Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 06 сентября 2016 г. по делу N 33а-249/2016
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Ракова А.В., судей Томашевича В.В. и Никитчука И.В., при секретаре Лущицком Н.Ю., в судебном заседании рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Смоляниновой О.Н. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 9 июня 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Яковенко А. С. об оспаривании решения заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России (далее по тексту ФГКУ "Югрегионжилье") об отказе ему в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Никитчука И.В., судебная коллегия, -
установила:
В соответствии с решением заместителя начальника ФГКУ "Югрегионжилье" от 9 марта 2016 года N 52, Яковенко с членами семьи отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку он распорядился жилым помещением, ранее полученным от государства, в связи с чем не вправе претендовать на повторное обеспечение жильем от военного ведомства.
Посчитав свои права нарушенными, Яковенко обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным это решение заместителя начальника ФГКУ "Югрегионжилье" и обязать должностное лицо повторно рассмотреть данный вопрос.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований истца отказал.
Не соглашаясь с состоявшимся судебным постановлением, представитель административного истца Смолянинова О.Н. в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления Яковенко, в обоснование чего приводит доводы, суть которых заключается в следующем.
Отказ Яковенко в 2004 году от участия в приватизации предоставленной ему в составе семьи матери квартиры, расположенной по адресу: _, в пользу бывшей супруги и двоих детей, и снятие его в августе 2012 года с регистрационного учета, по мнению автора жалобы, о намеренном ухудшении им своих жилищных условий не свидетельствуют.
Вышеуказанная квартира была предоставлена матери истца администрацией _, в связи с чем, автор жалобы полагает, что Яковенко и члены его семьи не лишены возможности самостоятельно реализовать свое право на жилище от Минобороны России.
Невозможность Яковенко представить в жилищный орган справку о сдаче ранее полученного жилого помещения, по мнению автора жалобы, основанием для отказа в принятии его на жилищный учет не является.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены правильного по существу решения суда первой инстанции.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 2 июля 2013 года N 1033-О, действующее законодательство гарантирует защиту права пользования жилым помещением бывшим членам семьи собственника данного жилого помещения. Так, бывшие члены семьи собственника, отказавшиеся от права собственности на долю в жилом помещении при его приватизации, сохраняют право постоянного (бессрочного) пользования данным жилым помещением и осуществляют его на условиях, предусмотренных жилищным законодательством; гражданам, проживающим совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, предоставляется право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между ними, и право требовать устранения нарушений своих прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника такого помещения (пункты 1 и 3 ст. 292 ГК РФ; ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
По смыслу положения ст. 218 КАС РФ, признанию незаконными в порядке, установленном главой 22 КАС РФ, подлежат лишь те действия и решения органов государственной власти и должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы гражданина, которые требуют восстановления и судебной защиты в порядке административного судопроизводства.
По делу установлено и автором жалобы не оспаривается, что в 1999 году Яковенко в составе семьи матери администрацией _ был обеспечен указанной двухкомнатной квартирой общей площадью 51,7 кв. метра _, в которую помимо него, впоследствии были вселены супруга - А. и сыновья - Ю и М, соответственно, 2000 и 2003 годов рождения.
В 2004 году Яковенко А.Н. с сыновьями оформили в равных долях право собственности на это жилое помещение в порядке приватизации, от участия в которой сам истец отказался.
Постановлением мэра муниципального образования _ от 1 июня 2007 года N 879 учетная норма площади жилого помещения на одного члена семьи в городе установлена в размере 11 кв. метра.
Таким образом, Яковенко по установленным нормам был обеспечен жильем, в котором сохранял право бессрочного пользования жилым помещением.
2 мая 2006 года брак истца с А был прекращен.
11 ноября 2006 года Яковенко заключил брак с гражданкой П, в котором у них родились сыновья Е и Д 2007 и 2009 годов рождения, соответственно.
Постановлением администрации муниципального образования _ Астраханской области от 16 августа 2012 года N 1152 истцу на состав семьи 4 человека (он, жена - Е.Н. и сыновья Е и Д), на основании ходатайства начальника Знаменского территориального гарнизона, предоставлена служебная трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: _
В том же месяце истец вселился в служебное жилье и добровольно снялся с регистрационного учета по месту жительства в указанной квартире _ в результате чего он утратил право пользования этим жилым помещением.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и правовых норм, а так же исходя из того, что предоставление служебного жилья не могло состояться без волеизъявления истца об этом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Яковенко, бесспорно осознавая последствия своих действий, в августе 2012 года намеренно ухудшил свои жилищные условия, в связи с чем вопрос о принятии его с членами семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях им может быть поставлен только по истечении установленного ст. 53 ЖК РФ срока.
Приходя к такому выводу, судебная коллегия также исходит из того, что по смыслу ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право членов семьи Яковенко на обеспечение жилым помещением за счет соответствующего военного ведомства является производным от права самого военнослужащего на получение этого вида социальной гарантии и самостоятельно они его реализовать не могут.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что оспоренные Яковенко действия заместителя начальника ФГКУ "Югрегионжилье" об отказе в постановке на жилищный учет не могут быть признаны нарушающими его права и законные интересы, в связи с чем восстановление последних в судебном порядке не требуется.
С учетом изложенного, по убеждению судебной коллегии, решение суда первой инстанции об отказе Яковенко в удовлетворении административного иска, являясь правильным по существу, в соответствии с ч. 5 ст. 310 КАС РФ отмене не подлежит, а доводы автора апелляционной жалобы основанием для его отмены не являются.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия, -
определила:
Решение Знаменского гарнизонного военного суда от 9 июня 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего Яковенко А. С. об оспаривании решения заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России об отказе ему в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.