Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Низамовой А.Р.
Нурисламовой Э.Р.
при секретаре Ахмадеевой Р.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
Исковые требования ФИО3 к Администрации городского округа г.Стерлитамака о признании незаконным бездействия по невключению в сводный Список лиц, оставшихся без попечения родителей не имеющих закрепленного жилья, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обязании включить в Список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, признании незаконным отказа в предоставлении жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
установила:
ФИО3 обратилась с иском к администрации городского округа г.Стерлитамак РБ, в котором просит признать незаконным бездействие администрации городского округа г.Стерлитамак по невключению истца в сводный список лиц, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не имеющих закрепленного жилья, нуждающихся в предоставлении жилого помещения; обязать администрацию городского округа г.Стерлитамак включить истца в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей; признать незаконным отказ администрации городского округа г.Стерлитамак в предоставлении жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать Администрацию городского округа г.Стерлитамак предоставить истцу жилое помещение по договору найма специализированного жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Свои исковые требования мотивирует тем, что решением Белокатайского районного народного суда от дата несовершеннолетняя ФИО1 и ее сестры были отобраны у матери - ФИО8 Решением исполкома Белокатайского райсовета народных депутатов N ... от дата истец была направлена в детский дом, за ней было закреплено жилое помещение - площадь в жилом доме в д. адрес с/с адрес. дата Прокурором Белокатайского района подан протест на решение Белокатайского исполкома N ... в части закрепления жилья за истцом, согласно ответу Прокуратуры Белокатайского района от дата пункт о закреплении жилья за истцом отменен, истец признана лицом, относящимся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО3 обращалась в администрацию городского округа г.Стерлитамак с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся и предоставлении ей жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей. Однако, истцу было отказано в постановке на учет и предоставлении жилого помещения.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе ФИО3 просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности, указав, что суд при вынесении решения не учел требования ст. 2 ЖК РФ, ст. 40 Конституции РФ, в предоставлении жилья отказали безосновательно, родителей у её нет, живет у свекрови, имеет малолетнюю дочь, не работает, находится дома по уходу за ребенком.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, представителя Администрации городского округа г.Стерлитамак РБ - ФИО9, судебная коллегия приходит к следующему.
В пунктах 1, 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда, по мнению судебной коллегии, приведенным выше требованиям не отвечает и подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
На основании статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет. По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно статьям 1, 2 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно пунктам 8.1 - 8.5 Постановления Правительства РБ от 06 сентября 2013 г. N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Башкортостан" жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются: а) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; б) детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Порядком, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются указанным лицам на основании списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список.
Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно:
а) общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение;
б) жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
Из смысла указанных правовых норм следует, что социальная гарантия в виде однократного предоставления лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений предоставляется по месту жительства такого лица.
Отказывая в удовлетворении требований ФИО3, суд исходил из того, что на момент обращения в администрацию городского округа г. Стерлитамак о постановке на учет в качестве нуждающегося лица, оставшегося без попечения родителей, возраст ФИО3 превысил 23 года и у неё имелось закрепленное жилое помещение.
С данными выводами судебная коллегия не соглашается, поскольку они являются необоснованными.
Как установлено судом первой инстанции ФИО21.( ныне ФИО17) родилась дата, что подтверждается свидетельством о рождении серии VII-АР N ... от дата, актовая запись N ... от дата года рождения, отцом записан ФИО10, матерью ФИО11 (л.д. 33).
На основании решением Белокатайского районного народного суда от дата несовершеннолетние ФИО12, ФИО13, ФИО20. были отобраны у ФИО8 и переданы органам опеки и попечительства исполкома райсовета для решения вопроса об их устройстве (л.д. 23-24).
Решением исполкома Белокатайского райсовета народных депутатов N ... от дата истец была направлена в детский дом, за ней было закреплено жилое помещение - площадь в жилом доме в д. адрес с/с адрес (л.д. 11).
Справкой от дата, выданной ГБОУ Аургазинский детский дом РБ подтверждается, что ФИО19. воспитывалась в данном учреждении с дата по дата, находилась на полном государственном обеспечении, пользовалась льготами, предусмотренными N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" от дата (л.д. 21).
Справкой N ... от дата, выданной ГБОУ НПО Профессиональный лицей N ... г.Салават РБ подтверждается, что ФИО23. действительно обучалась по дневной форме обучения в данном учреждении с дата по дата по специальности "Мастер отделочных строительных работ", находилась на полном государственном обеспечении, пользовалась льготами, предусмотренными N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей" от дата (л.д. 17).
Согласно свидетельству о заключении брака I-AP N ... от дата, истец свою добрачную фамилию ФИО24 изменила на фамилию ФИО17 при вступлении в зарегистрированный брак дата (л.д. 32).
Из свидетельства о смерти I-AP N ... от дата, следует, что отец истицы ФИО10 умер дата (л.д. 34).
Согласно ответу администрации городского округа г. Стерлитамак РБ от дата ФИО3 отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях как относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на момент обращения с заявлением о постановке на учет её возраст превысил 23 года, а также в связи с наличием закрепленного жилого помещения.
Между тем, дата адрес подан протест на решение Белокатайского исполкома N ... в части закрепления жилья за истцом, так как согласно информации Белокатайского территориального участка Дуванского филиала ГУЛ "Бюро технической инвентаризации РБ", отделения по Белокатайскому и Мечетлинскому районам Управления Росреестра по РБ сведения о собственнике указанного жилого помещения, как на момент проверки, так и на момент закрепления за ФИО3 отсутствуют (л.д. 12-13).
На основании Постановления Администрации муниципального района адрес N ... от дата внесены изменения в пункт 2 решения исполкома Белокатайского райсовета народных депутатов Башкирской АССР от дата N ... " О направлении в детский дом ФИО18, ФИО22., ФИО6 1985 г.р.", отменив закрепление жилья за ФИО2 (л.д. 81).
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что жилое помещение было закреплено без законных оснований, что в свою очередь препятствовало истице встать на учет месту жительства в период до 23 лет.
Обязанность проверки условий проживания истицы в период с 18 до 23 лет лежала на органах опеки, которые не поставили ее на учет по формальным основаниям, незаконно закрепили жилье, в котором она не проживала.
Материалами дела подтверждается, что в период несовершеннолетнего возраста истица не имела попечения родителей. Обладала правом на социальную поддержку и получения жилья после окончания попечительства. Право не реализовала. Не имеет жилых помещений по договору социального найма и в собственности. Являлась и является нуждающейся. В период после окончания опеки обладала правом на включение в льготный список лиц, к которым относится в соответствии с правилами специального закона, в связи с чем, вправе ставить вопрос об обеспечении жильем по договорам специализированного найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд не учел названных выше сведений. Это привело к ошибочным выводам, неверному определению значимых обстоятельства и применению норм права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истица не реализовала принадлежавшее ей право на обеспечение жилым помещением по уважительным причинам.
Как разъяснено в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации дата, в случае признания причин, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование истца об обеспечении его жилым помещением подлежит удовлетворению.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает, что иск ФИО3 необходимо удовлетворить, поскольку ее право на обеспечение жильем как лица, принадлежавшего к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при установленных по делу обстоятельствах подлежит защите, хотя возраст истицы на момент обращения за такой защитой и превышал возраста 23 года.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять новое решение.
Признать незаконным бездействие администрации городского округа г. Стерлитамак РБ по невключению ФИО3 в сводный список лиц, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Обязать администрацию городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан включить ФИО3 в список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилья, как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Признать незаконным отказ администрации городского округа г. Стерлитамак РБ в предоставлении жилого помещения ФИО4 как лицу, оставшемуся без попечения родителей.
Обязать администрацию городского округа г. Стерлитамак РБ предоставить ФИО4 жилое помещение по договору найма специализированного жилья в черте городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Председательствующий: Т.Ф. Крыгина
Судьи: А.Р. Низамова
Э.Р. Нурисламова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.