Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,
судей Братчиковой Л.Г., Плужникова Н.П.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 23 августа 2016 г. дело по апелляционной жалобе С.Т, на решение Обского городского суда Новосибирской области от 19 мая 2016 г., которым отказано в удовлетворении исковых требований С.Т, к ООО "Лидер НСК" о защите прав потребителей.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Зиновьевой Е.Ю., объяснения представителя С.Т, - Н., возражения представителя ООО "Лиде НСК" С.М., судебная коллегия
установила:
С.Т, обратилась в суд с иском к ООО "Лидер НСК" о защите прав потребителей.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ она приобрела у турагента ООО "Лидер НСК" тур в "данные изъяты" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, заключив договор о реализации туристского продукта с авиаперелетом.
В результате ненадлежащего оказания услуг по авиаперевозке С.Т, понесла убытки и нравственные страдания, связанные с обратным вылетом и вынуждена была предъявить требования к туроператору.
В приложении N к договору в качестве туроператора было указано ООО " Б., расположенное по адресу: "адрес", ИНН N.
Вместе с тем, под указанным ИНН в реестре числится ООО А., организация ООО Б. в ЕГРЮЛ не значится, хотя является должником по шести исполнительным производствам, что указывает на отсутствие финансовой деятельности и движения денежных средства по счетам.
Таким образом, истец полагает, что турагент сообщил ей недостоверную информацию о туроператоре, ущемив ее права как потребителя, в результате которого она понесла моральные страдания, оставшись без помощи в чужой стране, а также была лишена возможности взыскать с ООО Б. убытки.
На основании изложенного С.Т, просила суд взыскать с ООО "Лидер НСК" в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме "данные изъяты" руб.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласилась С.Т,, в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает, что при разрешении заявленных требований суд необоснованно сослался на то, что решением мирового судьи рассмотрены аналогичные требования С.Т, к туроператору ООО Б..
Вступившим в законную силу решением мирового судьи 1-го судебного участка г. Оби в пользу С.Т, были взысканы убытки вследствие ненадлежащего оказания услуг по авиаперевозке, компенсация морального вреда и штраф в пользу потребителя.
Предметом же настоящего иска, вопреки выводам суда, является моральный вред, причиненный в результате ненадлежащего исполнения турагентом обязанностей о предоставлении информации о туристическом продукте и неоказанием последним помощи туристу в экстренной ситуации.
Суд не учел, что договор о реализации туристского продукта предусматривает ответственность турагента наряду с ответственностью туроператора.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ С.Т, приобрела у ответчика ООО "Лидер НСК" ( "адрес") тур в "данные изъяты", стоимостью "данные изъяты" руб., с вылетом из г.Новосибирска ДД.ММ.ГГГГ и обратным вылетом ДД.ММ.ГГГГ, с размещением в гостинице "данные изъяты".
В качестве туроператора, сформировавшего туристский продукт по договору N от ДД.ММ.ГГГГ между С.Т, и ООО "Лидер НСК", в тексте договора указано ООО Б,. Ответчик является турагентом.
Из пункта 3.3.1 договора следует, что неисполнение турагентом обязанностей по договору влечет возложение на турагента ответственности в виде возмещения заказчику убытков, причиненных неисполнением агентом своих обязанностей по договору.
По утверждению С.Т,, после прибытия в отель она вынуждена была оплатить размещение в ином номере в связи с наличием запаха канализации в номере, забронированном агентом. При обратном вылете в г.Новосибирск ДД.ММ.ГГГГ С.Т, вынуждена была отказаться от услуг авиаперевозчика, поскольку у самолета дважды не запускались двигатели, и приобрести авиабилеты на другой рейс ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ истец также не смог вылететь в г.Новосибирск из-за не прохождения паспортного контроля, поскольку заграничный паспорт был конфискован сотрудниками обменного пункта аэропорта и подлежал восстановлению. При этом, несмотря на многочисленные попытки связаться с туроператором, С.Т, не получила от турагента помощи или руководства к действию в сложившейся ситуации. Указывает, что ненадлежащее оказание услуг, входящие в состав туристского продукта, повлекло причинение ей нравственных страданий.
Истец полагает, что моральный вред подлежит взысканию в ее пользу с турагента, который нарушил ее права на получение полной и достоверной информации о туристском продукте (п. 3.2.6.1 договора), а также лишил ее возможности получить удовлетворение ее требований за счет туроператора, предоставив о нем информацию, не соответствующую действительности.
Разрешая исковые требования С.Т,, суд первой инстанции исходил из недоказанности нарушения прав истца как потребителя исходя из указанных оснований иска, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии у истца права требовать возмещения морального вреда.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными и соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 9 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.
Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.
Частью 2 ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, что продавец (изготовитель, исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную п. 1 - 4 ст. 18 или п. 1 ст. 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
Неисполнение продавцом (исполнителем) обязанность предоставить потребителю полную и достоверную информацию о товаре (работе, услуге), по смыслу ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", также может повлечь необходимость компенсации им морального вреда, причиненный потребителю, поскольку компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Моральный вред возмещается продавцом (изготовителем, исполнителем) при наличии установленного факта нарушения им прав потребителя, то есть при наличии его вины.
Как следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ, туристский продукт, сформированный туроператором, был реализован истцу турагентом, в компетенцию которого входило предоставление истцу полной и достоверной информации о туристском продукте. Следовательно, моральный вред подлежит компенсации турагентом в случае установления его причинения вследствие предоставления туристу недостоверной информации о туристском продукте.
В силу ст. 10 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" к информации о потребительских свойствах туристского продукта, являющейся существенным условием договора о реализации туристских услуг, относится информация о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.
Из пункта 3.1.3 договора следует, что информация о туристском продукте указывается турагентом в приложении N к договору. В указанном приложении имеются сведения о наименовании отеля, в котором размещается истец и его класс, тип номера, забронированного для истца, сведения о типе питания, предоставляемого в отеле, перевозке и трансфере из аэропорта места пребывания.
Согласно листу ознакомления, содержащемуся в приложении N договора, до истца были доведены сведения о потребительских свойствах туристского продукта, что подтверждается личной подписью С.Т,
Таким образом, доводы С.Т, о нарушении ее права на получение достоверной информации, предусмотренного п. 3.2.6.1 договора, не находят своего подтверждения в материалах дела.
Договор содержит полную и достоверную информацию о туроператоре, сформировавшем туристский продукт, - ООО Б, с указанием его контактных данных.
Указание истца на то, что ей предоставили информацию о несуществующем юридическом лице, опровергаются имеющейся в деле информации из ЕГРЮЛ, согласно которой после заключения договора с С.Т, произошла смена наименования туроператора с ООО Б, на ООО А..
Как усматривается из материалов дела, право на предъявление к туроператору требований о возмещении убытков и компенсации морального вреда, причиненных ненадлежащим оказанием услуг в рамках настоящего договора о реализации туристского продукта, было реализовано С.Т, при рассмотрении иного гражданского дела.
Решением мирового судьи 1-го судебного участка г. Оби Новосибирской области от 3 августа 2015 г., оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, с ООО Б, в пользу С.Т, взысканы убытки в результате ненадлежащего оказания услуг по авиаперевозке в виде стоимости авиабилета до г. Новосибирска, расходов на такси, стоимости проживания в гостинице, не возмещенные перевозчиком, - "данные изъяты" руб., компенсация морального вреда в сумме "данные изъяты" руб., штраф в пользу потребителя.
Согласно части 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Изменение наименования туроператора не умаляет права истца на получение удовлетворения его требований на основании вступившего в законную силу судебного акта, поскольку не свидетельствует об освобождении лица от исполнения обязанностей, возложенных судебным актом, следовательно, не нарушает прав истца как потребителя. ООО Б, может быть заменено на ООО А. в ходе исполнительного производства по решению мирового судью 1-го судебного участка г. Оби по заявлению сторон о замене стороны ее правопреемником.
Перенесенные истцом нравственные страдания в результате того, что представитель туроператора после доставки группы туристов в аэропорт уехал, вылет самолета был задержан, истец была вынуждена оставаться длительное время в чужой стране без знания иностранного языка, перенесла стрессовую ситуацию в результате потери заграничного паспорта, произошли не по вине ответчика ООО "Лидер НСК" и не состоят в причинной связи с его действиями по предоставлению информации о туристическом продукте.
Как следствие, апелляционная жалоба С.Т, не содержит доводов, влияющих на законность и обоснованность обжалуемого решения, и подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Обского городского суда Новосибирской области от 19 мая 2016 г. в пределах доводов апелляционной жалобы оставить без изменения, апелляционную жалобу С.Т, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.