Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Вахитовой Г.Д.,
Гареевой Д.Р.,
с участием прокурора Казачковой А.В.
при секретаре Аминеве И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Башкортостан об установлении административного надзора в отношении Лукоянова А.Н.,
по апелляционной жалобе Лукоянова А.Н. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 14 марта 2016 года, которым постановлено:
исковые требования начальника заявление начальника ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Башкортостан Файрузова Х.Н. к Лукоянову А.Н. об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить в отношении Лукоянова А.Н., дата рождения, административный надзор сроком на 6 (шесть) лет, исчисляя срок со дня постановки на учет в органе внутренних дел по месту жительства или пребывания Лукоянова А.Н. с установлением следующих административных ограничений:
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, избранного им при освобождении местом его жительства или пребывания, в период времени с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы;
запретить выезд за пределы муниципального образования, которое им избрано при освобождении местом жительства или пребывания, без уведомления контролирующего органа МВД России;
обязать являться на регистрацию в орган внутренних дел по избранному им при освобождении месту жительства или пребывания 2 раза в месяц в дни, установленные органом внутренних дел.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Башкортостан обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Лукоянова А.Н.
В обоснование исковых требований указано, что Лукоянов А.Н. осужден приговором Верховного Суда Республики Татарстан от дата по ... Уголовного кодекса Российской Федерации с применением статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Башкортостан содержится с дата. За время отбывания наказания в учреждении ЛИУ-19 зарекомендовал себя с положительной стороны. Ссылаясь на положения статей 270, 271 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статей 3, 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" просят установить административный надзор в отношении Лукоянова А.Н. сроком на 8 лет и административные ограничения: запрещение пребывания в местах распития спиртных напитков; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий, и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания поднадзорного лица с 23:00 до 06:00 часов; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка четыре часа в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Лукоянов А.Н. просит о снижении срока административного надзора с 6 лет до 2 лет, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права при оценке доказательств.
На апелляционную жалобу Лукоянова А.Н. помощником прокурора Башкирской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Башкортостан Валитовым Р.У. принесены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Лукоянов А.Н., отбывающий наказание в ФКУ ЛИУ-19 ГУФСИН России по Республике Башкортостан, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Лукоянова А.Н., поскольку им своей апелляционной жалобе подробно изложены основания, по которым он считает решение суда незаконным.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Казачкову А.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд исправительным учреждением.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: 1) тяжкого или особо тяжкого преступления; 2) преступления при рецидиве преступлений; 3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Частью 2 статьи 3 приведенного Федерального закона установлено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 3 указанного Федерального закона предусмотрены основания для установления административного надзора в отношении лиц, указанных в части 1 данной статьи: 1) лицо признавалось злостным нарушителем установленного подряда отбывания наказания; 2)лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Из материалов дела усматривается, что на момент рассмотрения настоящего административного иска об установлении административного надзора в Салаватском городском суде Республики Башкортостан Лукоянов А.Н. отбывал наказание в связи с его осуждением приговором Верховного Суда Республики Татарстан от дата по ... Уголовного кодекса Российской Федерации с применением статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. В данном приговоре имеется указание на отягчающее вину Лукоянова А.Н. обстоятельство в виде особо опасного рецидива преступлений.
Ранее, приговором Чистопольского городского суда Республики Татарстан от дата Лукоянов А.Н. был осужден по ... Уголовного кодекса Российской Федерации с применением статьи 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Постановлением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата назначенное Лукоянову А.Н. наказание снижено до 7 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима.
Постановлением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата осужденный Лукоянов А.Н. для дальнейшего отбывания наказания по приговору Верховного Суда Республики Татарстан от дата переведен из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима.
Из материалов дела следует, что Лукоянов А.Н. характеризуется положительно.
В силу пункта 25 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 года N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" при обсуждении вопроса об установлении срока административного надзора за названными лицами суду надлежит учитывать их характеристику по месту отбывания наказания, поведение в быту, а также характер и степень общественной опасности совершенного преступления и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения.
Разрешая заявленные требования, суд исходя из того, что Лукоянов А.Н. отбывает наказание за совершение преступления, относящегося к категории тяжких преступлений, в его действиях установлен особо опасный рецидив преступлений, по месту отбывания наказания характеризуется положительно, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" пришел к обоснованному выводу, что в отношении административного ответчика Лукоянова А.Н. подлежит установлению административный надзор сроком на 6 лет и административные ограничения, приведенные в обжалуемом судебном постановлении.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выше выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку.
Оснований для иного вывода не имеется.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апеллятора о снижении установленного судом срока административного надзора с 6 лет до 2 лет.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 Федерального закона на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
По смыслу данной нормы, являющейся императивной, установление административного надзора лицам, имеющим непогашенную (неснятую) судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений на срок меньший, чем предусмотрено законодательством Российской Федерации для погашения судимости, неправомерно. Наличие такой судимости является самостоятельным основанием установления лицу административного надзора, не связанным с условиями, определенными в части 3 статьи 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ.
Согласно пункту "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации, в редакции действовавшей на момент совершения Лукояновым А.Н. преступления по приговору от дата, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления по истечении шести лет после отбытия наказания.
Как было приведено выше приговором Верховного Суда Республики Татарстан от дата в действиях Лукоянова А.Н. установлен особо опасный рецидив преступлений.
С учетом положений статьи 15 Уголовного кодекса Российской Федерации и сведений о квалификации преступления из вышеприведенного приговора суда от 28 июля 2009 года, судимость погашается по истечении шести лет после отбытия Лукояновым А.Н. наказания.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно Лукоянову А.Н. установлен административный надзор сроком на шесть лет.
Административные ограничения определены судом в отношении Лукоянова А.Н. в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года N64-ФЗ, они обоснованны, отвечают задачам административного надзора, установленным в статье 2 приведенного Федерального закона, в частности направлены на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений, оказание индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.
Исходя из изложенного, а также принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену судебного постановления, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от 14 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лукоянова А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий: Кривцова О.Ю.
Судьи: Вахитова Г.Д.
Гареева Д.Р.
Справка:
судья ФИО15
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.