Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Алексеенко О.В.,
судей Александровой Н.А. и Кривцовой О.Ю.
при секретаре Сабитовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ИАФ на решение Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 мая 2016 г., по иску ИАФ к Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Кривцовой О.Ю., судебная коллегия
установила:
ИАФ обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города) о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером N ... : N ... : N ... : N ... , площадью N ... кв.м, в Садоводческом некоммерческом товариществе "Коллективный сад N 3" (далее - СНТ "Коллективный сад N 3") в Калининском районе городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (участок номер N ... ).
Заявленные требования мотивированы тем, что истец является членом СНТ "Коллективный сад N 3" и владеет земельным участком с кадастровым номером N ... : N ... : N ... : N ... , площадью N ... кв.м, предоставленным решением исполнительного комитета Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР N 7/25 от 18 августа 1972 г., а также приказом Уфимского моторостроительного завода N 227 от 16 ноября 1972 г.
N ... августа N ... г. ИАФ обратилась с заявлением в адрес Администрации города о предоставлении садового участка в СНТ "Коллективный сад N 3" в собственность бесплатно.
Письмом Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан (далее - УЗИО Администрации города) отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность в связи с отсутствием доказательств выделения земельного участка данному коллективном саду N 3 Калининского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, а также нахождения территории СНТ "Коллективный сад N 3" во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Решением Калининского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 10 мая 2016 г. постановлено:
в удовлетворении исковых требований ИАФ к Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа адрес, Администрации городского округа адрес о признании за ИАФ права собственности на земельный участок N N ... , площадью N ... кв.м., кадастровый номер N ... : N ... : N ... : N ... , расположенный по адресу: адрес, адрес РБ" отказать за необоснованностью
В апелляционной жалобе ИАФ ставит вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, считая его постановленным с нарушением норм процессуального и материального права.
Истец ИАФ, представитель ответчика - Администрации города, представители третьих лиц УЗИО Администрации города, МУП "Уфаводоканал", СНТ "Коллективный сад N N ... " в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщали, в связи с чем, на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч. 1, 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИАФ является членом СНТ "Коллективный сад N 3" и за ней закреплен земельный участок N N ... , с кадастровым номером N ... : N ... : N ... : N ... , площадью N ... кв.м, что подтверждается членской книжкой садовода (л.д. N ... ), выпиской из протокола N N ... общего собрания садоводов СНТ "Коллективный сад N 3" от N ... января N ... г. (л.д. N ... ).
ИАФ N ... августа N ... г. обратилась в Администрацию города с заявлением о разрешении оформления в собственность занимаемого ею земельного участка с кадастровым номером N ... : N ... : N ... : N ... , находящегося по адресу: РБ, адрес, СНТ "Коллективный сад N 3", участок N ...
Письмом УЗИО Администрации города от N ... сентября N ... г. за N И- N ... ИАФ отказано в удовлетворении заявления, так как доказательств выделения СНТ "Коллективный сад N 3" земельного участка, в пределах которого расположен испрашиваемый земельный участок, для организации коллективного сада, не имеется. Кроме того указано, что территория СНТ "Коллективный сад N 3" находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов (л.д. N ... ).
Земельный участок с кадастровым номером N ... : N ... : N ... : N ... сформирован, N ... декабря N ... г. поставлен на государственный кадастровый учет, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, площадь N ... кв.м, местоположение: РБ, адрес, д. адрес, ОСТ ОАО УМПО N 3 участок N N ... (л.д. N ... ).
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый в собственность земельный участок входит во второй пояс зоны санитарной охраны водных объектов, относится к категории земель ограниченных в обороте.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ (редакции от 8 марта 2015 г.) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - пунктом 2.7, до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
На основании пункта 2.8 этой же статьи 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР N 7/25 от 18 августа 1972 г. земельный участок площадью 76,0 га исключен из фонда пахотных земель подсобного хозяйства Уфимского моторостроительного завода, указано на необходимость считать его коллективным садом рабочих и служащих завода, на замдиректора завода возложена обязанность перерегистрировать сады в Управлении по делам строительства и архитектуры Уфимского горсовета.
На основании данного решения N 7/25 от 18 августа 1972 г. Уфимским моторостроительным заводом 16 ноября 1972 г. издан приказ N 227 о передаче из фонда пахотных земель подсобного хозяйства коллективному саду N 3 рабочих и служащих Уфимского моторостроительного завода в количестве 46 га в районе проселка "Новостройки".
Решением исполкома Калининского районного Совета народных депутатов г. Уфы БАССР N N ... от N ... ноября N ... г. зарегистрирован Устав садоводческого товарищества коллективного сада N 3 на площади N ... га, отведенной решением Горисполкома N N ... от N ... августа N ... г.
Пунктом N ... Устава установлено, что впредь данный коллективный сад будет именоваться "Коллективный сад N 3 УМПО" (л.д. N ... ).
Согласно п.1.1. Устава ОСТ ОАО "УМПО", зарегистрированного N ... апреля N ... г. N N ... , потребительский кооператив ОСТ ОАО "УМПО" создан в результате реорганизации в форме преобразования общественного объединения "Огородно-садоводческие товарищества при АО "УМПО", зарегистрированного постановлением главы адрес РБ N N ... от N ... марта N ... г.
Потребительский кооператив ОСТ ОАО "УМПО" является правопреемником всех прав и обязанностей (включая штрафы и пени) реорганизованного в форме преобразования Огородно-садоводческих товариществ при АО "УМПО" (п. N ... ).
Постановлением главы администрации г. Уфы Республики Башкортостан от 16 декабря N ... г. N N ... в аренду ОСТ ОАО "УМПО" коллективный сад N N ... для ведения садоводства предоставлен земельный участок площадью N ... га, расположенный у деревни адрес в адрес Республики Башкортостан, сроком на N ... лет.
Впоследствии земельный участок общей площадью N ... га разделен на несколько отдельных участков, право аренды ОСТ ОАО "УМПО" коллективный сад N 3 на которые установлено с N ... января N ... г. до N ... декабря N ... г.
Протоколом N N ... отчетно - перевыборного собрания садоводческого товарищества ОСТ ОАО "УМПО" Сад N 3 от N ... января N ... г. Коллективный сад N 3 ОСТ ОАО "УМПО" реорганизован в СНТ "Коллективный сад N 3", подготовлен Устав, N ... мая N ... г. вновь образованное юридическое лицо зарегистрировано в ЕГРЮЛ и поставлено на налоговый учет.
Действующий Устав СНТ "Коллективный сад N 3" также содержит указание на то, что оно создано без ограничения срока деятельности на основании решения Исполкома Уфимского городского Совета депутатов трудящихся от N ... августа N ... года N N ... , постановления главы администрации г. Уфы Республики Башкортостан от N ... декабря N ... г. N N ...
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что СНТ "Коллективный сад N 3" является правопреемником коллективного сада N 3 рабочих и служащих Уфимского моторостроительного завода, которому земельный участок предоставлен в августе N ... г.
Из представленных материалов дела, членской книжки садовода, выписки из протокола, испрашиваемым участком N N ... в СНТ "Коллективный сад N 3" пользуется истец, является членом СНТ "Коллективный сад N 3", ею осуществляется плата ежегодных членских взносов.
Испрашиваемый земельный участок N N ... расположен в границах СНТ "Коллективный сад N 3", что не оспаривалось сторонами.
В настоящее время сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в Управлении Росреестра по РБ отсутствуют.
Таким образом, ИАФ является членом СНТ "Коллективный сад N 3", земельный участок которому предоставлен до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", на законных основаниях владеет спорным участком, расположенным на территории данного СНТ; использует участок по его целевому назначению - для ведения садоводства, регулярно оплачивает ежегодные членские взносы, задолженности по их уплате не имеет.
В абз. 6 п. 2.7 названной ст. 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ указано, что в случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Из подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).
Статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) введены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, согласно пункту 1 которого водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 4, 5 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ).
Доказательств того, что испрашиваемый участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставлении ИАФ, Администрацией города не представлено.
Указание УЗИО Администрации города на то, что испрашиваемый земельный участок входит во второй пояс зоны санитарной охраны водных объектов какими-либо доказательствами не подтверждено.
В основу решения об отказе в удовлетворении исковых требований ИАФ, судом первой инстанции положено письмо УЗИО Администрации города от N ... сентября N ... г. N И- N ... , которое является недопустимым доказательством, поскольку отсутствует нормативно-правовой акт с приложением картографических данных, материалов, позволяющие достоверно определить, что испрашиваемый земельный участок находятся во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения.
МУП "Уфаводоканал" неоднократно направляло письма в адрес суда первой инстанции, в которых указывало, что в публичной кадастровой карте отсутствуют сведения о границах земельного участка с кадастровым номером N ... : N ... : N ... : N ... , по адресу: адрес, д. адрес "Коллективный сад N 3", в связи с чем, для подготовки ответа по вопросу расположения данного участка относительно зоны санитарной охраны источников водоснабжения необходимо представить точные сведения о местоположении участка: координаты, угловых точек земельного участка или схему расположения участка в кадастровом квартале.
Кадастровый паспорт земельного участка N ... : N ... : N ... : N ... также не содержит каких-либо обременений использования земельного участка, указанное подтверждается выкопировкой из публичной кадастровой карты, находящейся в общем доступе на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адресу: http://maps.rosreestr.ru/PortalOnline.
В материалы дела не представлены документы, на основании которых возможно определить отнесение спорного земельного участка к ограниченным в обороте, органом исполнительной власти зоны санитарной охраны источника водоснабжения; границы первого, второго пояса и третьего пояса ЗСО не установлены.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу положений ч. 1 - 3 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Следовательно, стороны по делу вправе предоставлять любые доказательства, достоверные и относимые доказательства, которые обосновывают их позицию в суде. Позиция ответчика по делу никаким доказательствами не подтверждена, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований ИАФ о признании права собственности на земельный участок.
При таких обстоятельствах, решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 мая 2016 г. подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований ИАФ к Администрации города о признании права собственности на земельный участок.
Руководствуясь ст.ст. 198, 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Республики Башкортостан от 10 мая 2016 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать за ИАФ право собственности на земельный участок с кадастровым номером N ... : N ... : N ... : N ... , площадью N ... кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения садоводства, адрес (описание местоположения): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: адрес, д. адрес, ОСО ОАО УМПО N 3 участок N ...
Председательствующий
Судьи
Справка: судья ТРА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.