И.о. заместителя Председателя Верховного Суда Республики Башкортостан Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении жалобу защитника Искужина Р.М. Сулейманова Р.Р., поданную на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 23 июля 2015 года, решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 25 августа 2015 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 октября 2015 года, состоявшиеся в отношении главы администрации сельского поселения Ишмурзинский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Искужина Р.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 23 июля 2015 года, оставленным без изменения решением судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 25 августа 2015 года и решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 октября 2015 года, глава администрации сельского поселения Ишмурзинский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Искужин Р.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе Сулейманов Р.Р. просит отменить указанные постановление должностного лица и судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Исходя из интересов законности, проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, с учетом всех его материалов и доводов жалобы Сулейманова Р.Р., прихожу к следующим выводам.
Добыча подземных вод (использование водозаборных скважин) является одним из видов пользования недрами (ч. 3 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации, преамбула к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах)).
Статьей 11 Закона о недрах определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая в данном случае является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Действия лиц, осуществляющих добычу подземных вод (использование водозаборных скважин) без соответствующей лицензии либо с нарушением требований, предусмотренных лицензией, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 или ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ пользование недрами без лицензии на пользование недрами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 10 июля 2015 года на основании распоряжения председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 01 июня 2015 года N 114/СТК-2015 с целью подтверждения достоверности сведений об организациях, осуществляющих безлицензионное недропользование в целях добычи воды, проведена внеплановая документарная проверка администрации сельского поселения Ишмурзинский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан, в ходе которой установлено, что администрация осуществляет пользование недрами в целях добычи подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения без лицензии на пользование недрами.
Главой администрации сельского поселения Ишмурзинский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан является Искужин Р.М.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, и виновность Искужина Р.М. в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении (л.д. 15-18); распоряжением о проведении внеплановой документарной проверки (л.д. 28, 29); актом проверки (л.д. 6-9); предписанием об устранении нарушений законодательства (л.д. 33); копией устава и другими материалами дела.
Оценив исследованные доказательства на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о нарушении главой администрации сельского поселения Ишмурзинский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Искужиным Р.М. требований действующего законодательства при добыче подземных вод, правильно квалифицировав его действия по ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ.
С выводами должностного лица обоснованно согласились судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан и Верховного Суда Республики Башкортостан, рассмотревшие жалобы Искужина Р.М.Довод жалобы о том, что у Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки, поскольку её проведение не было согласовано с органами прокуратуры, проверен судьей Верховного Суда Республики Башкортостан и правомерно отклонен по следующим обстоятельствам.
Так, одним из оснований для проведений внеплановой проверки согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон) является поступление от органов государственной власти информации о факте возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.
Документарная проверка проводится в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона. Обязательным условием ее проведения является наличие соответствующего распоряжения (приказа).
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного или муниципального контроля. Это отличает такую проверку от выездной, которая проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления ее деятельности.
Основанием для проведения внеплановой документарной проверки администрации сельского поселения Ишмурзинский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан явилось поступившее в инспекцию надлежащим образом оформленное обращение Межрайонной инспекции Федеральной Налоговой службы N 37 по Республике Башкортостан от 15 мая 2015 года N 05-20/02104 об организациях, осуществляющих безлицензионное недропользование в целях добычи воды.
Таким образом, процедура проведения внеплановой документарной проверки Сибайским территориальным комитетом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан соблюдена.
Иных доводов, указывающих на незаконность постановления старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 23 июля 2015 года, решения судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 25 августа 2015 года и решения судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 октября 2015 года, жалоба не содержит.
Иная оценка доказательств по делу, приводимая заявителем в жалобе, и отличная от оценки, данной должностным лицом и судьями, не является предусмотренным ст. 30.17 КоАП РФ основанием для отмены обжалуемых постановления должностного лица и судебных постановлений в порядке ст. 30.13 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
При производстве по данному делу принципы презумпции невиновности и обеспечения законности, предусмотренные положениями ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, а также иные процессуальные требования, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, судебными инстанциями не нарушены.
Постановление о привлечении Искужина Р.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Искужину Р.М. в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, в соответствии со ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, председателя Сибайского территориального комитета Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от 23 июля 2015 года, решение судьи Баймакского районного суда Республики Башкортостан от 25 августа 2015 года и решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 07 октября 2015 года, состоявшиеся в отношении главы администрации сельского поселения Ишмурзинский сельсовет муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан Искужина Р.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника Искужина Р.М. Сулейманова Р.Р. - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Российской Федерации или его заместители.
Повторная подача жалобы по тем же основаниям в Верховный Суд Республики Башкортостан не допускается.
И.о. заместителя Председателя
Верховного Суда
Республики Башкортостан Р.Х. Юлдашев
справка: мировой судья Рахимова А.Р.
судья районного суда Шафикова Е.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.