Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Сафина Ф.Ф.
судей Милютина В.Н. Нурисламовой Э.Р.
при секретаре Миграновой Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФИО5 - ФИО6 на решение Демского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований ФИО5 к Администрации ГО адрес РБ о приватизации земельного участка отказать.
Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО5 обратилась с иском к администрации ГО г.Уфа о приватизации земельного участка, указав, что истица является членом СНТ "Сосновый бор", пользуется участком по адрес, площадью 593 кв.м., что подтверждается справкой от дата и членской книжкой садовода. ФИО5 обратилась в администрацию ГО г.Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка. Согласно ответу Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г. Уфа от дата в предоставлении земельного участка в собственность истцу было отказано ввиду того, что доказательств выделения земельного участка СНТ "Сосновый бор" не имеется, так как, СНТ "Сосновый бор" было зарегистрировано после вступления в законную силу ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", следовательно, земельные участки не могут быть предоставлены в собственность членам данного СНТ. Истица считает данный отказ незаконным по следующим обстоятельствам. Первое - об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Земельный участок поставлен на кадастровый учет с определением границ, разрешенное использование - под объекты общего пользования. Истец в досудебном порядке обращался об изменении вида разрешенного использования земельного участка с "земли общего пользования" на "для ведения садоводства" и от Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа получен ответ, что изменение вида разрешенного использования возможно путем предоставления земельного участка. Данный ответ подтверждает, что назначение земельного участка "под объекты общего пользования" является ошибочным. Исходя из положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Спорный земельный участок расположен в зоне "С" сельскохозяйственная зона (согласно кадастровому плану территории) и согласно Правилам землепользования и застройки п - 43.3.5. вид разрешенного использования в данной зоне указан под существующие территории "для ведения садоводства и дачного хозяйства". Таким образом, для изменения вида разрешенного использования данного участка в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами РФ достаточно обращения собственника участка, на данный момент - Администрации ГО г.Уфа РБ. Кроме того, участок под размещение СНТ " ... " выделялся до 2001 года. Согласно письму Министерства сельского хозяйства Башкирской АССР N2057 от 18.04.1977 года, адресованному Председателю Совета Министров Башкирской АССР Министерство просит произвести отвод 3,5 гектара, малопродуктивных сельхозугодий Управления общественного питания при Совете Министров БАССР для организации коллективного сада работников сельского хозяйства. Испрашиваемый участок расположен обособленно от основного массива, ограничен дорогой и примыкает к существующим коллективным садам. Из выписки из ЕГРЮЛ в отношении СНТ " ... " по состоянию на дата следует, что указанное товарищество зарегистрировано дата Однако из сведений об образовании юридического лица в указанной выписке усматривается, что садовое товарищество зарегистрировано как юридическое лицо, созданное до 15.04.1998г. Членская книжка садовода выдана истцу дата Вышеизложенное свидетельствует о том, что СНТ " ... " было создано до принятия Федерального Закона от 15.04.1998г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Регистрация СНТ " ... " в ЕГРЮЛ после принятия данного закона была произведена в целях соблюдения действующего законодательства и приведения Устава СНТ " ... " в соответствие с нормами указанного Федерального закона. Согласно решению Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата на часть земельных участков в СНТ " ... " признано право собственности членов товарищества. На основании изложенного, истец просит признать право собственности на земельный участок площадью 593 кв.м., с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: адрес Обязать Администрацию ГО г. Уфа в течение 5 рабочих дней с момента вступления в силу решения суда подать заявление в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РБ об изменении в сведениях государственного кадастра недвижимости вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью 593 кв.м., расположенного в СНТ " ... " адрес на вид разрешенного использования, предусмотренный зонированием территории "для ведения садоводства".
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФИО5 - ФИО6 просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку суд при рассмотрении дела не принял во внимание, что спорный участок закрыт для общего пользования. Участок огорожен, используется для ведения садоводства. Вид разрешенного использования выбирается правообладателем.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ФИО5 - ФИО7, поддержавшую жалобу, представителя Администрации ГО г.Уфа - ФИО8, полагавшего, что решение суда законно, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Особенности предоставления в собственность и оборота садовых, огородных и дачных земельных участков были урегулированы главой VI Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15 апреля 1998 года N 66 - ФЗ, утратившей силу с 01 марта 2015 года, на основании Федерального закона от 23 июня 2014 года N171 - ФЗ.
Порядок введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации определен Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 года N 137 - ФЗ.
Пунктом 9.1 названного Федерального закона установлено, что если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.
Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.
В случае, если указанный в настоящем пункте земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, с момента государственной регистрации права собственности гражданина на такой земельный участок право пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
Согласно пункта 2.7 названного Федерального закона до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований. В случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению;
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО5, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих создание СНТ "Сосновый бор" и предоставление истцу спорного земельного участка до вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Факт владения и пользования истцом спорным земельным участком с 2012 года правового значения не имеет, не свидетельствует о приобретении прав собственности на спорный участок. Достоверных и допустимых доказательств соблюдения истцом предусмотренного законом порядка проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного землепользования спорного земельного участка, вынесения соответствующего решения суду не представлено. Предусмотренных законом оснований для возложения на администрацию ГО г.Уфа РБ обязанности обратиться с заявлением об изменении вила разрешенного использования спорного земельного участка не имеется.
С выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они являются обоснованными.
Из материалов дела следует, что ФИО5 является членом СНТ " ... ", пользуется земельным участком, расположенным по адресу: адрес, что подтверждается справкой от дата (л.д.8).
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет за номером N ... , имеет площадь 593 кв.м, разрешенное использование: под объекты общего пользования, адрес: РБ, адрес, СНТ " ... ", адрес, указанное обстоятельство подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д.10).
01.07.2014г. ФИО5 обратилась в администрацию ГО г.Уфа РБ с заявлением о приватизации занимаемого ею земельного участка.
Письмом Управления по земельным ресурсам администрации ГО г.Уфа РБ от 31.10.2014г. истцу отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка с указанием на отсутствие доказательств выделения земельного участка СНТ " ... " до вступления в действие ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (л.д.12-13).
дата истец обратилась в Управление земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа РБ с заявлением о внесении изменений в сведения кадастрового учета на садовый участок с кадастровым номером N ... по адресу: г.Уфа, СНТ " ... ", адрес, а именно: просила исправить в кадастровом паспорте земельного участка вид разрешенного использования с "под объекты общего пользования" на "для ведения садоводства".
Письмом Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО г.Уфа РБ от дата истцу отказано в удовлетворении заявления с указанием на то, что установление вида разрешенного использования земельного участка возможно посредством предоставления земельного участка. Также указано на отсутствие документов, подтверждающих, что СНТ " ... " создано при какой-либо организации, которой на основании Распоряжения Председателя Совета Министров Башкирской АССР N622-р от 25.04.1977г. выделен земельный участок. Кроме того, СНТ " ... " ( N ... ) зарегистрировано после вступления в силу ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ", что само по себе исключает возможность бесплатного предоставления земельного участка. Также указано на отсутствие оснований для установления иного вида разрешенного использования (л.д.49).
Согласно распоряжению ФИО1 ФИО3 N ... -р от 25.04.1977г. принято предложение Управления общественного питания при ФИО1 ФИО3 об изъятии из землепользования Уфимского треста столовых N ... , 4.5 гектара непригодных для сельскохозяйственного использования земель и предоставлении их под коллективное садоводство коллективу Министерства сельского хозяйства ФИО3 и коллективам предприятий управления общественного питания при ФИО1 ФИО3 (л.д.15).
Доказательств того, что СНТ " ... " создано при организациях, указанных в данном распоряжении, не имеется.
Доказательств того, что спорный земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" также не представлено.
Из выписки из ЕГРЮЛ от 29.08.2008г. и свидетельства о государственной регистрации юридического лица серии 02 N ... следует, что СНТ " ... " ( N ... ) создано дата (л.д.17-19, 31).
Разрешая требования истца об обязании администрации ГО г.Уфа РБ подать в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" заявление об изменении в сведениях государственного кадастра недвижимости вида разрешенного, использования земельного участка и отказывая в удовлетворении требований в указанной части, суд обоснованно исходил из того, что достоверных и допустимых доказательств соблюдения истцом предусмотренного законом порядка проведения публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного землепользования спорного земельного участка, вынесения соответствующего решения не представлено. Итоговое решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения принимается главой местной администрации, судебный орган не вправе предрешать существо данного решения, которое должно быть принято на основании соответствующих рекомендаций комиссии, составленной по результатам заключения о результатах публичных слушаний, а также обязывать органы государственной власти и местного самоуправления, совершать какие-либо действия, направленные на установление либо изменение вида разрешенного использования земельного участка. Изменение разрешенного использования земельного участка в судебном порядке недопустимо.
Постановка спорного участка на кадастровый учет и принятие истца в члены СНТ " ... " осуществлены после введения в действие ЗК РФ. Факт владения и пользования истца спорным земельным участком с 2012 года, соблюдения им прав и законных интересов иных садоводов правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеет, не свидетельствует о приобретении истцом права собственности на спорный участок.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований о признании за истцом права собственности на земельный участок площадью 593 кв.м. с кадастровым номером N ... не имеется, поскольку приватизация земель общего пользования запрещена вышеназванными нормами Земельного Кодекса РФ.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку были предметом исследования в суде первой инстанции.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 327, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО5 ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Ф. Сафин
Судьи: В.Н. Милютин
Э.Р. Нурисламова
Справка: судья ФИО10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.