Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Бережновой О.Н.,
судей Топорковой С.А., Местниковой С.А.,
при секретаре Комюстюровой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истцов на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2016 года, которым по гражданскому делу по иску Пьянкова В.А., Пьянковой М.М. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия), Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) о признании действий незаконными, возложении обязанности по совершению действий по устранению нарушений, взыскании недоплаченной суммы пенсии
ПОСТАНОВЛЕНО:
В удовлетворении искового заявления Пьянкова В.А. и Пьянковой М.М. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Нерюнгринском районе РС (Я) о признании действий незаконными, обязании устранения допущенных нарушений и взыскании недоплаченной суммы пенсии, отказать.
Заслушав доклад судьи Местниковой С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пьянков В.А., Пьянкова М.М. обратились в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Нерюнгринском районе РС (Я), ГУ - ОПФ РФ по РС (Я) о признании действий незаконными, возложении обязанности по совершению действий по устранению нарушений, взыскании недоплаченной суммы пенсии.
В обоснование заявленных требований указывали на то, что решением Нерюнгринского городского суда РС (Я) от 15.06.2004 по их иску на Управление Пенсионного фонда РФ в г. Нерюнгри возложена обязанность при начислении пенсий применять районный коэффициент 1,7 и произвести перерасчет пенсий с 01.08.2001 года. Указанное решение ответчиком исполнено лишь в части перерасчета, а в части применения районного коэффициента в размере 1,7 перестало исполняться ответчиком после 01.04.2006 года.
Истцы просят признать незаконными действия ГУ УПФР в Нерюнгринском районе, выразившиеся в неисполнении определения Верховного суда РС (Я), обязать произвести перерасчет недовыплаченной пенсии с применением районного коэффициента 1,7, обязать произвести перерасчет валоризации пенсии с применением районного коэффициента 1,7, обязать выплатить недоплаченные суммы пенсий с 01.04.2006 по день вынесения решения по делу.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
Не согласившись с решением суда, истцы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят отменить оспариваемое решение как необоснованное и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что 15.06.2004 решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) удовлетворен иск Б.Н., В.Л., И.М., К.М., К.Л., К.Т ... Л.Е., Н.В., Н.Т., Н.Р., П.Т., П.А., П.И., Пьянковой М.М., Пьянкова В.А., Р.П., С.Н., С.В., Ф.В., Ц.Ц., Ш.Ф. об оспаривании действий ГУ - УПФ РФ в Нерюнгринском улусе (районе), которым на ГУ - УПФ РФ в Нерюнгринском улусе (районе) возложена обязанность применять при исчислении пенсии районный коэффициент 1,7 и произвести перерасчет неоплаченной суммы пенсии для неработавших на 01.08.2001 с 01.08.2011, для работавших на 01.08.2001 с 01.01.2002.
Определением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25.08.2004 решение суда оставлено из изменений.
Истцы полагают, что действия ответчика по выплате им пенсии без учета ранее принятых судебных актов являются незаконными.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. При этом ст. 2 названного федерального закона предусматривает, что установление трудовой пенсии - это назначение трудовой пенсии, перерасчет или корректировка ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой. Таким образом, вне зависимости от того, принимается ли решение об установлении трудовой пенсии впервые или трудовая пенсия устанавливается в новом размере в связи с перерасчетом или корректировкой, размер пенсии будет определяться заново в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на день такого установления.
Согласно ч. 6 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
В настоящее время при установлении пенсий УПФР в Нерюнгринском районе применяется районный коэффициент 1,4, установленный постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04 сентября 1964 года N 380/П-18.
Истцы же считают, что должен применяться районный коэффициент 1,7, установленный п. 29 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР "О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса (ЮЯУК)" N 352 от 29 апреля 1975 года.
С данным доводом согласиться нельзя, т.к. в постановлении прямо указано, что коэффициент 1,7 устанавливается в г. Нерюнгри только на период строительства Южно-Якутского угольного комплекса - с 1975 по 1982 годы. Следовательно, коэффициент 1,7 действовал только в указанный период.
Данная позиция отражена в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии".
Верховный Суд РФ разъяснил, что, если лица до 1 января 2002 года работали на строительстве объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, и органами государственной власти СССР на период строительства был установлен районный коэффициент к заработной плате и распространены льготы, установленные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то, поскольку установление такого коэффициента носило временный характер (устанавливался лишь на определенный период с учетом важного народнохозяйственного значения объекта и сложности производственных условий его строительства и применялся для увеличения заработной платы в целях обеспечения строительства объекта), он не может быть отнесен к тем районным коэффициентам, которые устанавливаются в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами государственной власти) к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
До настоящего времени федерального закона, устанавливающего единый районный коэффициент и порядок его выплаты, не принято, вследствие чего продолжает действовать Постановление ГКСМ СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 г. N 380/П-18 "Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", которым к заработной плате работников, в том числе и в г. Нерюнгри, централизованный районный коэффициент к заработной плате для работников непроизводственной сферы установлен в размере 1,4.
Постановлением Правительства РФ от 17.04.2006 г. N 216 "О районных коэффициентах, применяемых при установлении трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями" установлено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, при назначении указанным лицам трудовых пенсий в соответствии со статьями 14 - 16 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров этих пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г.
В соответствии с п. 6 ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ размер базовой части трудовой пенсии индексируется с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации указанной статьи Правительством Российской Федерации увеличивались базовая и страховая части трудовой пенсии, изданы Постановления Правительства РФ N 165 от 24.03.2006 (с 01.04.2006), N 466 от 28.07.2006 (с 01.08.2006), N 181 от 27.03.2007 (с 01.04.2007).
Ответчик произвел перерасчет размера выплачиваемой пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 согласно вступившим в законную силу судебным актам.
С 01 апреля 2006 года ответчик производил выплату пенсии в сохраненном размере в связи с тем, что исчисленный в соответствии с указанными нормативными актами и районным коэффициентом 1.4 размер пенсии истца не достигал размера пенсии, исчисленного с районным коэффициентом 1,7.
Данные действия УПФР в Нерюнгринском районе РС (Я) являются обоснованными и производимыми с целью сохранения в указанный период достигнутого уровня пенсионного обеспечения.
Таким образом, действия УПФР в Нерюнгринском районе РС (Я) по применению районного коэффициента 1,4 при установлении Пьянкову В.А., Пьянковой М.М. пенсии, в том числе при ее индексации, являются законными и обоснованными, так как данные действия осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на день принятия соответствующих решений об установлении пенсии.
В связи с тем, что УПФ РФ в Нерюнгринском районе пенсия истцу начисляется в соответствии с требованиями ст. 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, с учетом положений вышеуказанных Постановлений Правительства РФ, оснований для удовлетворения иска не имеется.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований об обязании произвести перерасчет недовыплаченной пенсии с применением коэффициента 1,7 отказано обоснованно.
Судебная коллегия находит указанные выводы суда правильными, соответствующими установленным судом обстоятельствам, а также нормам права.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при вынесении решения суд должен был руководствоваться решением суда от 15.04.2004, которым суд обязал ответчика при исчислении трудовой пенсии применять районный коэффициент 1.7 и произвести перерасчет недоплаченной суммы пенсии, являются необоснованными, поскольку вне зависимости от того, принимается ли решение об установлении трудовой пенсии впервые или трудовая пенсия устанавливается в новом размере в связи с перерасчетом или корректировкой, размер пенсии должен исчисляться заново в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на день такого установления.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, по существу они содержат иное, неправильное толкование закона и не опровергают выводов суда первой инстанции, а сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и доказательств, указанные доводы являлись предметом исследования в суде первой инстанции и судом им дана надлежащая оценка.
Нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь частью 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нерюнгринского городского суда от 19 апреля 2016 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Бережнова О.Н.
Судьи: Топоркова С.А.
Местникова С.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.