Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Батршиной Ю.А.,
судей Нигматуллиной Р.Р., Нурмухаметовой Р.Р.,
с участием прокурора Муратовой Е.М.,
при секретаре Ахметове Р.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы администрации МР Стерлитамакский район Республики Башкортостан на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
обязать администрацию муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан предоставить ФИО1, дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Заслушав доклад судьи Батршиной Ю.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Стерлитамакского района РБ, советник юстиции ФИО3 обратился в суд в интересах ФИО1 с иском об обязании администрации МР Стерлитамакский район РБ предоставить ФИО1, дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Требования мотивирует тем, что прокуратурой района в связи с поступившим обращением ФИО1, в период с дата по дата проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних в сфере обеспечения жильем детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в ходе, которой, установлены нарушения требований закона, связанные с непредставлением жилья ФИО1
Проверкой установлено, что ФИО1, дата г.р. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением.
Мать ФИО1 - ФИО4 решением Стерлитамакского районного суда РБ от дата лишена родительских прав, отец - ФИО12 ИХ. решением Стерлитамакского районного суда РБ от дата лишен родительских прав.
Постановлением главы администрации МР Стерлитамакский район РБ от дата N ... ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом из специализированного жилищного фонда.
В соответствии с представленными Управлением Росреестра по РБ сведениями в ЕГРП отсутствуют сведения о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества.
Вместе с тем, ФИО1, не являющийся нанимателем жилого помещения по договорам социального найма, до настоящего времени администрацией МР не обеспечен благоустроенным жилым помещением. Тем самым нарушены жилищные права ФИО1, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Суд вынес вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе глава администрации МР Стерлитамакский район РБ просит его отменить, ссылаясь на то, что указанный судебный акт вынесен с неправильным применением норм материального права, выразившимся в неправильном истолковании закона.
В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что в нарушение пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которого, лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, достигшим возраста 18 лет, по заявлению в письменной форме, жилые помещения предоставляются при наступлении события установленного законом. Указанного заявления в орган местного самоуправления от заинтересованного лица не поступало. Данное обстоятельство судом не исследовалось. Истцом не представлены документы, свидетельствующие о нарушении прав, а именно подтверждающие обращение заинтересованного лица с заявлением о наступлении события, которое служит основанием для предоставления жилого помещения.
В соответствие со статьей 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем обстоятельством, что истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора, по мнению главы Администрации МР Стерлитамакский район РБ имеются основания для оставления искового заявления без рассмотрения.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оснований выходить за пределы доводов апелляционной жалобы судебная коллегия в силу ч.2 ст. 327.1 ГПК РФ не усматривает.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации МР Стерлитамакский район РБ ФИО5, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора ФИО6, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Удовлетворяя требования прокурора, суд пришел к правильному выводу о том, что к правоотношениям, сложившимся между сторонами, должны быть применены нормы Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Конституцией РФ защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Согласно статье 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Закона РБ от 28 декабря 2005 года N 260-3 (в редакции от 18 сентября 2015 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Согласно статьи 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Судом установлено, что ФИО1, дата г.р. относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку, решением Стерлитамакского районного суда РБ от дата. родители ФИО1 - ФИО4 и ФИО7 лишены родительских прав в отношении ФИО1
В дата ФИО1 окончил ГБПОУ Стерлитамакский профессионально-технический колледж г. Стерлитамак РБ, что подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании N ... от дата.
Согласно справке ТУ Стерлитамакского района Стерлитамакский филиал ГУП "Бюро технической инвентаризации РБ" N ... от 10.02.2016г. ФИО1 не является собственником объектов недвижимости на территории Стерлитамакского района.
В соответствии с представленным Управлением Росреестра по РБ сведениями от 26.04.2014г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах ФИО1 на объекты недвижимого имущества.
Постановлением администрации МР Стерлитамакский район РБ N ... от дата ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении из специализированного жилищного фонда на основании п.2 ч. 1 ст. 51, ч.2 ст. 52 ЖК РФ.
До настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда истцу не предоставлено. ФИО1 какого-либо недвижимого имущества в собственности не имеет.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением ФИО1 жилого помещения на условиях специализированного найма.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцом не представлены документы, свидетельствующие о нарушении прав, а именно подтверждающие обращение заинтересованного лица с заявлением о наступлении события, которое служит основанием для предоставления жилого помещения, не может повлечь отмену решения суда, поскольку противоречит материалам и обстоятельствам дела, из которых следует, что ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом из специализированного жилищного фонда, в связи с чем у него возникло право на получение жилого помещения.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ предусматривается возможность обеспечения жилыми помещения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позже наступления совершеннолетия по заявлению самих лиц указанной категории (абзац третий п. 1 ст. 8). В таких случаях жилое помещение может быть предоставлено: после окончания срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования; после окончания прохождения военной службы по призыву; после окончания отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Отдельного заявления о предоставлении гражданину жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, помимо заявления о включении в Список, не требуется, за исключением случая, предусмотренного в абзаце третьем п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, когда в заявлении лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, само просит предоставить ему жилое помещение по окончании обучения, лечения, службы в армии и в других перечисленных в Законе случаях.
Таким образом, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у ФИО1, состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло по достижению совершеннолетия, а возможность предоставления ему указанного жилья после достижения 18 лет и окончания обучения связана с обращением ФИО1 с соответствующим заявлением. ФИО1 окончил обучение и получил среднее профессиональное образование.
При таких обстоятельствах ФИО1, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, имеет право на предоставление вне очереди жилого помещения по договору специализированного найма.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 не соблюден досудебный порядок урегулировании спора неправомерны, поскольку законом данное требование не предусмотрено.
Учитывая, что доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит, в ее удовлетворении следует отказать.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно и в необходимом объеме, к возникшим правоотношениям правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 25 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Ю.А. Батршина
Судьи: Р.Р. Нигматуллина
Р.Р. Нурмухаметова
Справка:
судья Шагиева З.Х.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.