Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.
судей Гибадуллиной Л.Г., Якуповой Н.Н.
при секретаре Алексеевой О.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковое заявление БСФ к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить БСФ, дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Заслушав доклад судьи ФИО7, судебная коллегия
установила:
БСФ A.M. обратился в суд с иском к администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда.
В обоснование иска указано, что БСФ A.M. является лицом из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке и жилое помещение должно было быть ему предоставлено по достижению возраста 18 лет.
Просит обязать администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить ему благоустроенное жилое помещение из специализированного жилого фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности, указывая на то, что она является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Порядковый номер очереди истца в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий - 29, а дети-сироты, состоящие в очереди впереди истца, еще не обеспечены жильем. Удовлетворяя исковые требования по внеочередному предоставлению жилья, суд тем самым нарушил права неограниченного круга лиц, включенных до истца в список с даты подачи заявлений о признании нуждающимися в жилых помещениях. Отсутствие достаточного финансирования не является виной администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан и объективно препятствует выполнению государственных полномочий в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.ч.1, 2 ст.327.1 ГПК Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался ч.1 ст.8 ФЗ от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 2 ст. адрес от дата N 7-кз "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и исходил из факта нарушения прав истца на обеспечение жилым помещением.
Статьей 7 Конституции Российской Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "ж" ч. 1 ст. 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части первой ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч.3 ст.40 Конституции РФ).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от дата N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Как следует из преамбулы Федерального закона от дата N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также из ст.1 этого закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Аналогичные требования закреплены в ст.5 Закона РБ от дата N ... -з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от дата N159-ФЗ (в ред.Федерального закона от дата N15-ФЗ) "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Из части первой ст.109.1 Жилищного кодекса РФ (в ред. от дата) следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 8 ст.8 Федерального закона от дата N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от дата N15-ФЗ) установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п.7 ст.1 Закона РБ от дата N ... "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в адрес, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, БСФ, дата года рождения, относится к числу детей - сирот и закрепленного жилого помещения не имеет.
Родители БСФ A.M. умерли, мать - БСФ умерла дата, отец - БСФ умер дата, что подтверждается свидетельствами о смерти.
Согласно списку детей-сирот муниципального района адрес Республики Башкортостан по состоянию на дата БСФ A.M. числится под N ... (основание - постановление N ... , дата постановки на учет - дата).
В соответствии с данными Мелеузовского межрайонного филиала ГУП "БТН РБ" регистрация права за БСФ A.M. до создания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ не проводилась.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним БСФ A.M. правами отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества не обладает.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования БСФ, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что предоставление жилых помещений лицам, отнесенным к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривается ст.8 Федерального закона N159-ФЗ от дата "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст.109.1 Жилищного кодекса РФ, и возложил на администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан обязанность по восстановлению нарушенных прав истца по обеспечению БСФ жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального права.
Таким образом, право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма у БСФ, состоящего на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло по достижению совершеннолетия, а возможность предоставления ему указанного жилья после достижения N ... лет.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии права на внеочередное обеспечение жильем указанной категории лиц, является несостоятельным, поскольку положения ст.57 Жилищного кодекса РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья отдельных категорий граждан в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список иных граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Сафин Ф.Ф.
Судьи Гибадуллина Л.Г.
Якупова Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.