Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А. и Троценко Ю.Ю.,
при секретаре Шендрик О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации сельского поселения Таптыковский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов незаконным, возложении обязанностей заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2016 года. Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карпова Т.С. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Таптыковский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, в котором просит признать незаконным решение администрации в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N ... в аренду без проведения торгов, возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером N ... из земель сельскохозяйственного назначения без торгов для сельскохозяйственного производства - сенокошения, обязать администрацию в срок не более чем ... дней со дня вступления в законную силу судебного решении, заключить договор аренды по форме, установленной законом (с последующей государственной регистрацией), на условиях, не противоречащих законодательству, с учетом разногласий к проекту договора, обязать главу администрации Таптыковский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан подписать договор аренды земельного участка без проведения торгов.
В обоснование исковых требований указала, что дата ею подано администрации сельского поселения Таптыковский сельский совет муниципального районаУфимский район Республики Башкортостан заявление о предоставлении земельного участка без проведения торгов в соответствии с порядком предоставления в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности (п. 6 ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ). В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указала основание п.п. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
дата она подала заявление с требованием дать письменный ответ на ее обращение от дата, поскольку ее раннее обращение было оставлено без ответа.
дата ею вновь подано заявление с требованием дать письменный ответ на ее обращение от дата с приложением жалобы на действие (бездействие) администрации МР Уфимский район (в связи с делегированием части полномочий сельского поселения Таптыковский сельский совет муниципальному району Уфимский район Республики Башкортостан), уполномоченного должностного лица.
В результате всех ее действий дата по истечении трех месяцев, получен ответ, по форме и содержанию не соответствующий нормам закона. В письме отсутствует основание, предусмотренное статьей 39.16 ЗК РФ, при наличии которого органы местного самоуправления могут принять решение об отказе в предоставлении земельного участка. В своем ответе местные органы власти указывают на то, что предоставление испрашиваемого земельного участка без проведения торгов не предусмотрено действующим законодательством. Считает, что решение органа местного самоуправление, выраженное в отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, и, как следствие, не подписание договора аренды является прямым нарушением закона.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата в удовлетворении исковых требований Карповой Т.С. отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить полностью, принять новое решение об удовлетворении требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Как следует из материалов дела, по заявлению ФИО1 от дата отделом архитектуры и градостроительства администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан дата дано заключение N ... о возможности размещения земельного участка в адрес за участком по адрес для сельскохозяйственного производства (сенокошения) при условии соблюдения требований и представления необходимых согласований.
дата ФИО1 обратилась к администрации сельского поселения Таптыковский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для целей сельскохозяйственного использования (сенокошения, выпаса, выращивания плодово- ягодных насаждений, пчеловодства, огородничества, возведения хозпостроек, сараев), также просила утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером N ... площадью ... кв.м. на кадастровом плане территории.
Постановлением администрации сельского поселения Таптыковский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N ... от 1 дата принято решение об утверждении схемы расположения указанного выше земельного участка.
По результатам проведения кадастровых работ сформирован земельный участок с кадастровым номером N ... площадью ... кв.м., расположенный в границах населенного пункта адрес, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для ведения сельскохозяйственного производства.
дата ФИО1 подала заявление на имя главы СП Таптыково Уфимского района РБ о предоставлении земельного участка для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных без проведения торгов (вх. N ... ) в соответствии с порядком предоставления в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, на основании п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ.
Письмом от дата N ... администрация СП Таптыковский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан сообщила истцу, что предоставление испрашиваемого земельного участка без проведения торгов по указанным в заявлении основаниям не предусмотрено действующим законодательством, и разъяснила, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.
Разрешая требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для предоставления ФИО1 испрашиваемого земельного участка для сельскохозяйственного производства без проведения торгов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считая, что приводимые ФИО1 в апелляционной жалобе доводы не основаны на законе, не подтверждены материалами дела и не влияют на принятое по делу решение.
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных предоставляется без проведения торгов (подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ) в аренду на срок не более чем три года в случае предоставления (подпункт 12 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса РФ).
Порядок предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов определен статьей 39.14 Земельного кодекса РФ, согласно которой предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
В случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" проводится процедура предварительного согласования земельного участка.
Такое заявление должно отвечать требованиям, предъявляемым статьей 39.15 Земельного кодекса РФ, к которому прилагаются, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ определено, что в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются, в том числе, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований; цель использования земельного участка; реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа (пункт 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ).
Основания к отказу в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определены в ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из которых является несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как следует из приведенных выше положений закона на гражданине, обращающемся в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка, лежит обязанность по предоставлению документов, в том числе подтверждающих его право на предоставление в аренду земельного участка без проведения торгов.
Между тем, из материалов дела следует, что ФИО1 первоначально дата обращалась с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность для целей сельскохозяйственного использования (сенокошения, выпаса, выращивания плодово- ягодных насаждений, пчеловодства, огородничества, возведения хоз. построек, сараев) и в этой связи просила утвердить схему расположения земельного участка с кадастровым номером N ... площадью ... кв.м. на кадастровом плане территории.
Таким образом, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка ФИО1 содержало просьбу о предоставлении названного земельного участка для иных целей и на другом праве.
Судебная коллегия также отмечает, что в соответствии с п. 6 ст. 39.18 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.
Между тем, данных о том, что такое решение в отношении испрашиваемого ФИО1 земельного участка было принято в установленном законом порядке, в материалы дела не представлено.
В нарушение требований п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ в заявлении истца о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, при том, что земельный участок с кадастровым номером N ... был вновь образован, не содержатся.
Постановлением администрации сельского поселения Таптыковский сельский совет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан N ... от дата, на которое ссылается в заявлении ФИО1, принято решение лишь об утверждении схемы расположения земельного участка, а не о его предварительном согласовании заявителю.
Доводы ФИО1 в обоснование своих требований о предоставлении земельного участка для сельскохозяйственного производства без проведения торгов со ссылкой на классификатор, утвержденный Приказом Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014 N 2540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков", не состоятельны ввиду следующего.
Действительно, виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому, на землях сельскохозяйственного назначения разрешено осуществление хозяйственной деятельности, связанной с производством продукции животноводства, в том числе: сенокошение, выпас сельскохозяйственных животных.
Подпункт 19 пункта 2 ст. 39.6 Земельного Кодекса РФ предусматривает предоставление земельного участка гражданину без проведения торгов для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Указанная правовая норма не предусматривает возможности предоставления земельных участков без проведения торгов для любых видов сельскохозяйственного производства, в том числе для осуществления на таком земельном участке хозяйственной деятельности, связанной с размещением сооружений (хоз. построек, сараев), на что ссылалась ФИО1 в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Таким образом, оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд обоснованно указал, что возможно предоставление земельных участков без торгов лишь исключительно для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, а не для всех видов сельскохозяйственного производства, в связи с чем не усмотрел законных оснований для признания незаконным решения администрации об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N ... в аренду без проведения торгов и возложения на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка без проведения торгов.
Данный вывод суда соответствует доказательствам, имеющимся в деле, требованиям закона, подлежащего применению, оснований для несогласия с ним судебная коллегия не находит.
Иные доводы жалобы не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда в обжалуемой части, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 29 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Карповой Татьяны Сергеевны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Справка: судья Легковой В.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.