Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А., Троценко Ю.Ю.,
при секретаре Мамаюсуповой Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г. Уфы и ФИО1, действующей также за себя и в интересах ребенка - инвалида ФИО2, к Администрации городского округа города Уфы о предоставлении отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма
по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Башкортостан на решение Октябрьского районного суда г. Уфы от 9 марта 2016 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А., проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Уфы и ФИО1 в интересах ребенка - инвалида ФИО2, дата года рождения, обратились в суд с иском к Администрации городского округа города Уфы о предоставлении ФИО1 и ФИО2 отдельного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма с учетом права ФИО2 на дополнительную жилплощадь.
В обоснование заявленных исковых требований истцы указали на то, что распоряжением Главы Администрации Октябрьского района г. Уфы РБ N ... от дата ФИО12. с составом семьи ... человек, принят на учет граждан нуждающихся в жилом помещении, предоставляемому по договору социального найма. На основании справки от дата ... N ... ФИО11 ФИО2 является ребенком-инвалидом. Вместе с тем до настоящего времени Администрацией ГО г. Уфы РБ не предоставлено жилое помещение благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Тем самым нарушены жилищные права ребенка- инвалида ФИО2, дата года рождения, который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Решением Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 09 марта 2016 года исковые требования прокурора Октябрьского района г. Уфы и ФИО1, действующей также за себя и в интересах ребенка-инвалида ФИО2 удовлетворены: постановлено обязать Администрацию городского округа города Уфы Республики Башкортостан предоставить ФИО2, дата рождения, ФИО1 жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью и жилого помещения, имеющегося в собственности ФИО1, но не менее ... кв.м общей площади.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация городского округа город Уфа обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить. Апеллянт выражает несогласие с возложением на него обязанности по обеспечению истцов жилым помещением, указывая, что только ФИО11 Т.И. относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, ФИО1 таким правом не обладает.
В жалобе указывает на то, что действующее законодательство об обеспечении жилыми помещениями инвалидов исключает основания для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения на орган местного самоуправления.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Республики Башкортостан просит отменить решение Октябрьского районного суда г. Уфы РБ как незаконное, вынесенное с неправильным применением норм материального права. Мотивируя тем, что наличие у гражданина одного лишь хронического заболевания, предусмотренного Перечнем заболеваний, само по себе недостаточно для безусловной постановки такого гражданина на учет, нуждающихся в жилье без соблюдения общих условий, установленных жилищным законодательством для постановки граждан на учет, нуждающихся в жилье и предоставления им жилого помещения во внеочередном порядке.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истцов, третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора ФИО7, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 вместе с сыном ФИО13 зарегистрированы и проживают в квартире адрес общей площадью ... кв.м., собственником ... доли которой является ФИО1
Из справки от дата МСЭ-2014 N ... , выданной ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы" следует, что ФИО2, 2006 года рождения, установлена группа инвалидности - ребенок-инвалид.
Согласно врачебному заключению N ... от дата Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Республиканская клиническая психиатрическая больница N ... МЗ РБ" ФИО11 ФИО2 по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч.2 п.3 ст.57 ЖК РФ и постановления Правительства от дата N ... и право на пользование дополнительной жилплощадью на основании постановления Правительства РФ от 21.12. 2004года N ...
Как следует из выписки из распоряжения ФИО3 Администарции ФИО3 адрес ГО адрес РБ N ... от дата, ФИО11 ФИО2 принят во внеочередной список граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно выписки из распоряжения ФИО3 Администарции ФИО3 адрес ГО адрес РБ N ... от дата ФИО1 признана малоимущей в целях постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с учетом имеющегося у ФИО2 заболевания, наличия у него права на дополнительную площадь семья истцов в составе двух человек подлежит внеочередному обеспечению благоустроенным жилым помещением по договору социального найма по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее ... кв.м общей площади.
С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередной порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан.
В рассматриваемом деле только ФИО11 ФИО2, ... года рождения, относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, истец ФИО1 таким правом не обладает. При таких обстоятельствах, вывод суда об обеспечении жилым помещением по договору социального найма всей семьи ФИО11, состоящей из двух человек, противоречит положениям пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Следовательно, обязанность по обеспечению жилым помещением всей семьи ФИО11 на ответчика возложена быть не может.
Ссылка суда на статью 17 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" как на основание для обеспечения семьи ФИО11 в составе из ... человек жилым помещением по договору социального найма, необоснованна.
Статьей 17 Федерального закона от дата N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является отсылочной нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи с положениями этого же Федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Между тем, порядок предоставления жилого помещения в порядке очередности или в льготном (внеочередном) порядке этот пункт Правил не устанавливает.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
Таким образом, являясь получателем жилищной льготы, ФИО14 вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь.
Суд первой инстанции указанные положения закона при рассмотрении дела не учел, обязал ответчика обеспечить жилым помещением всю семью ФИО11 как имеющую право на внеочередное обеспечение жилым помещением, что нормами закона не предусмотрен. В связи с изложенным решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 марта 2016 года, постановленное по делу, не может быть признано законным, следовательно, оно подлежит отмене по основаниям ч. ч. 1, 2 ст. 330 ГПК РФ.
В силу п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Принимая по делу новое решение, судебная коллегия учитывает изложенные выше положения закона, а также право ФИО2 как лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, при котором, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. N 378, невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.
В силу ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" N 131-ФЗ от 6.10.2003 г. вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органа местного самоуправления.
ФИО15. является инвалидом и страдает заболеванием, которое указано в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 N 378, состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и включен в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди, имеет право на дополнительную площадь. Обеспечение ФИО2 жильем по договору социального найма во внеочередном порядке относится к полномочиям Администрации городского округа город Уфа, на территории которого он проживает.
С учетом изложенного, судебная коллегия возлагает на Администрацию городского округа город Уфа обязанность предоставить ФИО2 в черте города Уфы Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение в пределах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь, но не менее 28 кв.м общей площади.
Поскольку только ФИО16 относится к категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, истец ФИО1 таким правом не обладает, в связи с чем в удовлетворении требований по обеспечению жилым помещением ФИО1 судебная коллегия отказывает.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что ФИО17 относится к иным категориям граждан, определенным федеральным законом, которым жилые помещения муниципального жилищного фонда могут предоставляться органами местного самоуправления только в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, а ответчик, как орган местного самоуправления, данными полномочиями не наделен, основаны на ином толковании норм жилищного законодательства, которое нельзя признать верным.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. Поэтому предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью в соответствии со статьей 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, в статьях 14, 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения содержатся в статьях 14 и 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает доводы жалобы Администрации городского округа город Уфа о безосновательном возложении на нее обязанности по предоставлению жилого помещения, необоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ судебная коллегия,
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 9 марта 2016 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить ФИО2 в черте города Уфы Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека с учетом права на дополнительную жилую площадь, но не менее ... кв.м общей площади.
В удовлетворении остальной части иска прокурора Октябрьского района г. Уфы, ФИО1 о предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказать.
Председательствующий: ФИО10
судьи: Александрова Н.А.
Троценко Ю.Ю.
справка: судья Шакирова Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.