Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Алексеенко О.В.,
судей: Идрисовой А.В. и Пономаревой Л.Х.,
при секретаре Ф.Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Калининского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 30 марта 2016 года по иску Закировой О.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Идрисовой А.В., пояснения З.О.В. и ее представителя Г.И.А., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
З.О.В. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование требований указано, что она является членом СНТ коллективного сада N адрес. Истец просит признать за ней право собственности на земельный участок N ... кадастровый номер N ... площадью 874 кв.м, расположенный по адресу: адрес, СНТ Коллективный сад N ...
Решением Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата постановлено:
"Исковые требования З.О.В. к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать за З.О.В. право собственности на земельный участок N ... общей площадью 874 кв.м, кадастровый номер N ... , расположенный в Садоводческом некоммерческом товариществе "Коллективный сад N адрес", расположенного по адресу: адрес, адрес.
Данное решение считать основанием для регистрации за З.О.В. права собственности на земельный участок N ... общей площадью 874 кв.м, кадастровый номер N ... , расположенный в Садоводческом некоммерческом товариществе "Коллективный сад N адрес", расположенного по адресу: адрес, адрес, адрес, в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес".
В апелляционной жалобе Администрация городского округа адрес Республики Башкортостан просит отменить решение и отказать в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения адрес, в связи с чем, данный участок ограничен в обороте, что влечет невозможность передачи его в собственность.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РБ извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит постановленное решение законным и обоснованным.
В пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" от 19.12.2003 г. N 23 разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом первой инстанции установлено, что истец является членом СНТ Коллективный сад N ... ОАО " ... " адрес Республики Башкортостан, ему был предоставлен земельный участок N ... в СНТ Коллективный сад N ... ОАО " ... " адрес Республики Башкортостан, что подтверждается выпиской из протокола N ... Общего собрания садоводов СНТ Коллективного сада N ... от дата.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от дата, расположенного: адрес, д. адрес, ОСТ ОАО ... N ... , участок N ... , с кадастровым номером N ... относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для ведения садоводства.
Истец дата обратилась в Администрацию ГО адрес РБ с заявлением о разрешении оформления в собственность занимаемого ею земельного участка с кадастровым номером N ... , находящегося по адресу: РБ, адрес, СНТ "Коллективный сад N ... ", участок N ...
Согласно ответа Управления по земельным ресурсам Администрации ГО адрес от дата N ... отказано в удовлетворении заявления, так как доказательств выделения СНТ "Коллективный сад N ... " земельного участка, в пределах которого расположен испрашиваемый земельный участок, для организации коллективного сада, не имеется.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок, в пределах которого находится испрашиваемый истцом в собственность садовый земельный участок, предоставлен коллективному саду N ... на законных основаниях для ведения садоводства до введения в действие ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ". Запрета на предоставление земельного участка в частную собственность, установленного федеральным законом, при рассмотрении дела не установлено. Доказательств наличия оснований для отказа в предоставлении истцу в собственность земельного участка ответчиком суду не представлено.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Довод апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый в собственность земельный участок входит во второй пояс зоны санитарной охраны водных объектов, относится к категории земель ограниченных в обороте, а потому не может быть передан в собственность истца, не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и
их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36, часть 3). Таким федеральным законом, регулирующим, в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, является, в частности, Земельный кодекс Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ (редакции от 8 марта 2015 г.) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" - пунктом 2.7, до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
На основании пункта 2.8 этой же статьи 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Уфимского городского Совета депутатов трудящихся Башкирской АССР N ... от дата земельный участок площадью 76,0 га исключен из фонда пахотных земель подсобного хозяйства ... , указано на необходимость считать его коллективным садом рабочих и служащих завода, на замдиректора завода возложена обязанность перерегистрировать сады в Управлении по делам строительства и архитектуры Уфимского горсовета.
На основании данного решения N ... от дата Уфимским моторостроительным заводом дата издан приказ N ... о передаче из фонда пахотных земель подсобного хозяйства коллективному саду N ... рабочих и служащих Уфимского ... в количестве 46 га в районе проселка " ... ".
Решением исполкома адрес Совета народных депутатов адрес БАССР N ... от дата зарегистрирован Устав садоводческого товарищества коллективного сада N ... на площади 46 га, отведенной решением Горисполкома N ... от дата
Пунктом 3 Устава установлено, что впредь данный коллективный сад будет именоваться "Коллективный сад N ... " (л.д. 30).
Согласно п. 1.1. Устава ОСТ ОАО " ... ", зарегистрированного дата N ... , потребительский кооператив ОСТ ОАО " ... " создан в результате реорганизации в форме преобразования общественного объединения "Огородно-садоводческие товарищества при АО " ... ", зарегистрированного постановлением главы адрес РБ N ... от дата
Потребительский кооператив ОСТ ОАО " ... " является правопреемником всех прав и обязанностей (включая штрафы и пени) реорганизованного в форме преобразования Огородно-садоводческих товариществ при АО " ... " (п.1.2.).
Постановлением главы администрации адрес Республики Башкортостан от дата N ... в аренду ОСТ ОАО " ... " коллективный сад N ... для ведения садоводства предоставлен земельный участок площадью 39,9534 га, расположенный у деревни адрес в адрес Республики Башкортостан, сроком на 10 лет.
Впоследствии земельный участок общей площадью 39,9534 га разделен на несколько отдельных участков, право аренды ОСТ ОАО "УМПО" коллективный сад N ... на которые установлено с дата до дата
Протоколом N ... отчетно - перевыборного собрания садоводческого товарищества ОСТ ОАО " ... " Сад N ... от дата Коллективный сад N ... ОСТ ОАО " ... " реорганизован в СНТ "Коллективный сад N ... ", подготовлен Устав, дата вновь образованное юридическое лицо зарегистрировано в ЕГРЮЛ и поставлено на налоговый учет.
Действующий Устав СНТ "Коллективный сад N ... " также содержит указание на то, что оно создано без ограничения срока деятельности на основании решения Исполкома Уфимского городского Совета депутатов трудящихся от дата N ... , постановления главы администрации адрес Республики Башкортостан от дата N ...
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что СНТ "Коллективный сад N ... " является правопреемником коллективного сада N ... рабочих и служащих ... , которому земельный участок предоставлен в дата г.
Из представленных материалов дела, членской книжки садовода, выписки из протокола, испрашиваемым участком N ... в СНТ "Коллективный сад N ... " пользуется истец, является членом СНТ "Коллективный сад N ... ", ею осуществляется плата ежегодных членских взносов.
Испрашиваемый земельный участок N ... расположен в границах СНТ "Коллективный сад N ... ", что не оспаривалось сторонами.
В настоящее время сведения о зарегистрированных правах на указанный земельный участок в Управлении Росреестра по РБ отсутствуют.
В абз. 6 п. 2.7 названной ст. 11 Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ указано, что в случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Из подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (часть 2 статьи 43 Водного кодекса Российской Федерации).
Статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федеральный закон N 52-ФЗ) введены санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, согласно пункту 1 которого водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункты 4, 5 статьи 18 Федерального закона N 52-ФЗ).
Доказательств того, что испрашиваемый участок изъят из оборота, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд или в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию, что могло бы послужить основанием для отказа в его предоставлении истцу, Администрацией города не представлено.
Указание УЗИО Администрации ГО город Уфа РБ на то, что испрашиваемый земельный участок входит во второй пояс зоны санитарной
охраны водных объектов какими-либо доказательствами не подтверждено, так как отсутствует нормативно-правовой акт с приложением картографических данных, материалов, позволяющих достоверно определить, что испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения.
МУП "Уфаводоканал" направило в адрес суда первой инстанции письмо от дата, в котором указывало, что в публичной кадастровой карте отсутствуют сведения о границах земельного участка с кадастровым номером N ... , по адресу: адрес, д. адрес, СНТ "Коллективный сад N ... ", в связи с чем, для подготовки ответа по вопросу расположения данного участка относительно зоны санитарной охраны источников водоснабжения необходимо представить точные сведения о местоположении участка: координаты, угловых точек земельного участка или схему расположения участка в кадастровом квартале.
Кадастровый паспорт земельного участка N ... также не содержит каких-либо обременении использования земельного участка, указанное подтверждается выкопировкой из публичной кадастровой карты, находящейся в общем доступе на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адресу: http://maps.rosreestr.ru/PortalOnHne.
В материалы дела ответчиком не представлены документы, на основании которых возможно определить отнесение спорного земельного участка к ограниченным в обороте, органом исполнительной власти зоны санитарной охраны источника водоснабжения; границы первого, второго пояса и третьего пояса ЗСО не установлены.
Доводы апелляционной жалобы ответчика никаким доказательствами не подтверждены, в связи с чем, отсутствуют основания для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по делу решения, допущено не было.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Алексеенко
судьи А.В. Идрисова
Л.Х. Пономарева
справка: судья Портнова Л.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.