Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Шинжиной С.А.,
судей - Красиковой О.Е., Черткова С.Н.,
при секретаре - Абашкиной А.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО "Кош-Агачский район" Садуковой И.В. на решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 20 июня 2016 года, которым
исковые требования Ишалевой Г.К. удовлетворены.
Признано незаконным решение жилищной комиссии администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" от "дата" года о снятии Ишалевой Г.К. с учета граждан, выезжающих из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
На администрацию муниципального образования "Кош-Агачский район" возложена обязанность восстановить Ишалеву (Чернову) Г.К. в очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для получения государственного жилищного сертификата с "дата" года.
Администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ишалева Г.К. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" о признании незаконным решения жилищной комиссии, обязании восстановить в очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для получения государственного жилищного сертификата. Требования мотивированы тем, что с "дата" года истец состояла на учете в администрации МО "Кош-Агачский район", как гражданин, имеющий право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 года N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Решением жилищной комиссии администрации МО "Кош-Агачский район" от "дата" года Ишалева Г.К. была снята с учета с категории граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в соответствии п.21 п.п. "б" Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N879, выезд в другую местность на постоянное место жительства. Ишалева Г.К. выехала в другую местность временно, по состоянию здоровья, в связи с необходимостью получения медицинской помощи и прохождения лечения. Жилищная комиссия администрации МО "Кош-Агачский район" незаконно сняла с учета Ишалеву Г.К., чем нарушила социальные права данного гражданина, являющегося инвалидом 2 группы, на получение жилья. Отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, необязательно исходящих от органов регистрационного учета. В связи с изложенным, истица просит признать незаконным решение жилищной комиссии администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" от "дата" о снятии с учета граждан, выезжающих из района Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; обязать администрацию муниципального образования "Кош-Агачский район" восстановить ее в очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для получения государственного жилищного сертификата с "дата" года; установить администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - 1 месяц с момента вступления решения суда в законную силу.
Суд вынес вышеуказанное решение, об отмене которого и принятии нового решения просит представитель администрации МО "Кош-Агачский район" Садукова И.В. В обоснование жалобы указывает, что федеральным законодательством установлено право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, и закреплено в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий. Сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности по дате подачи соответствующего заявления. При решении вопроса о снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, юридическое значение имеет установление факта прекращения (утраты) права гражданина на получение социальной поддержки. Обстоятельством снятия Ишалевой Г.К. с очереди и исключения ее из списков на получение жилищной субсидии, является выезд Ишалевой Г.К. в другую местность на постоянное место жительства с "дата" года. Данное обстоятельство подтверждается справкой Курайской сельской администрации МО "Кош-Агачский район" и выпиской из похозяйственной книги. Кроме того, Ишалева Г.К. в нарушения Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N879, не проходила ежегодную перерегистрацию очереди. В жалобе также ссылается на Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав Ишалеву Г.К., ее представителя Дерябину И.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по следующим основаниям.
Абзац 1 ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" закрепляет право на получение жилищных субсидий за гражданами, прибывших в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющих других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавших субсидий на эти цели.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 (далее - Положение).
Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Алтай от 04.06.2012 года N 31-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по постановке на учет и учету граждан Российской Федерации, имеющих право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение ил строительство жилых помещений" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (далее - государственные полномочия). Государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879.
Подпунктом "б" пункта 21 Положения установлено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что федеральный законодатель установилправо граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г. на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий. Сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности по дате подачи соответствующего заявления.
Таким образом, с учетом характера и назначения рассматриваемых выплат, при решении вопроса о снятии с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, юридическое значение имеет установление факта прекращения (утраты) права гражданина на получение социальной поддержки.
Применительно к данному делу, исходя из оснований снятия истца с очереди и исключения из списков на получение жилищной субсидии, к обстоятельствам, имеющим юридическое значение и подлежащим доказыванию в соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ, относятся обстоятельства выезда Ишалевой Г.К. в другую местность.
Как следует из материалов дела, с "дата" года Ишалева (Чернова) Г.К. состояла на учете в администрации МО "Кош-Агачский район", как гражданин, имеющий право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Решением жилищной комиссии администрации МО "Кош-Агачский район" от "дата" снята с учета граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии п.21 п.п. "б" Постановления Правительства Российской Федерации N879 от 10.12.2002, выезд в другую местность на постоянное место жительства. Основанием является справка администрации Курайского сельского поселения от "дата" года N N
Из материалов дела следует, что Ишалева Г.К. зарегистрирована по месту жительства с "дата" года в с. Курай Кош-Агачского района Республики Алтай.
Из адресной справки ОФМС России по Республике Алтай усматривается, что Ишалева Г.К. зарегистрирована по месту жительства с "дата" года в г. "адрес"
Согласно представленным Ишалевой Г.К. медицинским документам, она периодически с 2010 года находилась на лечении в г. Горно-Алтайске, в связи с чем и была временно зарегистрирована в "адрес"
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выезд Ишалевой Г.К. и факт ее регистрации в г. Горно-Алтайске не может служить основанием прекращения жилищных прав.
В материалах дела отсутствуют и представителем администрации МО "Кош-Агачский район" не представлено доказательств выезда истца Ишалевой Г.К. на постоянное место жительства в другое муниципальное образование или субъект Российской Федерации, в связи с чем доводы жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Подпунктом "д" пункта 21 Положения установлено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).
Из постановления администрации МО "Кош-Агачский район" N N от "дата" года следует, что Ишалева Г.К. снята с учета в связи с приобретением (строительством жилья) в других субъектах Российской Федерации.
Между тем, доказательств того, что Ишалева Г.К. имеет в собственности иное жилье в другом субъекте Российской Федерации в материалах дела не имеется и администрацией МО "Кош-Агачский район" суду представлено не было.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным. Изложенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене судебного решения, поскольку не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, оснований для которой судебная коллегия не усматривает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 20 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО "Кош-Агачский район" Садуковой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий С.А. Шинжина
Судьи О.Е. Красикова
С.Н. Чертков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.