Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.
судей: Идрисовой А.В.
Пономаревой Л.Х.
при секретаре ФИО1
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации МР адрес Республики Башкортостан ФИО11 на решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от датаг., которым постановлено:
исковые требования ФИО2, ФИО3 удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить ФИО2, ФИО3 по месту их проживания во внеочередном порядке жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Пономаревой Л.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2, ФИО3 обратились в суд с иском к Администрации МР адрес РБ, Правительству Республики Башкортостан о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору специализированных жилых помещений, мотивируя тем, что истцы относятся к категории детей сирот. Мать истцов ФИО4 умерла дата, а отец ФИО5, умер дата Постановлением Администрации Таштимеровского сельского адрес Республики Башкортостан N ... от дата. над сиротами установлена опека, их опекуном назначен ФИО6, после смерти которого постановлением сельской администрации адрес Республики Башкортостан N ... от дата. над Гимрановой В.Ф. опекуном назначена ФИО7, постановлением администрации адрес над Гимрановой Р.Ф. опекуном назначена ФИО8, ФИО9 с дата по дата обучалась в ПУ N ... адрес, ФИО10, также училась в данном учебном заведении с дата по дата Примерно год назад от родственников и других детей сирот, которые получили жилье, истцы узнали, что тем лицам, которые являются сиротами, положено льготное жилье. О таком праве ранее истцы не знали. Органы местного самоуправления, отдел опеки и попечительства, ни учебные заведения не разъяснили, что у истцов имеется такое право. При назначении опеки у истцов закрепленного жилья не было. После того как узнали, что сиротам положено жилье, истцы написали заявление главе Администрации МР адрес РБ, однако в предоставлении жилья было отказано, в связи с достижением предельного срока возраста 23-х лет. Истцы просили обязать ответчиков предоставить по месту проживания во внеочередном порядке жилое помещение по договору специализированных жилых помещений в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующих муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации МР адрес Республики Башкортостан ФИО11 просит решение суда отменить, указывая на то, что истцы утратили право на предоставление по месту проживания во внеочередном порядке жилое помещение по договору специализированных жилых помещений в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующих муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, поскольку обратились с указанными требованиями за пределами возраста 23 лет, ранее истцы не обращались с данными требованиями и на учете не состояли, уважительных причин препятствующих обращению в муниципальные органы не имеется.
Изучив материалы дела, выслушав ФИО2, представителя ФИО3, ФИО2 - ФИО12, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец ФИО2 (до замужества Гимранова - свидетельство о заключении брака N ... N ... от дата) родилась дата, истец ФИО3 (до замужества Гимранова - свидетельство о заключении брака N ... N ... от дата) родилась дата относятся к категории детей-сирот.
Родители истцов мать ФИО4 умерла дата, отец ФИО5 умер дата, о чем имеются свидетельства о смерти N ... N ... от дата и N ... N ... от дата
Постановлением Таштимеровского сельского адрес Республики Башкортостан от дата за N ... над несовершеннолетними Гимрановой В.Ф. и Гимрановой Р.Ф. установлена опека, опекуном назначен ФИО6
Постановлением Ташбулатовской сельской администрации
адрес Республики Башкортостан N ... от дата данное постановление отменено в связи со смертью опекуна ФИО6 и постановлением N ... от дата опекуном-попечителем над несовершеннолетней Гимрановой В.Ф. назначена ФИО13, которое отменено и постановлением от дата за N ... опекуном попечителем над несовершеннолетней Гимрановой В.Ф. назначена ФИО7
Опекуном на несовершеннолетней Гимрановой Р.Ф. была назначена ФИО8 согласно постановлению Администрации адрес от дата за N ...
Постановлением главы администрации адрес N ... с: дата за несовершеннолетними Гимрановыми В.Ф. и Р.Ф. был закреплен дом по адресу: адрес, д. Салаватово. При этом название улицы и номер дома в постановлении не указаны.
В период с дата по дата ФИО9 обучалась в ПУ N ... адрес, а ФИО10, также училась в данном учебном заведении с дата по дата.
Письмом Администрации МР адрес РБ от дата за N ... ФИО3 отказано в предоставлении жилья как детям сиротам в связи с достижением 23-летнего возраста и ранее не состояла на учете, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Аналогичный ответ дан ФИО2 (письмо от дата за N ... ).
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истцы как лица из числа детей-сирот имеют право на однократное обеспечение по договору найма жильем специализированного жилищного фонда, до настоящего времени ими не обеспечены, в связи с чем они в вправе ставить вопрос о реализации права, однако в этом им отказано, что нарушает их права, поэтому имеются основания для их принудительного восстановления заявленным способом, в связи с чем иск удовлетворил и обязал ответчика администрацию МР адрес РБ предоставить истцам жилье.
Однако судебная коллегия с названными выводами суда согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно положениям п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года), абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года) к лицам, имеющим право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).
Таким образом, дополнительные гарантии на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, установленные ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии с положениями ч. 9 ст. 8 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Частью 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что действие положений статьи 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции названного Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как следует из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением может быть удовлетворено в случае признания таких причин уважительными.
Из материалов дела следует, что с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и о включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями ФИО2, ФИО3 в возрасте с 18 до 23 лет в соответствующие органы не обращались, обратились лишь в 2014 г. в Администрацию МР адрес с заявлением о защите своих жилищных прав в возрасте соответственно 29 и 30 лет.
Каких-либо объективных причин, которые бы препятствовали ФИО14, ФИО3 самостоятельно обратиться в компетентные органы с заявлением постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в период возраста до 23 лет не было.
Доказательств, свидетельствующих об отказе ФИО2, ФИО3 по достижении 18 лет в постановке на учет, суду не представлено. В то время как обязанность по предоставлению данных доказательств возложена на истца нормами ст. 56 ГПК РФ.
Приведенные доводы истцов о том, что органы местного самоуправления, отдел опеки и попечительства, учебные заведения, им не разъяснили, что у них имеется такое право и истцами такое право на жилое помещение не было реализовано по вине органов опеки и попечительства, судебная коллегия считает несостоятельными.
ФИО2, ФИО3 достигнув 18-летнего возраста, приобрели дееспособность, т.е. способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права.
Таким образом, они самостоятельно могли реализовать свое право на обращение в соответствующие органы с заявлением о постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении по категории дети - сироты и дети, оставшихся без попечения родителей.
С заявлением о постановке на учет для получения жилья в Администрацию МР адрес РБ истцы обратились только в дата году.
Доводы о том, что ФИО2, ФИО3 не было известно о необходимости обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 23 лет, не является безусловной уважительной причиной, объясняющей не обращения ФИО2, ФИО3 с заявлениями о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории лиц из числа детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Учитывая, что до достижения 23 лет ФИО2, ФИО3 не обращались в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, отсутствие уважительных причин препятствующих данному обращению, судебная коллегия приходит к выводу, что в на настоящее время ФИО2, ФИО3 утрачено право на меру социальной поддержки, а именно право на получение жилого помещения вне очереди по основаниям, предусмотренным ФЗ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
С учетом изложенного судебная коллегия считает, оснований для удовлетворения требований истцов не имеется, в связи с чем решение суда не может быть законным и подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от дата. отменить.
Постановить новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО2, ФИО3 к администрации МР адрес Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о понуждении к предоставлению жилого помещения по договору специализированных жилых помещений отказать.
Председательствующий Алексеенко О.В.
Судьи Идрисова А.В.
Пономарева Л.Х.
Справка: судья ФИО16
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.