Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Пуховой Е.В.,
судей Шадриной Л.Е., Данилова А.Р.,
при секретаре Никитиной Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика по доверенности Постниковой Е.П. на решение Олекминского районного суда РС(Я) от 13 мая 2016 года, которым по делу по иску производственного кооператива "Надежда" к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по PC (Я) (далее - Управление Росреестра по РС(Я) о снятии с кадастрового учёта объектов недвижимости,
ПОСТАНОВЛЕНО:
Исковые требования Производственного кооператива "Надежда" удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учёта земельный участок с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: ... , площадью ******** кв. м, категория земель - ********, внесенный в государственный кадастр недвижимости 27 марта 2003 года и исключить его из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Снять с государственного кадастрового учёта земельный участок с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу:" ... , площадью ******** кв. м, категория земель - ********, внесенный в государственный кадастр недвижимости 27 марта 2003 года и исключить его из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Данное решение является основанием для снятия с государственного кадастрового учета вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами N ... и N ... , и основанием для прекращения на них права собственности Производственного кооператива "Надежда".
Заслушав доклад судьи Данилова А.Р., пояснения представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" Постниковой Е.П., судебная коллегия
установила:
Производственный кооператив "Надежда" (далее - ПК "Надежда") обратился в суд с иском к Управлению Росреестра по РС (Я) о снятии с кадастрового учёта и исключении из Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним, начиная с 5 октября 2005 года, двух объектов недвижимости:
1) земельного участка ********, общей площадью ******** кв.м., по ... с кадастровым (или условным) номером N ... ;
2) земельного участка ********, общей площадью ******** кв.м., по ... с кадастровым (или условным) номером N ...
В обосновании исковых требований указывается, что ранее принадлежавшие кооперативу данные земельные участки были изъяты в 2005 году, путём выкупа в соответствии со статьей 279 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), переданы ********
За отчужденные земельные участки ******** 30 марта 2004 года перечислила на счёт ПК "Надежда" ******** рублей; ******** 30 июня 2005 года - ******** рублей; ОАО " ********" 14 июля 2005 года - ******** рублей, всего - ******** рублей.
Земельные участки собственником освобождены, находившиеся на них здания снесены в 2005 году. В настоящее время отчужденные кооперативом земельные участки находятся в собственности ******** с другим кадастровым номером N ...
Несмотря на эти обстоятельства, письмом от 26 ноября 2015 года налоговая инспекция потребовала от ПК "Надежда" пояснения по факту того, что в налоговой декларации кооператива за 2013 год не отражены спорные земельные участки. По выписке из ЕГРП на недвижимое имущество спорные земельные участки до сих пор числятся за ПК "Надежда" на праве собственности.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Росреестра просит решение отменить ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права. По мнению заявителя, законные основания для снятия с государственного кадастра недвижимости оспариваемых земельных участков, которые предусмотрены частью 2 статьи 25 Федерального закона РФ "О государственном кадастре недвижимости", в данном случае отсутствуют. Земельный участок с кадастровым номером N ... , на который зарегистрировано право собственности ********, имеет статус "ранее учтенный". В кадастровых делах отсутствуют сведения о преобразовании спорных земельных участков. В данном случае истцом не правильно выбран способ защиты прав. Для исключения спорных земельных участков с базы налогового органа кооперативу следует прекратить на них свое право собственности с соблюдением требований закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводам.
Как усматривается из дела и установлено судом, спорные земельные участки с кадастровым номером N ... , по адресу: ... , общей площадью ******** кв.м., и с кадастровым номером N ... , по адресу: ... , общей площадью ******** кв.м., ПК "Надежда" приобрел в свою собственность на возмездной основе согласно договорам от 6 мая 2003 года NN 1 и 4 у Министерства имущественных отношений PC(Я). Право собственности ПК "Надежда" подтверждается свидетельствами о государственной регистрации серии N ... от 01 сентября 2003 года и серии N ... от 29 августа 2003 года.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции в решении указал, что в 2005 году фактически произошло изъятие у ПК "Надежда" спорных земельных участков, для государственных или муниципальных нужд. Впоследствии, в результате преобразования данных земельных участков, был образован другой земельный участок с кадастровым номером N ... , общей площадью ******** кв.м., находящийся в собственности местной православной религиозной организации. В связи с этим суд пришел к выводу, что принадлежащие кооперативу земельные участки с кадастровыми номерами N ... и N ... , с момента их изъятия не существуют как самостоятельные объекты недвижимости и потому не могут далее содержаться в государственном кадастре недвижимости.
Не оспаривая факт отчуждения названным кооперативом спорных земельных участков, нельзя согласиться с решением суда первой инстанции о возложении на Росреестр обязанности снятия с кадастрового учета, исключении из Единого государственного реестра и прекращения на спорные земельные участки права собственности Производственного кооператива "Надежда". Решение суда, основанное на приведенных судом доводах, основано на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Как видно из материалов дела, земельные участки N ... и N ... , принадлежащие истцу, не относятся к преобразуемым объектам недвижимости. Они не подверглись преобразованию, то есть, разделу, объединению, перераспределению или выделу в порядке, предусмотренном главой 1.1 Земельного кодекса РФ.
В данном случае кооператив "Надежда", в связи с возникшими к нему претензиями со стороны налоговых органов по налоговой декларации, по сути, ставит вопрос об отсутствии у него права собственности на спорные земельные участки по причине их отчуждения другим лицам.
Согласно статье 44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
По имеющимся в деле свидетельствам о государственной регистрации недвижимости, выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ПК "Надежда" числится собственником оспариваемых земельных участков потому, что до настоящего времени не произвел государственную регистрацию состоявшихся сделок по их отчуждению в соответствии с требованиями статьи 164 ГК РФ, статей 2 и 4 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в порядке, предусмотренных статьей 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В данном случае сделка по прекращению права собственности на спорные земельные участки, в соответствии с требованиями приведенных норм закона, подлежат обязательной государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Разрешение спора кадастрового учета земельных участков не может повлечь прекращение права собственности ПК "Надежда" на спорные земельные участки и заменить предусмотренные законом действия по прекращению государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований о снятии с кадастрового учёта объектов недвижимости не имеется.
Решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 333 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) от 13 мая 2016 года отменить полностью и принять по делу новое решение, которым в иске производственного кооператива "Надежда" к Управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Pеспублике Cаха (Якутия) о снятии с кадастрового учёта объектов недвижимости - отказать.
Председательствующий Пухова Е.В.
Судьи Шадрина Л.Е.
Данилов А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.