Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Бережновой О.Н., судей Местниковой С.А., Топорковой С.А., при секретаре Комюстюровой А.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Дьячковской М.Н. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2016 года, которым
по иску Дьячковской М.Н. к Министерству Внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о признании состоящей на учете в жилищно-бытовой комиссии как сотрудника органов внутренних дел, нуждающегося в улучшении жилищных условий
ПОСТАНОВЛЕНО :
В иске Дьячковской М.Н. к Министерству Внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о признании Дьячковской М.Н. состоящей на учете в жилищно-бытовой комиссии МВД по РС(Я) как сотрудника органов внутренних дел, нуждающегося в улучшении жилищных условий, с 19.02.2004 года и об обязании МВД по РС(Я) включить Дьячковской М.Н. в качестве участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" и подать заявку на выдачу государственного жилищного сертификата в соответствии с учетной очередью В. отказать.
Заслушав доклад судьи Бережновой О.Н., объяснения представителя истца Иванова Н.Н., представителя ответчика Александровой Т.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дьячковская М.Н. обратилась в суд с указанным иском к Министерству Внутренних дел по Республике Саха (Якутия) (далее МВД по PC (Я)) о признании состоящей на учете в жилищно-бытовой комиссии как сотрудника органов внутренних дел, нуждающегося в улучшении жилищных условий, указывая, что она служила в органах внутренних дел (ОВД) РФ с 1995 по 2013 годы, из них с 1995 г. по 2006 служила в подразделениях МВД РС(Я) на различных должностях, с 2006 г по 2013 служила в качестве прикомандированной к ********.
Ее муж В. также служил в ******** с 1995 по 2011 годы в подразделениях МВД по РС(Я) на различных должностях.
В 19 февраля 2004 года решением жилищно-бытовой комиссии МВД по PC (Я) семью Дьячковских признали нуждающимся в жилье и поставили на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий, В. поставили на учет как нуждающегося в жилье сотрудника ОВД, а её включили в список нуждающегося в жилье как члена семьи сотрудника ОВД. Полагает, что она и её супруг оба являлись нуждающимися в жилье сотрудниками органов внутренних дел РФ.
В. уволился со службы в 2011 г. по выслуге лет, при этом он не получил права на получение государственного жилищного сертификата, а она оставалась на службе в ОВД РФ.
В марте 2012 В. на его обращение получил ответ за подписью заместителя министра МВД по РС(Я) К., из которого следует, что решением жилищно-бытовой комиссии МВД по РС(Я) от 23.03.2012 ему отказано в переоформлении очереди на супругу.
В настоящее время у истицы имеются основания для получения государственного жилищного сертификата, предусмотренные государственной целевой программой, так как она прослужила в ОВД РФ более 10 лет, уволилась из ОВД в связи с организационно-штатными мероприятиями, с 2004 года стоит на учете в жилищно-бытовой комиссии МВД РС(Я).
В выдаче государственного жилищного сертификата согласно федеральной целевой программы "Жилище" ей было отказано в связи с тем, что на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий был принят ее супруг В. с составом семьи 5 человек.
Полагает, что ответчиком нарушены п.п. 4, 7 и 20 Положения "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в ОВД"
С учетом уточненных требований просит признать её состоящее на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 19.02.2004, признать незаконным отказ МВД по РС(Я) от 25.09.2015 о включении её в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", обязать ответчика включить её в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", предоставить заявку в первоочередном порядке на выпуск государственного жилищного сертификата, обязать ответчика предоставить ей и членам её семьи государственный жилищный сертификат в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с решением суда, Дьячковская М.Н.обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на доводы, указанные в исковом заявлении.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 19.02.2004 В. решением жилищно-бытовой комиссии МВД РС(Я) поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления жилого помещения по договору социального найма, состоит в указанной очереди по настоящее время, имеет состав семьи 5 человек, в том числе супруга Дьячковская М.Н. и ... детей, что следует из выписки протокола N ... заседания комиссии от 10.09.2015.
Супруг истицы уволен со службы из органов внутренних дел по п. "в" ст. 19 Положения о службе в ОВД РФ по выслуге лет на основании приказа от 18.02.2011. При этом супруг не имеет права на получение государственного жилищного сертификата.
Истица уволена со службы из органов внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ "О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в связи с сокращением должности в ОВД, замещаемой сотрудником.
Истица претендует на постановку её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 19.02.2004 и получение в связи с этим государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют в том числе:
сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу указанные сотрудники;
граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации с должностей, выплата оклада денежного содержания по которым осуществлялась за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, которые были приняты федеральным органом исполнительной власти, в котором они проходили службу, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, обязательным условием наличия права на получение социальной выплаты является выплата оклада денежного содержания сотруднику органов внутренних дел Российской Федерации или уволенному со службы из органов внутренних дел Российской Федерации за счет средств федерального бюджета и нахождение на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Как следует из материалов дела, 19.02.2004 В. решением жилищно-бытовой комиссии МВД РС(Я) поставлен на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий для предоставления жилого помещения по договору социального найма, состоит в указанной очереди по настоящее время, имеет состав семьи 5 человек: супруга Дьячковская М.Н. и ... детей, что следует из выписки протокола N ... заседания комиссии от 10.09.2015.
Супруг истицы уволен со службы из органов внутренних дел по п. "в" ст. 19 Положения о службе в ОВД РФ по выслуге лет на основании приказа от 18.02.2011.
Истица уволена со службы из органов внутренних дел по п. 11 ч. 2 ст. 82 ФЗ "О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" в связи с сокращением должности в ОВД, замещаемой сотрудником.
Учитывая, что истица не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, оснований для включения её в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" у ответчика не имелось, в связи чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Кроме того, как следует из порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы и подготовка выпуска сертификатов, установленного указанными Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, списки граждан - участников подпрограммы формируются на основании заявления (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N 1, документов о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением документов, указанных в подпункте "а" п. 19 Правил.
Таким образом, в соответствии с указанным положений Правил получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер; доказательств того, что истица подавала заявление (рапорт) об участии в подпрограмме, ею не представлено.
Доводы истицы на нарушение ответчиком п.п. 4, 7 и 20 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного приказом МВД РФ от 24.05.2003 N 345 (ред. от 27.07.2004), основаны на неправильном понимании норм материального права, так как на учет принимается гражданин с учетом состава семьи, а не каждый член семьи отдельно. Указанным Положением не предусмотрены условия и механизм разделения очередности между членами семьи сотрудника внутренних дел, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий, путем постановки отдельных членов семьи самостоятельно на очередь, либо переоформления очереди на члена семьи очередника.
При этом судом первой инстанции учтено, что в общей совместной собственности у В. и Дьячковской М.Н. имеется жилое помещение, расположенное по адресу: ... , общей площадью ... кв.м.
В собственности истицы имеется земельный участок, находящийся в г. Якутске, территория СППК " ********", назначение: земли населенных пунктов, под индивидуальный жилой дом, площадью ... кв.м.
Семья истца в составе 4 человек проживает по адресу: ... , указанное жилое помещение общей площадью ... кв.м. находится в собственности сына истца Р.
Как следует из справки формы 3 паспортно-регистрационной службы N ... от 06.06.2016 Р. имеет также в собственности жилое помещение общей площадью ... кв.м., расположенное по адресу: ...
Судебная коллегия признает выводы суда законными, основанными на исследованных в ходе судебного разбирательства доказательствах, которым дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки доказательств у апелляционной инстанции не имеется, в связи с чем доводы апелляционной жалобы истицы об обратном подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда РС (Я) от 16 июня 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий О.Н. Бережнова
Судьи С.А. Топоркова
С.А. Местникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.