Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Милютина В.Н.
судей Мугиновой Р.Х.
Вахитовой Г.Д.
при секретаре Хусаиновой Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа на решение Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата года, которым постановлено:
Исковое заявление ФИО11 к Администрации ГО г. Уфа удовлетворить.
Обязать Администрацию Городского округа город Уфа, в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым номером N ... разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположенного по адресу: адрес и направить ФИО11 и ФИО11 для подписания согласно долям в общем домовладении, а именно: с ФИО11 на ... доли, с ФИО11 на ... доли.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО11 обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью ... кв.м., с кадастровым номером N ... расположенного по адресу: адрес и направить истцу для подписания, свои исковые требования мотивируя тем, что истцам принадлежит на праве общей долевой собственности индивидуальный жилой дом общей площадью N ... кв. м., находящийся по адресу: адрес. При этом, ФИО11 принадлежит ... доли в праве общей долевой собственности на жилой дом. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью ... кв.м., которому присвоен кадастровый номер N ... имеет разрешенное использование: Для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
На обращение истца о предоставлении земельного участка в собственность Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа ответило отказом, поскольку земельный участок находится в территориальной зоне "Р-2", вид разрешенного использования земельного участка в данной территориальной зоне запрещен, земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Истцы просят суд обязать ответчика в месячный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить ФИО11 проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером N ... общей площадью ... кв. м., расположенного по адресу: адрес, согласно долям в общем домовладении.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Концепция собственности или имущества толкуется Европейским судом по правам человека очень широко и включает в себя широкий спектр экономических интересов субъектов права, которые могут быть нарушены при деятельности органов государственной власти, вводящих ограничения права собственности.
В силу ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Как следует из ст. 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги является основанием государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок. Таким образом, выписка из похозяйственной книги о наличии у лица права на земельный участок, является документом - основанием права на спорный объект недвижимости.
К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 25 ЗК РФ).
Статьей 37 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 года N 629, действовавшим на дату обращения истца к ответчику, утвержден порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что истцы, как собственники жилого дома, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен данный жилой дом, по цене, определяемой в порядке, установленном ЗК РФ, в связи с чем, заявленные ими исковые требования подлежали удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, исходя из следующего.
Как следует из материалов, на основании свидетельства о
государственной регистрации права N ... от дата выданного
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и
картографии по Республике Башкортостан, истец ФИО11 является
собственником ... части жилого дома, общей площадью ... кв.м.
расположенного по адресу: адресИстец ФИО11 является собственником 1/2 части жилого дома, общей
площадью 77,5 кв.м., расположенного по адресу: адрес на основании свидетельства о государственной регистрации
права N ... от дата. выданного Управлением Федеральной
службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым
номером N ... площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, адрес: адрес
адрес Согласно выписке ЕГРП, правообладателями жилого дома, расположенного по адресу адрес с кадастровым номером N ... , площадью ... кв.м. являются ФИО11. 1/2 доля в праве, и ФИО11 доля в праве, данные о государственной регистрации ограничении (обременении) права отсутствуют.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений данные о правообладателе на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, о государственной регистрации ограничении (обременении) права отсутствуют.
Истцы обратились в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес Письмом Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N N ... от дата, им было отказано в предоставлении за плату в собственность земельного участка на том основании, что данный земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения "Р-2", предназначенной для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения, с ограничением предоставления их в собственность.
В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Вышеприведенная норма права содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается отказ в предоставлении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таковым относятся: изъятие земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Ответчик вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставил суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность, в связи с ограничением испрашиваемого земельного участка в обороте, установленным федеральным законом запретом на предоставление земельных участков, резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Довод апелляционной жалобы ответчика о нахождении испрашиваемого земельного участка в рекреационной зоне является несостоятельным в силу следующего.
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут включаться рекреационные зоны (часть 1). При этом земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (часть 9). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящий момент на территории городского округа адрес Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Согласно ст. 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В соответствии с пунктом 43.4 рекреационные зоны "Р-1", "Р-2" - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.
Согласно с пунктом 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Однако, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что испрашиваемый истцом земельный участок изъят, ограничен в обороте, на нем находятся вышеуказанные объекты для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан материалы дела не содержат.
Также в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов, к землям особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также не имеется сведений и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером N ... правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный ст. ст. 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеется. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на предоставление такого земельного участка в собственность.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РБ от 29.12.2014 г. N 629 (ред. от 02.06.2015) "О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках", цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере трех процентов от их кадастровой стоимости, действующей на момент обращения заявителя, при продаже их гражданам, являющимся собственниками объектов индивидуального жилищного строительства, расположенных на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, индивидуальных гаражей (отдельно стоящих гаражей и гаражных боксов) в составе гаражных потребительских кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством и настоящим Постановлением.
Изложенное свидетельствует о том, что заявитель обладает правом выкупа испрашиваемого земельного участка в соответствии условиями п. 2 Постановления Правительства РБ от дата г. N N ... (ред. от 02.06.2015), действовавшей на дату обращения истцов в Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ и в Администрацию ГО г. Уфа РБ - дата г. (л.д. 11).
Довод апелляционной жалобы о том, что сведения о втором индивидуальном жилом доме и иных строений при обращении в Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа представлено не было, нельзя признать состоятельными, поскольку в обоснование данного довода вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каких-либо доказательств не представлено. Представленный в суд апелляционной инстанции Акт осмотра и установления фактического использования земельного участка N 1571/о от 18.05.2016 г. не может быть принят во внимание, поскольку не содержит в себе сведений, свидетельствующих о затрагивании интересов иных собственников жилых помещений.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление земельного участка в общую долевую собственность истцам будет нарушать права иных собственников зданий, располагающихся на спорном земельном участке, нельзя признать состоятельным, поскольку ответчиком не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии зарегистрированных прав на жилой дом, на котором находится испрашиваемый земельный участок. Кроме того, необходимо отметить, что в том случае, если и возникнут какие-либо правопритязания, действующее законодательство предоставляет заинтересованным лицам право обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав или законных интересов.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при разрешении заявленного спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
В соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке установленном ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Каких-либо ограничений прав, предусмотренных ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, установленных органами государственной власти местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано.
Таким образом, ФИО11 как собственник и жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: адрес имеют право приобрести указанный земельный участок в собственность, путем выкупа, а именно, заключив договор купли-продажи земельного участка, в связи с чем исковые требования подлежали удовлетворению.
Предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Демского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г.Уфа ФИО11 - без удовлетворения.
Председательствующий Милютин В.Н.
Судьи Мугинова Р.Х.
Вахитова Г.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.