные действия, связанные с незаконным размещением отходов, к административной ответственности, установленной статьей 8.2 КоАП РФ, должностным лицом органа надзора привлечен ... ТЭЦ - филиала ООО " ... " ФИО16., в обязанности которого входит осуществление контроля за исполнением мероприятий по вопросам экологической безопасности (л.д.181).
Судья первой инстанции согласился с выводом должностного лица органа надзора о виновности ФИО17. во вмененном правонарушении.
По результатам рассмотрения настоящей жалобы оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установлено.
Согласно доводам ФИО18., ООО " ... " не осуществляет деятельность, связанную с размещением отходов, а передает их для вывоза и захоронения МУП " ... " на основании заключенных договоров, которым осуществляется захоронение отходов на эксплуатируемом полигоне ТБО.
Должностное лицо органа административного надзора и с его выводом согласился судья первой инстанции, анализируя содержание названных выше договоров с МУП " ... " (исполнитель), приходит к выводу, что предметом договоров является вывоз и заведомое захоронение отходов ... ТЭЦ - филиала ООО " ... " (заказчик) на несанкционированном объекте, в черте населенного пункта. Учитывая, что исполнитель в силу договоров не приобретает право собственности и дальнейшее обращение с отходами заказчика, плата за загрязнение окружающей среды не взимается, делается вывод, что размещение отходов, их захоронение фактически осуществляется ... ТЭЦ - филиалом ООО " ... ".
Оснований не согласиться с таким выводом судьи первой инстанции и для переоценки доказательств не имеется.
Доводы о том, что в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение N ... , сроком действия документа с 03 декабря 2013 года до 02 декабря 2018 года, объектом размещения отходов указан полигон ТБО МУП " ... ", не влияет на правовую оценку действий заявителя.
Вопреки доводам жалобы все юридически значимые обстоятельства по делу установлены верно, норма закона применена правильная. Судья межрайонного суда проверил дело в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, и вынес законное и обоснованное решение.
По существу жалоба не содержит доводов, которые бы не были проверены судьей межрайонного суда и которые получили надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ, с которой нет никаких оснований не соглашаться.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств невозможности соблюдения должностным лицом названных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
... ФИО19. должен был выполнить обязанность по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды, в частности, экологических требований при обращении с отходами производства, что не исполнил, в связи с чем судья первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности его вины в совершении вмененного правонарушения.
Избранная судом мера ответственности соразмерна характеру совершенного правонарушения и установлена, исходя из конкретных обстоятельств дела в соответствии с требованиями статьи 4.1 КоАП РФ.
Процедура привлечения лица к административной ответственности соблюдена.
Постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и о назначении наказания вынесены с участием ФИО20 Жалоба судьей межрайонного суда рассмотрена при участии ФИО21., защитника ФИО22.
При таких обстоятельствах, полагаю, судья первой инстанции вынес законное и обоснованное решение по делу об административном правонарушении, оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
решение судьи Кумертауского межрайонного суда Республики Башкортостан от 11 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО23 оставить без изменения, его жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Куприянова Е.Л.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.