Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О. В.,
судей Александровой Н. А.,
Троценко Ю. Ю.,
при секретаре Мамаюсуповой Н. М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по апелляционной жалобе начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Архангельском районе Республики Башкортостан Мустафина Р. Г. на решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от
27 мая 2016 года, которым постановлено:
исковые требования Фахретдиновой Р. М. удовлетворить частично.
Признать действия государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ в Архангельском районе Республики Башкортостан в части отказа во включении следующих периодов работы Фахретдиновой P. M. в качестве учителя:
- с 01 сентября 1993 года по 31 августа 1994 года;
- с 01 сентября 1994 года по 31 августа 1995 года;
- с 01 сентября 1995 года по 31 августа 1996 года;
- с 01 сентября 1996 года по 31 августа 1997 года;
- с 01 сентября 1997 года по 31 августа 1998 года;
- с 01 сентября 1998 года по 31 августа 1999 года в Кумарлинской неполной средней школе, Кумарлинской основной общеобразовательной школы Архангельского района Республики Башкортостан незаконными и включить указанные периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Возложить на государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Архангельском районе Республики Башкортостан назначить Фахретдиновой Р. М. досрочную трудовую пенсию по старости с 13 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О. В., судебная коллегия
установила:
Фахретдинова Р. М. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Архангельском районе Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.
Судом постановлено приведённое решение, об отмене которого просит начальник государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Архангельском районе Республики Башкортостан Мустафин Р. Г. по мотиву незаконности и необоснованности принятого решения. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда, указывая на то, что в спорные периоды истцом не выполнялись нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. Кроме того, суд неправомерно назначил истице досрочную пенсию с 13 июня 2013 года.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав Фахретдинову Р. М., представителя Пенсионного фонда Макшенцеву Н. В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент возникновения спорных отношений, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 данного федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Архангельском районе Республики Башкортостан от
дата N ... Фахретдиновой Р. М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого
25-летнего стажа педагогической деятельности, ей установлен стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей продолжительностью
24 года 02 месяца 5 дней. При этом ответчик не засчитал в стаж педагогической деятельности период её работы с 01 сентября 1994 года по 01 сентября 1999 года (5 лет) старшей вожатой в Кумарлинской восьмилетней школе.
Согласно выпискам из приказов по Кумарлинской начальной неполной средней школе "О расстановке кадров и педагогической нагрузки учителей на 1993 - 1999 учебные года", тарификационным спискам Фахретдинова Р. М. в указанные периоды преподавала в различных классах уроки истории, обществоведения, рисования, пения, физической культуры, истории Башкортостана.
Разрешая спор, суд обоснованно пришёл к выводу об удовлетворении исковых требований истицы о включении оспариваемых периодов в специальный педагогический стаж.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, так как он основан на нормах действующего законодательства.
Так, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены в наименовании должностей "учитель" (пункт 1), в наименовании учреждений - "образовательные учреждения: школы всех наименований" (пункт 1.1).
В пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых указанным Постановлением, предусмотрено, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объёма выполняемой учебной нагрузки.
Поскольку в спорный период Фахретдинова Р. М. осуществляла педагогическую деятельность в должности учителя в школе, расположенной в сельской местности, то суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о включении в специальный стаж истицы периода работы с 01 сентября 1993 года по 31 августа 1999 года.
Указанные апеллянтом обстоятельства об отсутствии у истицы учебной нагрузки - 18 часов в неделю (или 720 часов в год) направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса РФ и нашедших отражение в мотивировочной части решения, в апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
Вместе с тем, заслуживает внимание довод апелляционной жалобы о неправомерном назначении истицы досрочной пенсии с даты вынесения решения об отказе в установлении таковой - с 13 июня 2013 года.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от
17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днём обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учётом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган.
Как следует из материалов дела, Фахретдинова Р. М., обращаясь
01 июня 2013 года в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии, в подтверждение своего специального стажа представила трудовую книжку, из которой следует, что 01 сентября 1994 года истица переведена старшей вожатой и библиотекарем школы; 01 сентября 1999 года переведена учителем физкультуры данной школы.
Решением Архангельского районного суда Республики Башкортостан от
27 августа 2013 года, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований Фахретдиновой Р. М. к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Архангельском районе Республики Башкортостан об обязании включить в специальный стаж период работы с 01 сентября 1994 года по 01 сентября 1999 года в должности старшей вожатой и досрочном назначении трудовой пенсии отказано.
Согласно справке муниципального казенного учреждения "Отдел образования администрации муниципального района Архангельский район Республики Башкортостан" от 13 июня 2013 года, представленной в Управление Пенсионного фонда, спорный период работы истицы не указан как педагогический.
Выписки из приказов, свидетельствующие о выполнении
Фахретдиновой Р. М. работы по должности учителя в Курмалинской школе с 01 сентября 1993 года по 31 августа 1999 года, представлены истицей лишь при повторном обращении в суд - 15 декабря 2015 года. При этом судебная коллегия отмечает, что в пенсионный орган указанные документы до настоящего времени Фахретдиновой Р. М. не представлялись, доказательств обратного истицей не представлено.
Ввиду того, что истица не представила в пенсионный орган документы, подтверждающие выполнение ею работы по должности учителя в спорный период, вывод суда первой инстанции о назначении досрочной пенсии с момента первоначального обращения Фахретдиновой Р. М. в пенсионный орган в 2013 году не соответствует требованиям закона.
Принимая во внимание изложенное, решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 мая 2016 года в части назначения Фахретдиновой Р. М. досрочной трудовой пенсии по старости с
13 июня 2013 года законным быть признано не может и подлежит отмене. В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции, отменяя указанное выше судебное решение в названной части, принимает по делу новое решение об отказе
Фахретдиновой Р. М. в удовлетворении данного требования.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кармаскалинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 мая 2016 года отменить в части назначения Фахретдиновой Р. М. досрочной трудовой пенсии по старости с 13 июня 2013 года.
В отменённой части принять по делу новое решение, которым в удовлетворении названного требования отказать.
В остальной части решение того же суда оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Архангельском районе Республики Башкортостан Мустафина Р. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий О. В. Алексеенко
Судьи Н. А. Александрова
Ю. Ю. Троценко
Справка: федеральный судья Биктагиров Р. Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.