Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 08 сентября 2016 г.
(Извлечение)
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Осиповой А.А., единолично, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Гайдукова Д.А. на постановление Якутского городского суда РС(Я) от 29 августа 2016 г., которым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина ... Фариба В.А., _______ года рождения, уроженца ... ССР, фактически проживающего по адресу: ... ,
постановлено:
Признать Фариба В.А., _______ года рождения, гражданина ... , фактически проживающего по адресу: ... , без определенного места работы, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Подвергнуть Фариба В.А. административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Штраф подлежит уплате не позднее одного дня со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Республике Саха (Якутия) (МВД по РС(Я); наименование банка: ГРКЦ НБРесп.Саха (Якутия) Банка России г. Якутск БИК 049805001, ИНН 14350554074, КПП 143501001, р/с 40101810100000010002, ОКТМО 98 701 000 - (г. Якутск), КБК 18811690040046000140, УИН 19211149990019378990.
До выдворения Фариба В.А. содержать в Центре временного содержания иностранных граждан подразделений полиции по охране общественного порядка МВД по Республике Саха (Якутия).
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, Фариба В.А., его защитника Гайдукова Д.А., суд
установил:
29 августа 2016 г. в отношении гражданина ... Фарибы В.А. старшим инспектором ОВМ МУ МВД РФ "Якутское" М. составлен протокол об административном правонарушении N ... по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в связи с тем, что Фариба В.А. нарушил режим пребывания в РФ, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в РФ.
29 августа 2016 г. Якутским городским судом РС(Я) вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с данным постановлением, защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу, Гайдуков Д.А. обратился в Верховный Суд РС(Я) с жалобой в порядке ст. 30.1 КоАП РФ об изменении постановления в части назначения дополнительного наказания в виде административного выдворения, поскольку в г. ... проживает несовершеннолетний сын А., являющийся гражданином РФ, а также в г. ... проживает его мама И., гражданка РФ.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Фариба В.А. и его защитник Гайдуков Д.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитника, проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу об изменении постановления Якутского городского суда РС (Я) по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно ст. 5 названного Закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона.
Из протокола об административном правонарушении от 29 августа 2016 г. следует, что 29 августа 2016 г. в 11 часов 30 минут в ходе проверки соблюдения миграционного законодательства на территории РФ по адресу: ... выявлен гражданин ... Фариба В.А., _______ года рождения, который в нарушение ст. 5, ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан" нарушил режим пребывания в РФ, выразившийся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в РФ.
Установлено, что Фариба В.А. въехал на территорию РФ 01.12.1994 г. В настоящее время проживает в г. Якутске без постановки на миграционный учет, от выезда из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания уклоняется с 11.09.2014 г.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что Фариба В.А. пребывает на территории РФ с нарушением вышеприведенных норм законодательства, т.е. является лицом, незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
Однако при назначении административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета судом не было учтено то обстоятельство, что на территории Российской Федерации проживает несовершеннолетний сын Фариба В.А. - А., _______ года рождения, гражданин Российской Федерации, мать - И., также имеющая гражданство Российской Федерации, что нарушит при выдворении ряд правовых норм, в том числе Конституции РФ, Семейного кодекса РФ и Конвенций о защите прав человека, прав ребенка, на право целостности семьи.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Фариба В.А. на уважение семейной жизни.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Следовательно, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая, что у Фариба В.А. на территории Российской Федерации проживает сын А., _______ года рождения, что подтверждается копией паспорта гражданина РФ N ... , выданного ТП УФМС России по РС(Я) в ... районе 13.06.2013 г., суд считает возможным изменить административное наказание, назначенное Фариба В.А. в пределах санкции ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, считая его подвергнутым административному штрафу в размере 2000 руб. без административного выдворения за пределы РФ.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление Якутского городского суда РС(Я) от 29 августа 2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина ... Фариба В.А., _______ года рождения, уроженца ... ССР, фактически проживающего по адресу: ... , изменить в части применения наказания по делу об административном правонарушении в виде выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Считать Фариба В.А. подвергнутым административному штрафу в размере 2000 рублей без административного выдворения за пределы РФ.
Освободить Фариба В.А. из Центра временного содержания иностранных граждан подразделений полиции по охране общественного порядка МВД по Республике Саха (Якутия) немедленно.
Судья Верховного Суда РС(Я) А.А.Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.