Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А. и Троценко Ю.Ю.,
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.,
при секретаре Муртазине И.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан, в интересах ФИО1 к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения
по апелляционным жалобам представителя Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - ФИО6, представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - ФИО7 на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 7 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан, действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения.
В обоснование своих требований указывает, что прокуратурой Орджоникидзевского района г.Уфы Республики Башкортостан проведена проверка по обращению законного представителя ФИО1, ... года рождения - ФИО8 о нарушении жилищных прав, связанного с не предоставлением жилого помещения.
ФИО1 является собственником ... доли комнаты, расположенной по адресу: адрес, площадью ... кв.м.
В ходе проверки установлено, что ФИО1, ... года рождения является инвалидом ... группы по психическому заболеванию, решением суда признан недееспособным.
Согласно заключению ВК N ... от дата по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч. 2 п. 3 ст.57 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года N378. Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа от дата N ... ФИО1 признан малоимущим. Также распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа от дата N ... ФИО1 принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма для обеспечения жильем вне очереди, однако ответчик по настоящее время не обеспечил ФИО1 жилым помещением, что является нарушением его прав и законных интересов.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 7 октября 2015 года исковые требования Прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы в интересах ФИО1 удовлетворены частично: на Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить ФИО1, ... года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма не менее ... кв.м.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан ФИО6 просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права вследствие недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела. В обоснование своих доводов указывает, что Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан (инвалидов) ни законом Российской Федерации, ни законом Республики Башкортостан не наделена. Кроме того, у Администрации городского округа город Уфа отсутствует источник финансирования для обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, в связи с чем на нее не может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения указанным гражданам. Также, действующим законодательством не предусмотрена возможность предоставления дополнительных жилых помещений в виде отдельных комнат.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан ФИО7 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Полагает, что судом нарушены нормы материального права. Так, по мнению заявителя, в отношении инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после дата предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. ФИО1 признан нуждающимся в предоставлении жилья и поставлен на соответствующий учет после дата. Обеспечение таких категорий граждан может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями. По аналогичным делам судами принимались решения об обязании Правительство РБ предоставить жилые помещения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда по правилам апелляционного производства (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя ФИО1- ФИО8, прокурора ФИО4, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения судебного решения.
Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08 июня 2006 года "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" норма предоставления, площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1, ... года рождения является инвалидом ... группы по психическому заболеванию, решением суда признан недееспособным.
Распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа от дата N ... ФИО1 признан малоимущим.
Также распоряжением главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа от дата N ... ФИО1 принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма для обеспечения жильем вне очереди.
Согласно заключению ВК N ... от дата по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья согласно ч. 2 п. 3 ст.57 ЖК РФ и постановления Правительства РФ от 16 июня 2006 года N378.
ФИО8 является опекуном ФИО1 на основании Распоряжения главы Администрации Орджоникидзевского района ГО г.Уфа от дата N ... , о чем было выдано опекунское удостоверение N ... от дата.
ФИО1 является собственником ... доли комнаты, расположенной по адресу: адрес, площадью ... кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от дата.
Разрешая исковые требования, исходя из положений ч. 1 ст. 51, п. 3 ч. 2 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 и постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 877, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что истец имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по норме предоставления общей площади жилого помещения с учетом права на пользование дополнительной жилой площадью.
С учетом нормы предоставления жилого помещения и права на дополнительную жилую площадь, а также имеющейся в собственности у ФИО1 ... доли комнаты, расположенной по адресу: адрес, площадью ... кв.м., суд обоснованно обязал ответчика предоставить жилое помещение общей площадью не менее ... кв. м.
Указанные выводы подробно мотивированы в судебном решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на имеющихся в материалах дела доказательствах и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы апелляционных жалоб о том, что согласно действующему законодательству обеспечение таких категорий граждан как ФИО1 может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, несостоятельны.
Согласно статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору. В данном случае опекун ФИО1 обратилась в Администрацию Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ, он состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признан малоимущим. В связи с чем суд обоснованно возложил на Администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан обязанность по предоставлению ФИО1 жилого помещения с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Кроме того, обеспечение ФИО1 жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного фонда и других обстоятельств, таких как наличие или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников и от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с требованиями закона. Все приведенные в жалобе доводы подробно исследовались судом и им дана правильная оценка.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 07 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Администрации Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - ФИО6, представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Справка: судья Л.А.Шакирова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.