Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Низамовой А.Р.
Нурисламовой Э.Р.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Алексашине Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО14. на решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан, отделу опеки и попечительства Администрации городского округа город Сибай Республики Башкортостан о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязании включить в список детей-сирот, предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда - отказать.
Заслушав доклад судьи Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась с иском к Администрации ГО г. Сибай РБ, отделу опеки и попечительства Администрации ГО г. Сибай РБ о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязании включить в список детей-сирот, предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, мотивируя тем, что после смерти матери отец воспитанием ФИО1 и её брата не занимался, над ними установлена опека, опекуном назначен родной дядя ФИО7 После смерти родного отца, с дата она зарегистрирована в доме по адрес. После обращения к главе администрации с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещения, истцу дан ответ о том, что вопрос о постановке на учет будет решен в 2009 году, для чего необходимо представить выписки из домовой книги. Однако, какого-либо документа о постановке её на учет ей не предоставили. После смерти бабушки ФИО1 открыто наследство на квартиру, расположенную по адрес, общей площадью 38,1 кв.м. и адрес, общей площадью 39,4 кв.м. Согласно свидетельствам о праве на наследство по закону от дата истцу принадлежит по 1/8 доли в праве собственности на квартиру и дом. При этом она продолжает быть зарегистрированной и проживать в адрес. Ввиду того, что бабушкой оставлены доли в наследственном имуществе постановлением главы администрации ГО г. Сибай за N ... от дата её исключили из списка детей-сирот, нуждающихся в обеспечение жилым помещением. При этом не принято во внимание, что доля в праве собственности на дом по адрес небольшая, и составляет небольшую общую и жилую площади. Помимо нее в наследство вступили еще трое наследников. Указывает, что ответчиком не обследовался дом, в котором она продолжает проживать вместе с родственниками по адрес, не было учтено его состояние. Дом старый, бревенчатый, 1962 года постройки, удобства на улице, жилая площадь по документам составляет 8,5 кв.м. Её доля в наследстве на данный дом составила 4,9 кв.м. от общей площади дома. На момент снятия её с учета и в настоящее время дом практически не подлежит эксплуатации. Аналогично, наследственная доля в праве собственности на квартиру -1/8, её доля составляет 4,7 кв.м. от общей площади квартиры. Таким образом, при общем сложении по наследству её досталось жилая площадь в 9,6 кв.м., при этом минимальная норма жилья на человека необходимая при рассмотрении вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или так называемый федеральный стандарт социальной нормы площади жилья в России составляет не менее 18 кв.м. Данное решение об исключении её из списка детей-сирот, нуждающихся в обеспечение жилым помещением, ею не обжаловано. Так, при снятии с учета представители органов опеки и попечительства убедили истца, что так полагается по закону, поскольку ей досталось наследственное имущество, она утратила право на получение жилья. Указывает, что не имеет специального юридического образования, чтобы понять насколько законно или напротив незаконно поступали на тот момент должностные лица органов опеки и попечительства. В более сознательном возрасте из средств массовой информации и при общении с такими же как она сиротами узнала, что орган опеки и попечительства администрации городского округа город Сибай злоупотребил своим правом. Вместо того, чтобы защищать её права как сироты, в том числе жилищные, органы опеки и попечительства местной администрации, незаконно сняли с льготного жилищного учета, тем самым грубо нарушили её права как социального незащищенного гражданина. Полагает, что срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении пропустила по уважительной причине, поскольку только в 2014 году узнала, что ей как сироте должно было быть предоставлено жилое помещение, а органы опеки и попечительства незаконно сняли её с учета. дата ФИО1 обратилась в администрацию ГО г. Сибай с письменным заявлением о восстановлении в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий как сирота. Ответом главы администрации ГО г. Сибай от дата ей разъяснено, что она утратила статус сироты, поскольку достигла возраста 23 лет. В силу жизненных обстоятельств, в том числе в связи с беременностью не смогла обратиться в суд своевременно, при этом полагает, что в соответствии с действующим законом она имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда и заключение договора найма специализированного жилого помещения. Просит восстановить срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязать администрацию ГО г. Сибай РБ включить её в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; обязать администрацию ГО г. Сибай предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения; взыскать с ответчика государственную пошлину.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с принятым решением, ФИО15. обратилась с апелляционной жалобой, указав, что дом, в котором проживала бабушка, находится в разрушенном состоянии, непригоден для жилья, восстановлению не подлежит.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ФИО16. - ФИО8, поддержавшую жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральный закон от дата N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Как указано в пункте 9 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из ч. 3 ст. 49 ЖК Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).
Согласно статьи 1 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с действовавшим до дата правовым регулированием предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилья по договору социального найма вне очереди, предполагалось, что эти меры социальной поддержки применяются только, если гражданин заявил о своей нуждаемости в предоставлении жилья, то есть встал в очередь, как это было предусмотрено ст. 52, п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а до дата - статьями 28, 30 и пунктом 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действовавшей в редакции до дата, такой гражданин после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечивался органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору социального найма.
При этом, если такой гражданин, состоявший на учете нуждающихся, не был обеспечен жильем до достижения возраста 23 лет, он не утрачивал это право, поскольку это не являлось основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождало соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение.
Действующая с дата новая редакция статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ, а также положений ЖК РФ, относящихся социальному жилищному и специализированному жилищному фонду, предусматривает предоставление такой категории граждан жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. При этом, пунктом 9 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По смыслу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ в его взаимосвязи с иными положениями статьи 8 данного Федерального закона право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами, включенными по достижении 14-летнего возраста в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обратившимися по достижении возраста 18 лет с соответствующим письменным заявлением, но которые не были обеспечены жилым помещением до достижения возраста 23 лет. Законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых этим Федеральным законом. По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имели лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Указанное право этими лицами утрачивалось, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Отказывая ФИО1 в удовлетворении её требований о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обязании включить в список детей-сирот, предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, суд исходил из того, что Федеральный закон от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К последним названный Закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Срок реализации указанной категории граждан жилищных прав ограничен возрастом 18-23 года, является пресекательным и не относится к сроку исковой давности либо иному сроку, подлежащему восстановлению. Поскольку истцом не представлено отвечающих критериям относимости и допустимости достоверных доказательств наличия объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обжалованию постановления о снятии с учета, о наличии каких-либо обстоятельств, объективно препятствовавших ей с 18 лет своевременно реализовать свои жилищные права.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они являются обоснованными.
Как следует из материалов дела, ФИО1 относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать ФИО1 - ФИО2 умерла дата, о чем предоставлено свидетельство серии II-АР N ...
Отец ФИО1 - ФИО3 умер дата (свидетельство о смерти серии I-AP N ... ).
Постановлением Администрации г. Сибай РБ N ... от дата над ФИО1 установлена опека, опекуном назначен ФИО7
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что с заявлением о постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, как не имеющая в собственности либо закрепленного за ней жилого помещения, и являющейся социальной сиротой, ФИО1 впервые обратилась в Администрацию ГО г. Сибай РБ в декабре 2008 года.
Письмом Администрации ГО г. Сибай РБ N ... от дата ФИО1 была уведомлена, что вопрос о её постановке во внеочередной список по месту жительства будет рассмотрен в апреле 2009 года, поскольку в соответствии с Законом Республики Башкортостан N ... от дата "О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан" ежегодно с 1 января по 1 апреля проходит перерегистрация граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Администрации ГО г. Сибай РБ N ... от дата ФИО1 была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
В последующем с заявлением о восстановлении ее в списке нуждающихся в обеспечение жильем ФИО1 обратилась в орган местного самоуправления в апреле 2014 года.
Письмом от дата Администрация Го г. Сибай РБ уведомила ФИО1 о том, что в связи с достижением возраста более 23-х лет, ею утрачено право на постановку на учет на обеспечение жильем.
Также материалами дела установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит 1/8 доля в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: адрес, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от дата.
В то же время в свидетельстве о праве на наследство по закону от дата указано, что ФИО1 унаследована и 1/8 доля в праве собственности на дом, находящийся в адрес. Однако право собственности в регистрирующем органе надлежаще не оформлено.
При таких обстоятельствах, выводы суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 являются обоснованными.
Довод апелляционной жалобы о том, что дом, расположенный по адресу: адрес, является аварийным и непригодным для проживания не может служить основанием для отмены принятого решения, поскольку данных о том, что принадлежащее истцу жилое помещение в установленном законом порядке признано непригодным для проживания не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО1 незаконно была исключена из списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, не может служить основанием для отмены принятого решения, поскольку ФИО1 в 2012 году узнала о том, что была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей., однако с иском в суд обратилась лишь в апреле 2016 года, т.е. с пропуском срока для обжалования действий администрации по исключению её из указанного списка.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены постановленного решения, поскольку направлены на собственную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судом, иное толкование закона, что не влечет отмену обжалуемого судебного акта.
Доказательствам и фактическим обстоятельствам дела судом дана надлежащая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ. Оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сибайского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО17 без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Ф. Крыгина
Судьи: А.Р. Низамова
Э.Р. Нурисламова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.