Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Медведкиной В.А.
судей
Мелешко Н.В.,
Грибиненко Н.Н.
при секретаре
Паке О.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-654/2016 по апелляционной жалобе Трофимова В. И. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 февраля 2016 года по иску Трофимова В. И. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" о признании незаконным решения, возобновлении выплаты ежемесячной компенсации с учетом индексации.
Заслушав доклад судьи Медведкиной В.А., объяснения представителя ответчика Аристарховой И.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Трофимов В.И. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" (далее - ФКУ), в котором просил признать незаконным решение ГВК о прекращении выплаты ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной пунктом 13 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и возобновить выплаты указанной ежемесячной денежной компенсации с учетом установленной законом индексации.
В обоснование заявленных требований указал, что в период прохождения службы в Пушкинском военном институте радиоэлектроники космических войск им. Маршала авиации Савицкого Е.Я. - филиале ФГВОУ ВПО "Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского" получил военную травму, в связи с чем 18.09.2006 был досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья, ему была установлена инвалидность " ... " и назначена пенсия по инвалидности. Впоследствии решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 06.10.2011 установлена " ... "% утрата профессиональной трудоспособности Трофимова В.И. по вине работодателя, с ФГВОУ ВПО "Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского" в его пользу взыскан утраченный заработок, на данное образовательное учреждение возложена обязанность по выплате Трофимову В.И. ежемесячной компенсации вреда, причиненного здоровью, в размере утраченного заработка в сумме 16518 рублей 97 копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке.
После вступления в действие Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ответчик назначил и выплачивал Трофимову В.И. ежемесячную компенсацию вреда здоровью как инвалиду II группы в связи с полученной военной травмой в соответствии с пунктом 13 статьи 3 названного Федерального закона, однако с 01.06.2013 указанная ежемесячная выплата была прекращена со ссылкой на выплату ежемесячной компенсации утраченного заработка по решению Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга и пункта 15 статьи 3 Федерального закона. Истец считает решение о прекращении ежемесячной выплаты в счет компенсации вреда здоровью как инвалиду " ... " незаконным.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 февраля 2016 года в удовлетворении исковых требований Трофимову В.И. отказано.
В апелляционной жалобе Трофимов В.И., просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное установление обстоятельств по делу, и неправильное применение норм материального права.
Трофимов В.И. о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом (л.д. 129), в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, не просили об отложении рассмотрения дела. При указанных обстоятельствах в силу положений части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из решения Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 06.10.2011 по гражданскому делу N 2-4881/2011, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 21.12.2011, Трофимов В.И. в период прохождения военной службы в Пушкинском военном институте радиоэлектроники космических войск им. Маршала авиации Савицкого Е.Я. - филиале ФГВОУ ВПО "Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского" с 01.08.1992 по 17.05.2006 получил военную травму в виде " ... ", утратил " ... "% профессиональной трудоспособности. На основании свидетельства о болезни N ... от 09.04.2005 досрочно уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья (приказ Командующего Космических войск N ... от 15.12.2005) Трофимову В.И. 18.09.2006 установлена " ... " инвалидности на определенный срок, с 18.09.2006 истцу назначена пенсия по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". С 31.08.2009 Трофимов В.И. признан инвалидом " ... " бессрочно.
Этим же решением Пушкинский военный институт радиоэлектроники космических войск им. Маршала авиации Савицкого Е.Я. - филиал ФГВОУ ВПО "Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского" признан виновным в причинении вреда здоровью Трофимова В.И ... В пользу истца пользу с ФГВОУ ВПО "Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского" взыскан утраченный заработок за период с 01.01.2007 по 30.09.2011 в размере 793800 рублей 12 копеек, одновременно на академию возложена обязанность по выплате Трофимову В.П., начиная с 01.10.2011, ежемесячной компенсации вреда, причиненного здоровью, в размере утраченного заработка в сумме 16518 рублей 97 копеек с последующей индексацией в установленном законом порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в рамках существовавшего до вступления в действие Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" правового механизма, определенного главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный здоровью Трофимова В.И. военной травмой, полученной в период прохождения военной службы в Пушкинском военном институте радиоэлектроники космических войск им. Маршала авиации Савицкого Е.Я. - филиале ФГВОУ ВПО "Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского" с 01.08.1992 по 17.07.2006 был возмещен путем выплаты ежемесячной компенсации утраченного заработка, рассчитанного исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности, и представляет собой меру, направленную на восполнение материальных потерь, связанных с отсутствием возможности по состоянию здоровья осуществлять трудовую функцию по избранной профессии.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.
Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 26 декабря 2002 года N 17-П и от 20 октября 2010 года N 18-П, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную и аналогичную ей службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в" "м"), влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение в случае причинения вреда жизни или здоровью в период прохождения службы.
Выбор правовых средств, направленных на возмещение такого вреда, относится к усмотрению федерального законодателя, который, осуществляя на основании статьи 76 Конституции Российской Федерации соответствующее правовое регулирование, обязан предусматривать эффективные гарантии прав указанных лиц, адекватные правовой природе и целям возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью, характеру возникающих между ними и государством правоотношений.Конкретизируя названные положения Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, цель которых - в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и социального статуса, обеспечив соразмерный получавшемуся денежному довольствию уровень возмещения вреда.
Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим, а также необходимость обеспечения эффективной государственной поддержки в случае признания их инвалидами вследствие военной травмы, законодатель, действуя в пределах своих полномочий, предусмотрел в части 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", вступившего в действие с 1 января 2012 года, для лиц, которым установлена инвалидность вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (т.е. в результате военной травмы), право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью, в размере, обусловленном группой инвалидности.
Согласно названной правовой норме при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере: 1) 14 000 рублей - инвалиду I группы; 2) 7000 рублей - инвалиду II группы; 3) 2800 рублей - инвалиду III группы.
По своей правовой природе установленная в части 3 статьи 13 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ ежемесячная денежная компенсация предназначена для возмещения материальных и социальных потерь, возникающих в связи с инвалидностью вследствие военной травмы, не связана напрямую с другими выплатами, в том числе пенсионными, и мерами социальной поддержки военнослужащих и направлена исключительно на социальную защиту инвалидов в зависимости от степени утраты ими трудоспособности.
При этом размеры установленных Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ ежемесячных компенсаций, в том числе ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих, подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ в связи с вступлением в силу данного Федерального закона лицам, получавшим до дня вступления его в силу выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с установлением инвалидности вследствие военной травмы, в ином размере, чем предусмотрено частями 9, 10 и 13 статьи 3 этого Федерального закона, выплаты производятся в ранее назначенных размерах, но не в меньших размерах, чем предусмотрено этими частями.
Таким образом, в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предназначение которого - восполнение понесенных ими материальных потерь вследствие полученного увечья (ранения, травмы, контузии) или иного повреждения здоровья в связи с выполнением обязанностей военной службы.
Введенная частью 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ норма о праве инвалидов вследствие военной травмы на выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение причиненного здоровью вреда в твердой денежной сумме в зависимости от установленной группы инвалидности является элементом данного публично-правового механизма.
Федеральным законодателем, к исключительной прерогативе которого относится выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина в связи с исполнением им обязанностей военной службы, введено правовое регулирование этих отношений в Федеральном законе от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ, вступившем в силу с 1 января 2012 года.
Положения названного Федерального закона действуют на будущее время, установление ими лицам, признанным инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (то есть в результате военной травмы), права на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда в зависимости от установленной группы инвалидности и единого механизма увеличения (индексации) этих выплат, по сути, направлено на обеспечение равных условий реализации права на возмещение вреда здоровью лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах.
Иное означало бы нарушение стабильности длящихся правовых отношений, привело бы к необоснованной дифференциации в сфере социальной защиты лиц, относящихся к одной и той же категории, что несовместимо с конституционными принципами равенства и справедливости (часть 3 статьи 17, статьи 19 и 55 Конституции Российской Федерации).
Часть 15 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", устанавливающая применительно к указанной ежемесячной денежной компенсации правило о недопустимости повторного предоставления одинаковых по своей правовой природе социальных выплат по разным основаниям, направлена на обеспечение эффективного функционирования публично-правовых механизмов возмещения вреда с учетом необходимости поддержания баланса публичных и частных интересов и обеспечения реализации гражданами, являющимися инвалидами вследствие военной травмы, права на возмещение вреда, причиненного здоровью.
Из материалов дела следует, что ежемесячная компенсация вреда, причиненного здоровью, была взыскана с ФГВОУ ВПО "Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского" до вступления в силу Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ, то есть, когда отсутствовал правовой механизм возмещения военнослужащим вреда, причиненного их жизни и здоровью при исполнении обязанности воинской службы.
Осуществляя выплату Трофимову В.И. ежемесячной компенсации утраченного заработка на основании решения Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 06.10.2011 года по гражданскому делу N2-4881/2011 в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ФГВОУ ВПО "Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского" фактически предоставляет Трофимову В.И. государственную поддержку для восполнения понесенных последним материальных потерь, связанных с утратой профессиональной трудоспособности.
Компенсации, предусмотренные статьями 1085, 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, направлены на обеспечение реализации гражданами, являющимися инвалидами вследствие военной травмы, возможности восполнения понесенных материальных потерь, связанных с утратой возможности дальнейшего прохождения военной службы. Таким образом, назначение и выплата Трофимову В.И. ежемесячной компенсации, предусмотренной частью 13 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" одновременно с выплатой ежемесячной компенсации утраченного заработка, установленного в соответствии с положениями статьи 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации, повлечет повторное предоставление Трофимову В.И. аналогичных по своей правовой природе компенсационных выплат.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.