Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Сарбашева В.Б.,
судей - Кокшаровой Е.А., Шинжиной С.А.,
при секретаре - Слабодчиковой А.И.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционным жалобам представителя Министерства финансов Республики Алтай Кузякиной А.А., главного врача БУЗ РА "Чемальская районная больница" Манеева Д.В., представителя Министерства здравоохранения Республики Алтай Тысовой З.Т. на решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 02 июня 2016 года, которым
удовлетворены исковые требования прокурора Чемальского района в интересах Ревякиной Т.Н..
Возложена обязанность на БУЗ РА "Чемальская районная больница" организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом Ревякиной Т.Н. от места жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно согласно графику гемодиализа.
Возложена обязанность на Министерство здравоохранения Республики Алтай возмещать БУЗ РА "Чемальская районная больница" расходы по указанной доставке.
Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Чемальского района обратился в суд в интересах Ревякиной Т.Н. к БУЗ РА "Чемальская районная больница", Министерству здравоохранения Республики Алтай с требованиями о возложении обязанности на БУЗ РА "Чемальская районная больница" организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом Ревякиной Т.Н. от места жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно согласно графику гемодиализа, обязать Министерство здравоохранения Республики Алтай возмещать БУЗ РА "Чемальская районная больница" расходы по указанной доставке. Требования мотивированы тем, что прокуратурой района была проведена проверка по обращению Ревякиной Т.Н. об обязании уполномоченных органов организовать ее регулярную транспортировку в г. Горно-Алтайск для проведения гемодиализа. Согласно выписке из истории болезни Ревякиной Т.Н. у нее имеются следующие заболевания: "данные изъяты". В связи с наличием данных заболеваний Ревякина Т.Н. бессрочно признана инвалидом "данные изъяты" группы по общему заболеванию. Наличие указанного диагноза создает необходимость прохождения Ревякиной Т.Н. процедуры программного гемодиализа 3 раза в неделю в г. Горно-Алтайске, поскольку на территории Чемальского района, в том числе в БУЗ РА "Чемальская районная больница", отсутствует оборудование для проведения данной процедуры. Согласно справке Центра амбулаторного гемодиализа ООО "Нефролайн-Алтай", Ревякина Т.Н. проходит процедуру программного гемодиализа 3 раза в неделю по 4 часа с "дата" г. и по настоящее время. Ревякина Т.Н., несмотря на состояние ее здоровья, вынуждена за счет личных средств самостоятельно три раза в неделю круглогодично посещать указанный Центр амбулаторного гемодиализа ООО "Нефролайн-Алтай" в г. Горно-Алтайске, чтобы получить длительное четырехчасовое жизненно необходимое лечение. При этом личного автотранспорта у Ревякиной Т.Н. не имеется, в связи с чем она вынуждена прибегать к услугам общественного автотранспорта или попутно движущихся автомобилей. Значительное территориальное удаление больного от учреждения, оказывающего заместительную почечную терапию, затрудняет получение пациентами данной медицинской услуги, влечет за собой невозможность получения больным указанной услуги, что создает угрозу ее жизни и здоровью.
Не согласившись с решением суда, представитель Министерства финансов Республики Алтай Кузякина А.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что на территории Республики Алтай действует Постановление Правительства Республики Алтай от 24.12.2015 года N 442 "О Территориальной программе Государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", согласно которому предусмотрено, что заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи. Таким образом, Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382, и Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденная Постановлением Правительства Республики Алтай от 24 декабря 2015 г. N 442 предусматривает предоставление бесплатных транспортных услуг только в отношении пациентов, находящихся на лечении в стационарных условиях при необходимости их перевозки. Заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа оказывается пациентам в рамках программы обязательного медицинского страхования, но при этом транспортировка указанных пациентов до места проведения гемодиализа и диализа и обратно до места жительства не охватывается программой ОМС и не включена в структуру тарифа на данную услугу, оказываемую в амбулаторных условиях. Возможность транспортировки истицы автомобильным транспортом скорой медицинской помощи БУЗ РА "Чемальская районная больница" также не представляется возможным, поскольку в соответствии со ст. 35 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. На основании Приказа Министерства здравоохранения Республики Алтай от 21 сентября 2015 года N 155 "Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых подведомственными учреждениями Министерства здравоохранения Республики Алтай" - в перечне государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых подведомственными учреждениями Министерства здравоохранения Республики Алтай, отсутствует услуга по транспортировке пациентов автотранспортом от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа. В решении суда не имеется ссылок на нормативно-правовые акты, где говорилось бы о том, что специализированная медицинская помощь включает в себя доставку пациентов до места оказания медицинских услуг, а также, то, что транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи. Удовлетворенные к БУЗ "Чемальская районная больница" исковые требования не соответствуют порядку финансирования, предусмотренного бюджетным законодательством.
Не согласившись с решением суда, главный врач БУЗ РА "Чемальская районная больница" Манеев Д.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда. В обоснование жалобы указывает, что БУЗ РА "Чемальская районная больница" не может в отношении истца проводить медицинскую услугу по проведению заместительной почечной терапии методом программного гемодиализа, поскольку в больнице отсутствует оборудование для проведения данной процедуры, а также лицензия на данный вид медицинской деятельности, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу. Кроме того, программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не предусмотрен такой вид медицинской услуги как услуга по организации и обеспечению доставки больных любым транспортом от места жительства до места получения медицинской помощи; проезд пациентов до места оказания медицинских услуг включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Вышеуказанное решение является неисполнимым для БУЗ РА "Чемальская районная больница", поскольку больница по отношению к Министерству здравоохранения Республики Алтай является подведомственным учреждением и на доставку истца от места жительства до места получения медицинской помощи не располагает необходимым количеством собственных денежных средств. Министерство здравоохранения Республики Алтай не имеет возможности возмещать вышеуказанные расходы по транспортировке, поскольку данный вид расходов не предусмотрен в Республике Алтай Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год.
Не согласившись с решением суда, представитель Министерства здравоохранения Республики Алтай Тысова З.Т. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование жалобы указывает, что услуга по транспортировке пациентов для проведения процедуры гемодиализа отсутствует как в номенклатуре медицинских услуг, так и в базовом (отраслевом) перечне услуг. В силу отсутствия такого вида услуги в указанных перечнях у Министерства здравоохранения Республики Алтай отсутствует возможность доведения государственного задания на данную услугу БУЗ РА "Чемальская районная больница". При принятии решения, суд необоснованно сослался на п. 3 и подп. "д" п. 9 Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения России от 02.12.2014 года N 796н "Об утверждении", поскольку процедура гемодиализа не включена в Перечень высокотехнологичных видов медицинской помощи. Кроме того, п. 9 данного Положения установлены условия для оказания специализированной стационарной помощи, тогда как в отношении Ревякиной Т.Н. спор идет о доставке последней к месту получения амбулаторной медицинской помощи в условиях дневного стационара. При принятии решения, судом не дана оценка доводам ответчика в части отсутствия нормативных правовых актов, которыми транспортировка пациента на процедуру гемодиализа отнесена к медицинской услуге; установлены расходные обязательства Республики Алтай по указанной транспортировке; установлены полномочия Министерства здравоохранения Республики Алтай по возмещению БУЗ РА "Чемальская районная больница" расходов по указанной доставке.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы заместитель Чемальского прокурора Данилова Ю.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей Министерства финансов Республики Алтай, Министерства здравоохранения Республики Алтай, главного врача БУЗ РА "Чемальская районная больница" Манеева Д.В. - без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства финансов Республики Алтай Ткаченко Е.Г., главного врача БУЗ РА "Чемальская районная больница" Манеева Д.В., представителя Министерства здравоохранения Республики Алтай Тысову З.Т., поддержавших доводы жалоб, представителя Правительства Республики Алтай Корчуганову О.А., полагавшей решение суда подлежащим отмене, прокурора Тюхтеневу И.М. полагавшей решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, Ревякина Т.Н. является инвалидом первой группы бессрочно, ее диагноз создает необходимость прохождения Ревякиной Т.Н. процедуры программного гемодиализа 3 раза в неделю в г. Горно-Алтайске, поскольку на территории Чемальского района, в том числе в БУЗ РА "Чемальская районная больница", отсутствует оборудование для проведения данной процедуры.
Согласно справке Центра амбулаторного гемодиализа ООО "Нефролайн-Алтай", Ревякина Т.Н. проходит процедуру программного гемодиализа 3 раза в неделю по 4 часа с "дата" г. и по настоящее время.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что транспортировка больных в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде заместительной терапии методом программного гемодиализа, является составляющей частью мероприятий по ее оказанию, в силу чего обязанность по организации и обеспечению медицинской услуги по транспортировке Ревякиной Т.Н. от места жительства до места получения медицинской помощи методом гемодиализа и обратно, в соответствии с графиком гемодиализа, должно быть возложено на БУЗ РА "Чемальская районная больница", на территории обслуживания которой проживает Ревякина Т.Н. Возлагая на Министерство здравоохранения Республики Алтай обязанность по возмещению расходов по указанной доставке, суд в своем решении указал, что транспортировка больных на гемодиализ не включается в тариф медицинских услуг, оказываемых за счет средств обязательного медицинского страхования, что не исключает возможность их финансирования Министерством здравоохранения РА в порядке п.2 ч.2 ст.83 Федерального закона N323-ФЗ.
Однако судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда по следующим основаниям.
В силу п.2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.79 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и на основе стандартов медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год.
Частью 1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии со ст. 81 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2016 год", подпунктом 4 пункта 1 статьи 3 Закона Республики Алтай от 14 мая 2008 года N 48-РЗ "О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области охраны здоровья граждан" Правительством Республики Алтай утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2016 год на территории Республики Алтай (далее Территориальная программа).
В соответствии с п. 7, п. 10 раздела II Территориальной программы в рамках Территориальной программы (за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации) бесплатно предоставляется, в том числе специализированная медицинская помощь, которая оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовый период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Согласно п.27 раздела V Территориальной программы источниками финансового обеспечения Территориальной программы являются средства федерального бюджета, республиканского бюджета и средства обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 14 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.12.2014 года N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" и п. 16 письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2015 года N 11-9/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год", направленных в субъекты Российской Федерации во исполнение п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 года N 1382 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
П.39.2 раздела V Территориальной программы предусмотрено, что заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со ст. 76 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с ч. 9 ст. 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом.
Тарифы на оплату медицинской помощи в одной медицинской организации являются едиными для всех страховых медицинских организаций, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, оплачивающих медицинскую помощь в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Структура тарифа на оплату медицинской помощи устанавливается настоящим Федеральным законом, - в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно подп. 2.2.16 п. 2.2. раздела II Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Республики Алтай на 2016 год заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается в пределах объемов, установленных решением Комиссии, по тарифам за услугу.
Согласно подпункту 2.2.6 п. 2.2. раздела II Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Республики Алтай на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" оплата заместительной почечной терапии методом амбулаторного гемодиализа и перитонеального диализа производится за медицинскую услугу (за 1 сеанс) в пределах объемов, установленных решением Комиссии.
Как следует из вышеуказанных тарифных соглашений, тариф на гемодиализ в 2015 году установлен в размере 5 610,15 рублей в соответствии с Приложением N 2 к Методическим рекомендациям по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, утвержденным Минздравом России N 11-9/10/2-7938 и ФФОМС 8089/21-и от 15.12.2014г. При этом структура расходов базовой стоимости по клинико-статистическим группам заболеваний на услугу гемодиализ не предусматривает расходы на транспортные услуги и включает заработную плату, медикаменты и расходные материалы, мягкий инвентарь, прочие 226,221, 224, 225, 290, 310, 340. Транспортные услуги 222 не включены в структуру расходов.
Тариф на гемодиализ в 2016 году установлен в соответствии с письмом от 24 декабря 2015 года N11-9/10/2-7938 "О методических рекомендациях по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования" в соответствии с Приложением N 4, рекомендуемая стоимость диализа одной услуги 5 705 рублей, с учетом районного коэффициента стоимость на 2016 год составила 7 908 руб.
Таким образом, в структуру действующих тарифов на оплату медицинской помощи не включены расходы на транспортные услуги гражданам, нуждающимся в проведении гемодиализа и диализа до места получения медицинской услуги.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.83 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется, в том числе за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, выдаваемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренной в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
Согласно ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу п. 2 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
П.п. 21, 21.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан.
Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не относит решение вопросов по регулярной транспортировке граждан в медицинские учреждения к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем в статье 26.3.1 названного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения по решению вопросов, не указанных в пункте 2 статьи 26.3, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами (часть вторая); органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (часть третья); финансирование полномочий, предусмотренное данной статьей, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (часть четвертая).
Из представленных в материалы дела стороной ответчика документов усматривается, что 10.06.2016 года Правительством Республики Алтай в Министерство финансов Российской Федерации для согласования был направлен проект Закона, которым предлагалось внесение изменений в ст.3 Закона Республики Алтай от 14.05.2008 года N48-ФЗ "О полномочиях органов государственной власти Республики Алтай в области охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования", предусматривающих наделение Правительства Республики Алтай полномочием в области охраны здоровья граждан и обязательного медицинского страхования в виде предоставления меры социальной поддержки по организации доставки автомобильным транспортом лиц, фактическим проживающих в Республике Алтай, страдающих хронической почечной недостаточностью, до места проведения почечной терапии методами гемодиализа и перитонеального диализа и обратно и установление Порядка по ее предоставлению. Однако указанный проект закона не был поддержан.
Таким образом, ни федеральным законодательством, ни законодательством Республики Алтай решение вопроса по транспортировке граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не было правовых оснований для удовлетворения требований прокурора, в связи с чем, решение суда подлежит отмене, как незаконное, с вынесением нового судебного постановления об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Чемальского районного суда Республики Алтай от 02 июня 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Чемальского района в интересах Ревякиной Т.Н. к БУЗ РА "Чемальская районная больница" о возложении обязанности организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом Ревякиной Т.Н. от места жительства до места получения медицинской помощи методом программного гемодиализа и обратно согласно графику гемодиализа, к Министерству здравоохранения Республики Алтай о возложении обязанности возмещать БУЗ РА "Чемальская районная больница" расходы по указанной доставке отказать.
Председательствующий В.Б. Сарбашев
Судьи Е.А. Кокшарова
С.А. Шинжина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.