Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Низамовой А.Р.
Нурисламовой Э.Р.
при секретаре Алексашине Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Уфы Республики Башкортостан на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 14 сентября 2015 года, которым постановлено:
иск Вельц А.В. удовлетворить.
Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Уфы Республики Башкортостан зачесть в стаж лечебной деятельности в календарном исчислении период работы Вельца А.В. с 01 ноября 2006 года по 29 апреля 2015 года в отделении челюстно-лицевой хирургии ЗАО "Косметологическая лечебница" в должности врача анестезиолога-реаниматолога.
Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Уфы Республики Башкортостан назначить Вельцу А.В. досрочную страховую пенсию по старости со дня обращения с заявлением в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Уфы Республики Башкортостан - с 29 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Низамовой А.Р., судебная коллегия
установила:
Вельц А.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Уфы Республики Башкортостан о признании решения N 25 от 20 мая 2015 года об отказе в назначении пенсии незаконным, зачете в стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения период работы с 01 ноября 2006 года по 29 апреля 2015 года в ЗАО "Косметологическая лечебница" в должности врача анестезиолога-реаниматолога, признании за ним права на назначение досрочной страховой пенсии с 29 апреля 2015 года.
В обоснование иска указал, что в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения истцу не засчитаны периоды с 01 ноября 2006 года по 30 июня 2012 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения челюстно-лицевой хирургии ЗАО "Косметологическая лечебница", с 01 июля 2012 года по 28 апреля 2015 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения челюстно-лицевой хирургии ЗАО "Косметологическая лечебница", тогда как ЗАО "Косметологическая лечебница" имеет лицензию на оказание медицинской помощи, имеет стационар на 18 коек, где оказывается круглосуточная помощь пациентам, имеет три операционные, где проводятся операционные вмешательства с участием врача анестезиолога-реаниматолога. Ежегодно оперируется более 3000 пациентов. В спорный период истец непосредственно оказывал медицинскую помощь, имел полную занятость.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, представитель ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан Шевченко Е.Н. в апелляционной жалобе просит его отменить, указывая, что Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. N 781, в разделе "Наименование учреждений" указаны учреждения здравоохранения, к которым ЗАО "Косметологическая лечебница" не относится.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 19 января 2016 года решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба пенсионного органа - без удовлетворения.
Постановлением Президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 25 мая 2016 года апелляционное определение от 19 января 2016 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на рассмотрение дела в апелляционном порядке, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан Шевченко Е.Н, представителя Вельц А.В. - Захарину Е.С., судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ...
Указанным требованиям закона оспариваемое решение суда не соответствует.
Установлено, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Уфы Республики Башкортостан N 25 от 20 мая 2015 года Вельцу А.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения пенсионным органом не включен в том числе период работы с 01 ноября 2006 года по 30 июня 2012 года и с 01 июля 2012 года по 28 апреля 2015 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения челюстно-лицевой хирургии ЗАО "Косметологическая лечебница", со ссылкой на то, что указанное учреждение не является учреждением здравоохранения (л.д. 9-10).
Разрешая спор и включая периоды работы Вельца А.В. с 01 ноября 2006 года по 30 июня 2012 года и с 01 июля 2012 года по 28 апреля 2015 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения челюстно-лицевой хирургии ЗАО "Косметологическая лечебница" в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страхвой пенсии по старости, суд первой инстанции исходил из того, что ЗАО "Косметологическая лечебница" создано в процессе приватизации городской хозрасчетной косметологической лечебницы и является правопреемником данного предприятия. Учреждение "косметологическая лечебница" предусмотрено Списком, утвержденным Постановлением правительства российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года и ранее N 1066 от 22 сентября 1999 года. В отделениях, где работал истец в спорные периоды, выполнялись реконструктивные и эстетические пластические операции, занятость истца в течение полного дня в названной должности нашла свое подтверждение. Суд установил, что с участием истца проведены в 2013-2014 годы 92 операции, в 2015 году 15 операций.
Судебная коллегия находит такие выводы суда ошибочными, поскольку само по себе создание ЗАО "Косметологическая лечебница" в процессе приватизации городской хозрасчетной косметологической лечебницы не предполагает безусловное включение работы в таком обществе в стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Устанавливая в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (подпункт 20 пункта 1 статьи 27).
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
Аналогичные требования о том, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений предусмотрено и в пункте 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которому страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2013 года N 2064-О отмечено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названный Список, который конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения" и "учреждение здравоохранения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение. При этом в основу дифференциации названных понятий были положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.
Как следует из разъяснений, данных в абзаце втором пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 года, исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Согласно учредительным документам ЗАО "Косметологическая лечебница" целями деятельности общества является расширение рынка товаров и услуг, извлечение прибыли. Основными видами деятельности являются оказание медицинских, косметологических и хирургических услуг, производство и реализация товаров народного потребления, оказание бытовых услуг, осуществление коммерческой деятельности (л.д. 86-114).
Из приведенных положений учредительных документов следует, что основной целью деятельности ЗАО "Косметологическая лечебница" является извлечение прибыли, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации названная организация является коммерческой.
Таким образом, исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж Вельца А.В. для досрочного назначения страховой пенсии по старости периодов его работы в указанном обществе, поскольку ЗАО "Косметологическая лечебница" по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Само по себе наличие операционных в ЗАО "Косметологическая лечебница", осуществление истцом работы по должности, предусмотренной Списком, не предопределяет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Более того, в соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 14 февраля 2013 года отказано в удовлетворении иска Вельца А.В. о включении в специальный стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периода работы с 01 ноября 2006 года по 30 июня 2012 года в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделения челюстно-лицевой хирургии ЗАО "Косметологическая лечебница" в льготном исчислении. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 июня 2013 года указанное решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 14 февраля 2013 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Вельца А.В. - без удовлетворения.
Отказывая в иске, в удовлетворении апелляционной жалобы, суды исходили из того, что ЗАО "Косметологическая лечебница" является коммерческой организацией, тогда как право на досрочное назначение трудовой (в настоящее время - страховой) пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением леченой и иной деятельности по охране здоровья населения в строго определенных организациях - учреждениях.
Иных доказательств, доводов, которые свидетельствовали о праве истца на включение времени работы в ЗАО "Косметологическая лечебница" в стаж по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, материалы дела не содержат.
Судом первой инстанции указанные обстоятельства не учтены, что привело к вынесению неправильного решения.
Решением суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 14 сентября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Вельца А.В. к ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Уфы Республики Башкортсотан о признании решения незаконным, зачете периода работы в ЗАО "Косметологическая лечебница" в специальный стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказать.
Председательствующий Т.Ф.Крыгина
Судьи А.Р.Низамова
Э.Р.Нурисламова
Справка: судья Турьянова Т.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.