Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Кривцовой О.Ю.,
судей Александровой Н.А. и Троценко Ю.Ю.,
с участием прокурора З.Л.И.,
при секретаре В.Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по Республике Башкортостан Пудакова Е.Р. об установлении административного надзора в отношении Гарфутдинова Ф. С.
по апелляционной жалобе Г.Ф.С. на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 января 2016 года.
Заслушав доклад судьи Александровой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Врио начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по РБ П.Е.Р. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении С., дата года рождения, сроком на восемь лет, в виде: запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, запрещения выезда за установленные судом пределы территории, обязательная явка для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания два раза в месяц.
В обосновании указано, что С. осужден дата Белокатайским районным судом Республики Башкортостан по ст. ... УК РФ к ... годам лишения свободы в ИК общего режима. Приговор вступил в законную силу дата. Ранее судим дата по ст. ... УК РФ к исправительным работам; дата осужден по ст. ... УК РФ к ... годам ... месяцам лишения свободы условно с испытательными сроком ... года.
Осужденный С. за время отбывания наказания нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, поощрений не имеет, осознает законные требования сотрудников администраций. Принимает пассивное участие в воспитательных мероприятиях, характеризуется положительно. Не трудоустроен. Социально - полезные связи с родственниками поддерживает путем переписки, свиданий и телефонных переговоров.
Согласно резолютивной части решения Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по адрес П.Е.Р. удовлетворено: в отношении С., дата года рождения установлен административный надзор с возложением на него следующих административных ограничений: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 до 07.00 часов; запрещение выезда за пределы населенного пункта по месту жительства или пребывания поднадзорного без согласия органа, осуществляющего административный надзор; запрещение посещения мест проведения массовых и иных общественных мероприятий и участия в указанных мероприятиях. Административный надзор в отношении С. установлен сроком на три года. Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет С. в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
Согласно резолютивной части в мотивированном решении Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по адрес П.Е.Р. удовлетворено: в отношении С., дата года рождения установлен административный надзор с возложением на него следующих административных ограничений: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 до 07.00 часов; запрещение выезда за пределы населенного пункта по месту жительства или пребывания поднадзорного без согласия органа, осуществляющего административный надзор; запрещение посещения мест проведения массовых и иных общественных мероприятий и участия в указанных мероприятиях. Административный надзор в отношении С. установлен сроком на восемь лет. Срок административного надзора исчисляется со дня постановки на учет С. в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В апелляционной жалобе Г.Ф.С. просит решение суда изменить, считая установление в отношении него административного надзора неправомерным.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела. Неявка Г.Ф.С., содержащегося в ФКУ ИК-13УФСИН России по адрес, в силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела, о своем участии в рассмотрении дела путем видеоконференцсвязи он не заявлял.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Вместе с тем, данным требованиям решение суда первой инстанции не соответствует.
Согласно ст. 177 КАС РФ решение суда принимается немедленно после разбирательства дела. Резолютивную часть решения суд должен объявить в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела. Объявленная резолютивная часть решения суда должна быть подписана судьей и приобщена к делу. Составление мотивированного решения суда может быть отложено на срок не более чем пять дней со дня окончания разбирательства дела.
В силу прямого указания ст. 184 КАС РФ запрещается вносить изменения в решение суда после его объявления.
По смыслу приведенной нормы права при составлении мотивированного решения в более поздний срок суд не вправе вносить изменения в текст объявленного решения. При этом, вводная и резолютивная части мотивированного решения должны дословно повторять вводную и резолютивную части ранее объявленного решения.
Согласно материалам дела объявленная судом резолютивная часть решения не соответствует резолютивной части в мотивированном решении в части срока, на которую устанавливается административный надзор в отношении С.
Несоответствие мотивированного решения фактически оглашенному порождает неустранимые сомнения в достоверности постановленного судом решения, что является существенным нарушением норм процессуального права и гарантированного ст. 46 Конституции Российской Федерации права на судебную защиту.
Таким образом, постановленное судом первой инстанции решение нельзя признать законным. Оно принято с нарушениями норм процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита законных интересов участвующих в деле лиц, что, согласно ст. 310 КАС РФ, является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
По существу заявленных административных исковых требований судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 15 КАС РФ и Федеральным законом N 64-ФЗ от 06.04.2011 г. "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Установлено, что С. осужден по приговору от дата Белокатайским районным судом Республики Башкортостан за совершение тяжкого преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, предусмотренного ст. ... УК РФ.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о наличии правовых оснований для установления в отношении осужденного С. административного надзора.
Как предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (пункт 3) и ч. 2 ст. 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора С. следует установить в соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ с учетом пункта "г" части 3 статьи 86 УК Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент совершения преступления- 6 лет после отбытия наказания.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения в виде запрета: пребывания в определенных местах; посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; выезда за установленные судом пределы территории. Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Из характеристики, представленной на осужденного С., следует, что за время отбывания наказания нарушений установленного порядка отбывания наказания не допускал, поощрений не имеет, осознает законные требования сотрудников администраций. Принимает пассивное участие в воспитательных мероприятиях, характеризуется положительно. Не трудоустроен. Социально - полезные связи с родственниками поддерживает путем переписки, свиданий и телефонных переговоров. С. состоит в группе нейтральной направленности, лояльно относится к требованиям администрации, занимает соглашательскую позицию в отношении "авторитетов" преступного мира. Отношение к воспитательным мероприятиям: Пассивно участвует в воспитательных мероприятиях, эпизодически выполняет общественные поручения. Стиль поведения: в конфликтных ситуациях не агрессивен, держится с достоинством, к риску не склонен. Проявляет послушание, реагирует на замечания правильно, в общение с осужденными и администрацией вежлив, тактичен. Отношение к учебе и труду за весь период отбывания наказания: Не трудоустроен. В ПУ, ВСОШ не обучается. Отношение осужденного к совершенному деянию, признание собственной вины в совершенном преступлении, раскаяние в содеянном: вину признал. Наличие поощрений и взысканий: не имеет.
Исходя из изложенного, оценив доказательства в их совокупности, судебная коллегия считает необходимым возложить на С. следующие административные ограничения: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 до 07.00 часов; запрещение выезда за пределы населенного пункта по месту жительства или пребывания поднадзорного без согласия органа, осуществляющего административный надзор; запрещение посещения мест проведения массовых и иных общественных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
По мнению судебной коллегии, такие административные ограничения направлены на обеспечение индивидуального профилактического воздействия, соответствуют характеру и общественной опасности совершенного преступления, выбраны с учетом данных о личности С., его поведения за весь период отбывания наказания.
Судебная коллегия, исходя из общественных интересов и направленности данных ограничений на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений поднадзорным лицом в будущем, приходит к выводу о том, что указанные меры соответствует целям и задачам административного надзора - недопущения совершения новых правонарушений и оказания помощи в возвращении и приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права и которые соответствуют перечню ограничений прав и свобод, применяемых при установлении и осуществлении административного надзора, установленного статьей 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Приведенные С. в апелляционной жалобе доводы об отсутствии с учетом его возраста и состояния здоровья оснований для установления административного надзора в виде запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица; запрещения выезда за пределы населенного пункта по месту жительства или пребывания поднадзорного без согласия органа, осуществляющего административный надзор; запрещения посещения мест проведения массовых и иных общественных мероприятий и участия в указанных мероприятиях судебная коллегия находит несостоятельными, не основанными на нормах закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 310- 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять новое решение.
Административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по адрес П.Е.Р. удовлетворить в части.
Установить в отношении С., дата года рождения, административный надзор с возложением на него следующих административных ограничений:
обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации;
запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица с 23.00 до 07.00 часов;
запрещение выезда за пределы населенного пункта по месту жительства или пребывания поднадзорного без согласия органа, осуществляющего административный надзор;
запрещение посещения мест проведения массовых и иных общественных мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Административный надзор в отношении С. установить сроком на шесть лет. Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет С. в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.
В остальной части административное исковое заявление врио начальника ФКУ ИК-13 УФСИН России по адрес П.Е.Р. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Тимербаев Р.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.