Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Низамовой А.Р.
Нурисламовой Э.Р.
с участием прокурора Сафина А.Р.
при секретаре Шендрик О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан на решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования прокурора адрес Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер по восстановлению дорожного сообщения адрес и адрес адрес Республики Башкортостан незаконными.
Обязать администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан восстановить дорожное сообщение на автомобильной дороге местного значения " ... " посредством реконструкции (строительства) автомобильного дорожного моста через реку Сим.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Иглинский районный суд Республики Башкортостан в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Заслушав доклад судьи Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
установила:
Прокурор Иглинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения адрес сельский совет муниципального района адрес Республики Башкортостан о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по восстановлению дорожного сообщения между населенными пунктами, незаконным, обязании восстановить дорожное сообщение путем строительства автомобильного моста, указав, что на основании коллективного обращения адрес Иглинского района РБ прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности администрации сельского поселения адрес сельский совет MP адрес РБ. В ходе проверки установлено, что на территории сельского поселения адрес сельский совет MP адрес РБ находятся два населенных пункта - адрес и адрес, с которыми отсутствует дорожное сообщение в связи с нахождением в неудовлетворительном техническом состоянии дорожного моста через р. Сим. В соответствии с решением Совета MP адрес РБ от 23 декабря 2015 года органами местного самоуправления MP адрес РБ и сельским поселением адрес сельский совет MP адрес РБ подписано соглашение о передаче сельскому поселению части полномочий муниципального района. Так, в соответствии с п. 1.2 Соглашения в рамках исполнения переданных по настоящему соглашении. Полномочий, сельское поселение осуществляет: 1) содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах поселения; 2) осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения. Согласно ст. 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Установлено, что в нарушение вышеуказанного законодательства в настоящее время невозможен подъезд специализированной пожарной техники и машин скорой медицинской помощи к указанным населенным пунктам. Связь с населенными пунктами осуществляется только через пешеходный мост. С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой района 29 февраля 2016 года в адрес главы администрации сельского поселения адрес сельсовет MP Иглинский район РБ внесено представление, по результатам которого дорожное сообщение с адрес и адрес не восстановлено, на основании изложенного, прокурор просит признать бездействие администрации сельского поселения адрес сельский совет MP Иглинский район РБ, выразившееся в непринятии мер по восстановлению дорожного сообщения с адрес и адрес незаконным, обязать администрацию сельского поселения адрес сельский совет MP Иглинский район РБ в срок до 01 июня 2017 восстановить дорожное сообщение с адрес и адрес путем строительства автомобильного дорожного моста через р. Сим.
Определением Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 26 мая 2016 года произведена замена ненадлежащего ответчика администрации сельского поселения адрес сельский совет муниципального района адрес РБ на администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального района адрес Республики Башкортостан просит отменить решение суда ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку согласно справки КУС министерства земельных и имущественных отношений РБ по адрес РБ мост через р.Сим между адрес и адрес не числится в реестре муниципальной собственности администрации муниципального района адрес РБ и администрации сельского поселения адрес сельского совета. На праве оперативного управления и хозяйственного ведения не закреплен, техническая и иная предусмотренная законом документация на него отсутствует. Данный объект не внесен в регистр гидротехнических сооружений, на техническом учете в органах БТИ не состоит.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО3, поддержавшую доводы жалобы, представителя сельского поселения адрес сельский совет муниципального района адрес Республики Башкортостан ФИО4, прокурора ФИО1, полагавших решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан как на собственнике автомобильной дороги местного значения лежит обязанность по реконструкции (строительству) моста через реку Сим. При этом не осуществление органом местного самоуправления своевременных мер по оформлению прав в отношении бесхозяйного имущества, не может повлечь в настоящее время оснований для освобождения администрации MP адрес РБ от обязанности по восстановлению дорожного сообщения между населенными пунктами и реконструкции моста.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, поскольку он основан на верной оценке представленных доказательств и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Частью 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" регламентировано, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 1,6 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу п.5 ч.1, ч.3,4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В силу п.6 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность определена как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.3 ч.1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела, автомобильная дорога общего пользования " ... " является дорогой местного значения, находится в муниципальной собственности.
Содержание данной дороги администрацией MP адрес РБ передано подрядчику ОАО " ... " на основании муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования РБ местного значения в MP адрес РБ на 2016-2017 годы от дата N ... (л.д. 72,83-94).
АО " ... " обслуживает автомобильную дорогу " ... " до реки Сим со стороны адрес, что подтверждается ответом на запрос начальника Иглинского ДРСУ - филиала АО " ... " от дата N ...
На участке автомобильной дороги общего пользования " ... " дата произошел обрыв понтонного моста через реку Сим, соединяющий адрес и адрес (л.д. 68).
В результате обрыва понтонного моста прекращено дорожное сообщение с жителями адрес и д адрес, невозможен подъезд специализированной техники пожарной части и скорой медицинской помощи.
Из информационного донесения диспетчера ЕДДС MP адрес РБ по факту обрыва моста через адрес РБ от дата следует, что на заседании от дата проводилось заседание КЧС и ОПБ с участием главы администрации MP адрес РБ ФИО5, на котором было принято решение о проведении обследования и составления дефектовочной ведомости и определения необходимой суммы восстановления (реконструкции) моста, а также о подготовке обращения в Правительство РБ о выделении денежных средств на строительство (реконструкцию) моста (л.д. 66-67).
Исходя из изложенного, учитывая, что мост через реку Сим является элементом обустройства автомобильной дороги местного значения, что, в свою очередь, влечет обязанность органа местного самоуправления, на территории которого находится данный объект, поставить данный мост на учет и содержать его в надлежащем состоянии, выводы суда о возложении обязанности на администрацию муниципального района адрес РБ восстановить дорожное сообщение на автомобильной дороге местного значения" ... " посредством реконструкции (строительства) автомобильного дорожного моста через реку Сим являются обоснованными.
Довод жалобы относительно того, что мост через адрес между адрес и адрес не числится в реестре муниципальной собственности администрации муниципального района адрес РБ и администрации сельского поселения адрес сельского совета, на праве оперативного управления и хозяйственного ведения не закреплен, техническая и иная предусмотренная законом документация на него отсутствует, не внесен в регистр гидротехнических сооружений, на техническом учете в органах БТИ не состоит не может быть принят судебной коллегией как основание для отмены принятого решения, поскольку указанные обстоятельства не могут влиять на право граждан осуществлять безопасное дорожное движение между населенными пунктами.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу выражают несогласие с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств.
С учетом изложенного, следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309-310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.Ф. Крыгина
Судьи: А.Р. Низамова
Э.Р. Нурисламова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.