Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Вахитовой Г.Д., Милютина В.Н.
при секретаре Филипповой М.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по РБ на решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 15 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смиян В.А. обратился в суд с иском, впоследствии уточненным, к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению МЧС России по РБ, Федеральному государственному казенному учреждению "22 отряд Федеральной противопожарной службы по РБ" о защите жилищных прав и признании права на жилищный сертификат, мотивируя тем, что проходил службу аттестованным сотрудником в государственной противопожарной службе МВД-МЧС России по месту службы в пожарной части N ... гарнизона в период с ... года по ... года с увольнением по состоянию здоровья по пункту "з" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел. На период прохождения службы, как не имеющий жилья, Смиян В.А. был заселен в ведомственное общежитие (специализированный жилой фонд) при пожарной части N ... Койко-место было предоставлено администрацией СВПЧ- ... ПАСС МВД РБ в рамках жилищного законодательства РСФСР и Правил об общежитиях в комнате N ... по ул. ... , ... из расчёта ... квадратных метра на человека. Полномочный орган МВД выполнил регистрацию с отметкой в паспорте. С даты ... года он проживает в указанном общежитии как не имеющий жилья, очередность в качестве нуждающегося сохранена и после увольнения из ГПС МЧС России в ... году. Позднее, истец в установленном порядке обратился с рапортом в ЖБК администрации части о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (по месту работы, службы), где было принято положительное решение применительно действующего порядка учета сотрудников ГПС системы МВД. Данный факт утвержден Выпиской из протокола N ... от ... года. На момент увольнения в ... году учетное жилищное дело Смиян В.А. было предметом исследования у ответчиков в связи с возникновением права реализации жилищного вопроса посредством получения именного Государственного жилищного сертификата (ГЖС) в году увольнения. Рапорт от ... года рассматривался в МЧС России с иными подтверждающими документами. Кроме того, в жилищную комиссию ГУ МЧС России по РБ отдельным порядком в рамках Правил Правительства РФ (п. 19(a)) поступил рапорт для включения Смиян В.А. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по РБ, оформленного протоколом N ... от ... года, Смиян В.А. отказано в признании участником подпрограммы в связи с несоответствием заявителя требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации Государственных жилищных сертификатов. Ответчик сослался на отсутствие доказательств о принятии на учет без проведения проверки. При этом официальная Выписка из протокола ЖБК от ... года не отрицается, не опровергается. Поскольку Смиян В.А. выполнил все требования Правил и состоит по месту службы федеральном органе исполнительной власти в качестве нуждающегося в жилых помещениях (принят на учет установленным порядком) согласно действовавших в ... году норм ЖК РСФСР (принят ... года), Регулятору (МЧС России) было предложено (через заявление) провести надлежащим образом проверочные мероприятия. До сегодняшнего дня результаты мероприятий ответчики скрывают. Считает позицию Регулятора (МЧС России), его полномочных структурных подразделений в статусе юридических лиц незаконной, влекущей намеренное нарушение жилищных прав истца. Формулировка жилищно-бытовой комиссии ПЧ- ... о принятии на учет Смиян В.А. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий регламентировалась положениями раздела 3 ЖК РСФСР (статьи 28-31). С принятием ЖК РФ в ... году, раздел III законодатель сформулировал как "жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма" (статьи 49-52). Совершенно очевидно, что Регулятор МЧС России (Постановление Правительства РФ N ... от ... года с изменениями) при разрешении заявительных вопросов о включении заявителя Смиян В.А. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" обязан соотносить указанные нормы как корреспондирующиеся. При принятии решения данные статьи законов не противопоставляются. Таким образом, в указанных условиях из предоставленных Смиян В.А. в структуры МЧС России документов, никаких противоречий нет и отказы ответчиков в постановленных вопросах являются незаконными. Истец Смиян В.А. обратился с рапортом от ... года в жилищную комиссию ГУ МЧС России по РБ о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", указывая о том, что состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях по месту службы в пожарной части N ... , как федеральном органе исполнительной власти с даты ... года, что вытекает из положений ст. 30 ЖК РСФСР.
Истец просит суд обязать Федеральное государственное казенное учреждение "22 отряд федеральной противопожарной службы по РБ" делопроизводство по жилищному учету Смиян В.А. по месту службы передать по описи в Главное управление МЧС России по РБ с оформлением акта, включив в него архивные материалы структурного подразделения ПЧ- ... , в объеме имеющихся. Обязать Главное управление МЧС России по РБ принять делопроизводство по учету нуждающегося в улучшении жилищных условий Смиян В.А. с оформлением акта приёма передачи, с включением его в общий список по федеральному органу исполнительной власти и восстановить отчётность введенную Регулятором МЧС России в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Признать Смиян В.А. нуждающимся в улучшении жилищных условий (или получении жилых помещении) и состоящим на учете по месту службы в федеральном органе исполнительной власти МЧС России по РБ с ... года. Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного Управления МЧС России по РБ от ... года (по протоколу N ... ) об отказе Смиян В.А. в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Признать Смиян В.А. соответствующим подпункту "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на ... - ... годы. Обязать Главное управление МЧС России по РБ включить Смиян В.А., как нуждающегося в улучшении жилищных условий (или получении жилых помещений), в Список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на ... - ... годы. Признать за Смиян В.А. право на получение государственного жилищного сертификата и обязать Государственного заказчика-Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставить Смиян В.А. жилищный сертификат в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на ... - ... годы в текущем ... году применительно выдачи и распределения государственных жилищных сертификатов согласно графика, утвержденного Правительством Российской Федерации, на состав семьи 4 человека. Расходы по возврату госпошлины, иных расходов связанных с судебным разбирательством возложить на ответчиков.
Решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от ... года исковые требования Смиян В.А. удовлетворены частично. На Федеральное государственное казенное учреждение "22 отряд Федеральной противопожарной службы по РБ" возложена обязанность делопроизводство по жилищному учету Смиян В.А. по месту службы передать по описи в Главное управление МЧС России по РБ с оформлением акта, включив в него архивные материалы структурного подразделения ПЧ- ... , в объеме имеющихся, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. На Главное управление МЧС России по РБ возложена обязанность принять делопроизводство по учету нуждающегося в улучшении жилищных условий Смиян В.А. с оформлением акта приёма-передачи. Смиян В.А. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете по месту службы в федеральном органе исполнительной власти МЧС России по территориальности РБ с ... года. Признано незаконным решение жилищной комиссии Главного Управления МЧС России по РБ от ... года (по протоколу N ... ) об отказе Смиян В.А. в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на ... - ... годы. Смиян В.А. признан соответствующим подпункту "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на ... - ... годы. На Главное управление МЧС России по РБ возложена обязанность включить Смиян В.А., как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в Список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на ... - ... годы. За Смиян В.А. признано право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на ... - ... годы, на состав семьи 4 человека. В удовлетворении исковых требований Смиян В.А. к Министерству Российской Федерации по делам Гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий отказано. С Федерального государственного казенного учреждения "22 отряд Федеральной противопожарной службы по РБ" в пользу Смиян В.А. взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере ... руб., расходы на получение выписки ... руб. С Главного Управления МЧС России по РБ в пользу Смиян В.А. взысканы судебные расходы по оплате госпошлины в размере ... руб., расходы на получение выписки ... руб.
В апелляционной жалобе Главное управление МЧС России по РБ просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ГУ МЧС России по РБ, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - Ф., представителя ФГКУ "22 отряд федеральной противопожарной службы по РБ" Ф.Д., поддержавших доводы апелляционной жалобы, а также представителя Смиян В.А. - К. о законности вынесенного по делу решения суда, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с положениями части 1,3 статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По установленным правилам, лица из числа сотрудников не обеспеченные жильем на момент прекращения службы, не могут быть сняты с очереди по месту службы или исключены из списков.
Законодатель данный порядок закрепил в ст. 55 ЖК РФ указав, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения или жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия с учета (ст.56 ЖК РФ).
В системе действующих нормативно-правовых актов данный порядок был закреплен в развитие ст. 40 Конституции РФ, непосредственно приказом МВД - МЧС России N ... от ... года "О порядке обеспечения жилой площадью личного состава ГПС", когда была сохранена существующая очерёдность, а также распространены правовые акты МВД России.
Индивидуальный учет сотрудников не изменился и с переходом личного состава Государственной противопожарной службы в МЧС России (приказ от ... года N ... "Об утверждении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий") с введением положения (приложение к приказу), применялся одинаковым порядком по месту службы истца в пожарной части N ... ГУ "22 ОФПС по РБ".
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.
В силу ч. 5 ст. 29 ЖК РСФСР (действовавший на момент трудовых отношений истца), основанием признания граждан нуждающимися в жилье (улучшении жилищных условий) законодатель определял проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан поселившихся в связи с обучением.
Статьей 30 данного закона учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по желанию граждан и по месту жительства. По правилам статьи 31, принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан осуществлялось по месту работы - совместным решением администрации, профсоюзного комитета с принятием во внимание рекомендации трудового коллектива.
С принятием Жилищного Кодекса Российской Федерации (от 24 декабря 2004 года N 188-ФЗ), законодатель предусмотрел, что в случаях и порядке которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства. В силу ст. 55, право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими таких помещений.
Порядок регулирования, Совет Министров РСФСР в отношении общежитий, закрепил "примерным положением об общежитиях" в Постановлении от ... года N ... которым определено, что преимуществом на получение жилой площади в общежитии пользуются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений в домах государственного и общественного жилого фонда, а также передовики и новаторы производства, другие рабочие и служащие в случаях установленных решением трудового коллектива (п. 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ... года N ... утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции постановлений Правительства РФ от ... года N ... , от ... года N ... , от ... года N ... ), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 7 данных Правил, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений является проживание в общежитии и на служебной жилой площади.
Согласно пункту 12 Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС России. В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 раздела III Указа Президента Российской Федерации от ... года N ... "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Указанный абзац введен Указом Президента РФ от ... года в редакции Указа Президента РФ от ... года N ...
Указом Президента Российской Федерации от ... года N ... установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N ... от ... года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ... - ... годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ... года N ... , является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В этом пункте правил указаны граждане уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста и продолжительностью службы более 10 лет.
Согласно пункту 18 Правил выдачу сертификатов гражданам -участникам подпрограммы, указанным в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с Приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
В силу пункта 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Согласно пункту 22 Правил, основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России определен как категория граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Исполнение указанных государственных обязательств осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" посредством предоставления государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ... года N ... , которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на ... - ... годы и подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", сотрудникам (гражданам) подобное право на ГЖС закреплено.
Согласно разделу II указанной подпрограммы гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до ... года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции. При этом право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к числу которых относятся, в том числе военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до ... года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу раздела V подпрограммы основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до ... года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенции.
Категории военнослужащих, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на участие в целевой программе "Жилище" на ... - ... годы и подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", перечислены в подпункте "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение Государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ... - ... годы, в соответствии с которым право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, увольняемые (уволенные) со службы после ... года, имеют право на участие в подпрограмме, если они соответствуют требованиям, установленным подпунктом "а" пункта 5 Правил.
На основании приказа МЧС России от ... года N ... с ... года функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы возложены на федеральное государственное учреждение "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Госэкспертиза МЧС России).
В связи с изменением типа названного выше федерального государственного учреждения, осуществленного в силу требований федерального закона N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием цравового положения государственных (муниципальных) учреждений", создано федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий".
Приказом МЧС России от ... года N ... утвержден Устав федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее Учреждение), в силу п.2.2 которого Учреждение осуществляет на основе заданий МЧС России за Счет средств федерального бюджета ведение учета в системе МЧС России военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей выдачей.
Судом установлено, что Смиян В.А. проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС России по РБ в качестве старшего прапорщика внутренней службы, старшего инструктора по вождению пожарной машины - водителя ПЧ- ... ФГКУ "22 ОФПС по РБ" и имеет выслугу ... лег ... месяцев ... дней, уволен по пункту "з" ст. 58 (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел согласно приказа ФГКУ "22 ОФПС по РБ" N ... от ... 2015 года.
Перед увольнением со службы, будучи нуждающимся в жилье и состоящим на учете по месту службы в пожарной части, обратился с заявлением в ГУ МЧС России по РБ на предмет выдачи жилищного сертификата.
Из представленных истцом документов следует, что он проживает по адресу в г. ... по ул. ... , дом ... , комната ... в общежитии ведомства МЧС России (балансодержатель ФГКУ "22 ОФПС по РБ").
Из целостности представленного ответчиком ФКУ "Управления госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" в подлинниках и нотариально заверенных копиях учетного дела по заявлению от ... года усматривается факт обращения Смиян В.А. в установленном порядке на предмет включения в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством", указано основание: п. 5 "а" Постановления Правительства РФ N ... от ... года как граждане, уволенные со службы, общая продолжительность военной службы составляет 10 лет более ( ... лет ... месяцев ... дней).
По сведениям Росстата по РБ в собственности Смиян В.А. квартира (квартиры) не значится.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по РБ, оформленного протоколом N ... от ... года, Смиян В.А. отказано в признании участником подпрограммы в связи с несоответствием заявителя требованиям указанным в подпункте "а" 5 Правил выпуска и реализации Государственных жилищных сертификатов.
Из протокола заседания ЖБК ПЧ- ... ОГПС-22 МВД РБ, оформленного протоколом N ... от ... года, следует, что Смиян В.А. внесен с составом семьи 4 человека в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий по ПЧ- ... ОГПС МВД РБ и утвержден за N ...
Из содержания списков личного состава, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий по ПЧ- ... ОГПС-22 МВД РБ на ... год, на ... года, ... года также следует, что Смиян В.А. был принят на учет в качестве очередника (на улучшение жилищных условий) по месту прохождения службы.
Поскольку в ходе судебного разбирательства установлено, что Смиян В.А. в установленном законом порядке был признан нуждающимся в жилом помещении, проходил службу в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России на должностях, содержащемся за счет средств федерального бюджета, уволен со службы по состоянию здоровья, общая продолжительность его службы составила более 10 лет, ранее ему какая-либо безвозмездная помощь в получении жилья не оказывалась, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что истец имеет право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на ... - ... годы", и как следствие, право на получение субсидии в форме государственного жилищного сертификата по месту службы.
При этом суд первой инстанции верно исходил из того, что до ... года сотрудники ГПС входили в состав МВД России, где учет нуждающихся в жилье регламентировался Приказом N ... от ... года "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел". В дальнейшем, этот приказ был распространен в МЧС России вплоть до ... года (см. приказ МЧС России N ... от ... года п.78).
До ... года учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся в соответствии с главой 1 раздела III Жилищного кодекса РСФСР и Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от ... года N ... " О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР".
Законодатель определял, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию, также и по месту жительства (ст.30 ЖК РФ).
Согласно абз.2 ст.8 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N69-ФЗ (в редакции до 01 января 2005 года), п.15 Положения о Государственной противопожарной службе МВД РФ, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от ... года N ... (действующего до ... года) предоставление жилой площади личному составу ГПС осуществлялось органами внутренних дел (с ... года территориальными органами МЧС России - органами, специально уполномоченными решать задачи ГО ЧС, в составе или в органе исполнительной власти субъекта РФ и органе местного самоуправления), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, охраняемыми объектами.
Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилого помещения) и обеспечение сотрудников ГПС жилыми помещениями осуществлялось в конкретных подразделениях Государственной противопожарной службы (отрядах ГПС, самостоятельных пожарных частях ГПС), в которых сотрудники проходили службу, в зависимости от источника содержания, должности, соответствующими органами власти или охраняемыми объектами.
Жилищно-бытовые комиссии создавались приказами начальников самостоятельных частей, что подтверждено и в ПЧ- ...
Судом установлено, что порядок учета сотрудников внутренних дел нуждающихся в получении жилья был определен приказом МВД РФ от ... года N ... "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел" (применялся в системе ГПС МЧС России). В силу названного приказа Министрам внутренних дел, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальным региональных управлений по борьбе с организованной преступностью, лесных исправительно-трудовых учреждений, управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел Восьмого главного управления, окружных управлений материально-технического и военного снабжения, образовательных учреждений МВД России было предписано в т.ч.:
- производить перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете для улучшения жилищных условий и обеспечения жильем;
- вести учет очередников по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений. Списки утверждать в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК и вывешивать в доступном для ознакомления месте;
- включать принятых на учет в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которую вести как документ строгой отчетности по установленной форме.
Данный приказ в дальнейшем имел силу в подразделениях ГПС-ФПС системы МЧС на основании упомянутого Приказа МЧС России N ... от ... года вплоть до ... года.
Далее проходило реформирование ГПС и законодательное регулирование.
В ... году Указом Президента РФ было создано Главное управление МЧС России по РБ.
Согласно Указа Президента РФ от ... года N ... "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" и приказа МЧС РФ от ... года N ... "Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации" Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан является территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
По содержанию раздела III пункта 12 пп. 11 (в ред. до ... года) Положения, Главное управление МЧС России по РБ организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.
Ответчиками не представлено доказательств, что соответствующий учет пожарных (граждан уволенных со службы) был прекращен в связи с передачей соответствующего делопроизводства ПЧ- ... непосредственно в Главное управление МЧС России по РБ и распорядительного документа об этом в суд не представлено.
Согласно п.3.1. совместного приказа МЧС России и МВД России от ... года N ... " О порядке обеспечения жилой площадью личного состава Государственной противопожарной службы" МЧС России было поручено принять необходимые меры по постановке с ... года личного состава ГПС МЧС России в списки очередников МЧС России с учетом времени его нахождения в очереди на получение жилой площади в МВД России, МВД, ГУВД,УВД субъектов Российской Федерации.
Как видно из содержания списка очередников на получение жилых помещений на ... года в него включены 10 фамилий сотрудников 22 отряда ФПС по РБ.
Поскольку содержание данного Списка очередников на жилье противоречит положениям приказа МВД России N ... от ... года "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищный условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел", у должностного лица не было правовых оснований утверждать Список по 22 отряду ОФПС России по РБ на дату ... года без учета лиц (конкретно очередника ПЧ- ... Смиян А.В.), состоящих в подобной очереди по месту службы в дожарной части N ...
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует усматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал Смиян В.А. соответствующим подпункту "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации Федеральной целевой программы "Жилище" на ... - ... годы, нуждающимся в получении жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством РФ и состоящим на учете в федеральном органе исполнительной власти - Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по месту прохождения службы с ... года, а также признал незаконным решение жилищной комиссии Главного Управления МЧС России по Республике Башкортостан от ... года (по протоколу N 2) об отказе Смиян В.А. в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Удовлетворяя исковые требования в части обязания Главного управления МЧС России по РБ включить Смиян В.А., как нуждающегося в улучшении жилищных условий (или получении жилых помещений), в Список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на ... годы, суд обоснованно исходил из того, что после передачи функций жилищного учета и обеспечения сотрудников МЧС России, таковые возложены на жилищные комиссии созданные в центральном аппарате МЧС России, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской федерации, образовательных организациях высшего образования МЧС России, учреждениях МЧС России центрального подчинения, Специальном управлении федеральной противопожарной службы N ... МЧС России, что следует из приказа МЧС от ... года N ...
Установлено что, при исполнении приказа МЧС России N ... от ... года, материалы и документы с низовых подразделений пожарных частей и отрядов не были переданы по назначению, а это в свою очередь привело к недостоверной отчетности, в том числе по сотруднику ГПС Смиян В.А.
Смиян А.В., как проходивший службу в пожарной части N ... гарнизона был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ... года.
Рапортами от ... года, ... года, письмом ФГКУ 22 отряд ФПС по РБ от ... года подтверждается, что Смиян В.А. состоит в списке сотрудников ПЧ- ... , нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до ... года, за номером " ... ".
Решением жилищно-бытовой комиссии ПЧ - ... , ранее имеющей статус самостоятельной военизированной пожарной части (СВПЧ - ... ), истец был включен в список нуждающихся, что подтверждено выпиской из протокола N" ... от ... года, более позднего периода, когда с созданием ГУ МЧС России, таковой учет также переходил в вышестоящие подразделения в рамках делопроизводств согласно Приказа МЧС России N ... В новых редакциях приказов NN ... , ... "Об утверждении временной инструкции по делопроизводству в территориальных органах ... ", механизм одновременного учета по одному и тому же направлению был сохранен. От части, это связано с номенклатурой дел и их обязательным хранением, в виде архива по месту предыдущего текущего производства.
Как следует из дела, причиной постановки в очередь явилось проживание сотрудника Смиян В.А. в общежитии, что подтверждает принадлежность истца как бесквартирного и в силу положений Жилищного Кодекса РСФСР исключает его снятие с учета по месту службы до реализации им права иметь постоянное жилье по нормативам предоставления при установленном статусе сотрудника Государственной противопожарной службы (ст. ст. 28 - 32 ЖК РСФСР).
Как следует из представленных документов, в ходе реорганизации ГПС МВД с передачей службы в МЧС России по Указу Президента РФ N ... от ... года, на сотрудников было распространено Положение о службе (от ... года) и их деятельность была продолжена по нормативным актам МВД, о чем был издан специальный приказ N ... от ... года "О применении в системе ГПС МЧС России приказов МВД России". Поскольку и МВД России, и МЧС России являются федеральными органами исполнительной власти с разграничением полномочий, последующая учетность сотрудников ГПС по жилищному направлению не прерывалась. Это прямо указано в совместном Приказе N ... МЧС/МВД России, где порядок существующей очередности сотрудников до реализации права на жилье сохраняется (п. 3.1), а с ... года личный состав ГПС в списках очередников МЧС России учитывается временем нахождения в очереди по МВД России.
Доказательств того, что ГУ МЧС России по РБ с ... года по настоящее время издавало бы в приказном порядке документы об истребовании жилищных дел из ПЧ- ... или ФГКУ "22 ОФПС по РБ" в материалах дела не имеется.
Согласно акта приема-передачи учетных дел б/н б/д фактически имеющееся учетное дело Смиян В.А.в установленном порядке от ФГКУ "22 ОФПС по РБ" не передавалось, а ГУ МЧС России по РБ не принималось, что также подтверждается выпиской из заключения о результатах служебной проверки ФГКУ "22 ОФПС по РБ" от ... года.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования в части обязания ФГКУ "22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан" делопроизводство по жилищному учёту заявленных Смиян В.А. по месту службы передать по описи в Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан, а Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан принять делопроизводство по учету нуждающегося в улучшении жилищных условий Смиян В.А.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Г.Д. Вахитова
В.Н. Милютин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.