Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Насретдиновой Д.М.,
судей Моисеевой Н.Н. и Садыковой Э.И.,
при секретаре судебного заседания Шамсутдиновой Л.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан ФИО1 на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 9 июня 2016 года, которым постановлено:
обязать филиал N 10 государственного учреждения - Региональное отделение Фонда обеспечить Копылова А.А. техническими средствами реабилитации за истекший период 2016 года: кремом защитным в тубе не менее 60 мл. 1 шт., однокомпонентным дренированным уроприемником со встроенной плоской пластиной 1 шт., однокомпонентным дренируемым калоприемником со встроенной плоской пластиной 1 шт., очистителем для кожи во флаконе не менее 180 мл. 1 шт., пастой-герметик для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе не менее 60 г. 1 шт., пудрой (порошком) абсорбирующей в тубе не менее 25 г. 1 шт., защитной пленкой во флаконе не менее 50 мл. 1 шт.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей апелляционную жалобу,
УСТАНОВИЛА:
Бугульминский городской прокурор Республики Татарстан, действуя в защиту интересов инвалида первой группы Копылова А.А., обратился в суд с иском Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан (филиал N 10) об обеспечении техническими средствами реабилитации.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проверки, осуществленной по обращению Копылова А.А., было установлено нарушение ответчиком положений действующего законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации. В частности, истец, нуждаемость которого в обеспечении техническими средствами реабилитации и услугами по реабилитации инвалида подтверждена индивидуальной программой реабилитации инвалида от 23 июля 2015 года ... , по обращению в январе 2016 года в филиал N 10 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан не был обеспечен следующими рекомендованными ему средствами: кремом защитным в тубе не менее 60 мл. - 1 шт.; однокомпонентным дренированным уроприемником со встроенной плоской пластиной - 1 шт.; однокомпонентным дренируемым калоприемником со встроенной плоской пластиной - 1 шт.; очистителем для кожи во флаконе не менее 180 мл. - 1 шт.; пастагерметиком для защиты и выравнивания кожи вокруг стомы в тубе не менее 60 г. - 1 шт.; пудрой (порошком) абсорбирующим в тубе не менее 25 г. - 1 шт., защитной пленкой во флаконе не менее 50 мл. - 1 шт. По изложенным основаниям прокурор просил суд обязать ответчика обеспечить истца перечисленными выше средствами реабилитации за истекший период 2016 года.
Представитель ответчика заявление прокурора признал.
Копылов А.А. и представитель третьего лица ГКУ "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" в судебное заседание не явились.
Судом вынесено решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное и вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации за прошлый период действующим законодательством не предусмотрено ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения за текущий и прошлый периоды. Указывает, что нарушенное право на обеспечение техническими средствами реабилитации за прошлый период в данном случае может быть восстановлено только путем выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Статьей 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 указанного Федерального закона, индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В статье 11.1 этого же Федерального закона определено, что к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
В статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" закреплено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240.
Согласно пункту 3 этих Правил обеспечение инвалидов техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия) либо оказания услуг по ремонту или замене ранее предоставленного технического средства (изделия).
В то же время, в абзацах 1 и 3 пункта 15(1) Правил закреплено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Копылов А.А. является инвалидом первой группы, с 1 января 2016 года состоит на учете в филиале N 10 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ... от 23 июля 2015 года, выданной ФКУ "ГБ МСЭ по Республике Татарстан" Минтруда России - бюро N 24 имеет право на обеспечение вышеуказанными средствами реабилитации.
Разрешая спор, суд исходил из того, что того, что Копылову А.А. не выделены полагающиеся средства реабилитации, что является нарушением его права на социальное обеспечение со стороны ответчика, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия считает, что данные выводы судов первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В целях реализации прав инвалидов на получение денежной компенсации в определенных законом случаях Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказом N 57н от 31 января 2011 года утвердило Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что если инвалид не был обеспечен техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, он имеет право на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.
При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе при нарушении функций выделения, за прошлый период, ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый периоды. Средства технической реабилитации, которыми инвалид не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением периодически для ежедневного применения и в том количестве, которое предусмотрено программой реабилитации инвалида.
Статья 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает судебную защиту только нарушенных прав и интересов сторон.
Согласно материалам дела, 13 апреля 2016 года Копылов А.А. обратился к Бугульминскому городскому прокурору Республики Татарстан с заявлением об оказании помощи в получении технических средств реабилитации.
20 мая 2016 года прокурором предъявлено в суд настоящее заявление.
В то же время, в силу действующего законодательства обеспечение инвалидов средствами реабилитации производится в рамках государственных контрактов, заключенных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В данном случае, государственный контракт на обеспечение инвалидов, в том числе и Копылова А.А., специальными средствами при нарушении функции выделения был заключен 12 апреля 2016 года.
Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании суда первой инстанции, на момент рассмотрения спора вопрос об обеспечении Копылова А.А. техническими средствами реабилитации уже был решен, его законные права и интересы восстановлены.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором в интересах Копылова А.А. требования о возложении на ответчика обязанности предоставить последнему технические средства реабилитации, подлежавшие использованию за истекший период 2016 года, не предполагают восстановление его прав и не могут быть признаны надлежащей реализацией права на обращение в суд применительно к положениям статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем принятое судом решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 9 июня 2016 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Бугульминского городского прокурора Республики Татарстан, действующего в защиту интересов Копылова А.А., к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан об обеспечении техническими средствами реабилитации инвалида отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.