Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Д.М. Насретдиновой,
судей Н.Н. Моисеевой и Э.И. Садыковой,
при секретаре судебного заседания Л.М. Назмутдиновой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Э.И. Садыковой гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан на решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 15 июня 2016 года, которым постановлено:
иск Ф.Л.А. удовлетворить.
Включить в специальный стаж работы Ф.Л.А. периоды работы: с 28.08.1990 по 03.09.1990 в должности преподавателя детской музыкальной школы "данные изъяты" отдела культуры, с 04.09.1990 по 03.08.1991 в должности директора детской музыкальной школы "данные изъяты" отдела культуры, с 23.10.1995 по 31.10.1999 в должности музыкального руководителя в "данные изъяты" детском саду " "данные изъяты"".
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ответчика О.В.М. в поддержку апелляционной жалобы, пояснения истицы Ф.Л.А., ее представителя В.А.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ф.Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан (УПФ России в Лаишевском районе) о включении в специальный стаж некоторых периодов работы.
В обоснование иска указала, что решением ответчика ей отказано во включении в специальный стаж периодов работы: с 28.08.1990 по 03.09.1990 в должности преподавателя детской музыкальной школы "данные изъяты" отдела культуры, с 04.09.1990 по 03.08.1991 в должности директора детской музыкальной школы "данные изъяты" отдела культуры, с 23.10.1995 по 31.10.1999 в должности музыкального руководителя в "данные изъяты" детском саду " "данные изъяты"" и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Не согласившись с решением ответчика, истица просила суд включить в специальный стаж ее работы вышеуказанные спорные периоды.
В судебном заседании истица и ее представитель иск поддержали; представитель ответчика иск не признал.
Суд иск удовлетворил в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда в части возложения обязанности о включении в специальный стаж истицы периодов ее работы с 28.08.1990 по 03.09.1990 в должности преподавателя детской музыкальной школы "данные изъяты" отдела культуры, с 04.09.1990 по 03.08.1991 в должности директора детской музыкальной школы "данные изъяты" отдела культуры по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Указывается, что детская музыкальная школа не имеет статуса юридического лица, является подведомственной организацией "данные изъяты" отдела культуры и не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал апелляционную жалобу по приведенным в ней доводам, просил решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Истица и ее представитель возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили решение суда оставить без изменения.
В возражениях истицы на апелляционную жалобу указывается на несогласие с доводами жалобы, поскольку решение суда основано на законе и не подлежит отмене.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
В соответствии с пунктом 19 части 1, частями 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона (60 лет - мужчинам, 55 лет - женщинам), лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Ф.Л.А. 22.03.2016 обратилась в УПФ России в Лаишевском районе с заявлением о включении в специальный стаж некоторых периодов ее работы для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ответчика от 04.04.2016 N ... истице отказано во включении в специальный стаж периодов ее работы: с 28.08.1990 по 03.09.1990 в должности преподавателя детской музыкальной школы "данные изъяты" отдела культуры, с 04.09.1990 по 03.08.1991 в должности директора детской музыкальной школы "данные изъяты" отдела культуры, с 23.10.1995 по 31.10.1999 в должности музыкального руководителя в "данные изъяты" детском саду " "данные изъяты"" и назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Суд, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, исходил из наличия правовых оснований для включения спорных периодов в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом.
Решение суда в части удовлетворения иска о включении в специальный стаж истицы периода ее работы с 23.10.1995 по 31.10.1999 в должности музыкального руководителя в "данные изъяты" детском саду " "данные изъяты"" сторонами по делу не обжалуется, соответствующих доводов апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем решение в указанной части судебной коллегией не проверяется.
В обжалуемой части решения суда судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении стажа специальной деятельности, определенной в подпункте 19 пункта 1 той же статьи Федерального закона, применяются Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, утвержденные Правительством Российской Федерации.
В рамках вышеприведенных полномочий Правительством Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список 2002 года), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила 2002 года).
Списком 2002 года в пункте 2 разделов "Наименование должностей" и "Наименование учреждений" указаны должность "преподаватель", а в числе учреждений дополнительного образования (внешкольных учреждений) - учреждение "детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств".
Довод ответчика в апелляционной жалобе о том, что детская музыкальная школа не имеет статуса юридического лица, является подведомственной организацией "данные изъяты" отдела культуры, отклоняется судебной коллегией.
Из разъяснений, данных в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", следует, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения ими общеустановленного пенсионного возраста, в интересах самих граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Данное разъяснение сообразуется и с положениями части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагающими правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Учитывая общеправовой принцип действия закона во времени, а также специфику правоотношений по пенсионному обеспечению, в силу которых применимым (по критерию выгодности условий реализации права на пенсионное обеспечение для лица, претендующего на назначение пенсии) является закон, действующий как на момент рассмотрения вопроса о назначении пенсии, так и в период осуществления соответствующих видов деятельности, судебная коллегия приходит к выводу, что периоды работы истицы с 28.08.1990 по 03.09.1990 в должности преподавателя детской музыкальной школы "данные изъяты" отдела культуры, с 04.09.1990 по 03.08.1991 в должности директора детской музыкальной школы "данные изъяты" отдела культуры, протекавшие до введения нового правового регулирования на основе Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", то есть до 01 января 2002 года, подпадают под правовое регулирование Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который (статья 80) при характеристике образовательных учреждений, работа в которых учитывается при оценке права льготное пенсионное обеспечение, выделял направление их деятельности (образование, воспитание) и контингент (дети).
Более того, действовавшим в этот же период Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", в статье 12, при определении правового положения образовательных учреждений как юридических лиц приоритетное значение также отводилось целям, задачам и направлениям деятельности, которые обозначались как осуществление образовательного процесса, то есть реализация образовательных программ или обеспечение содержания, воспитания обучающихся (воспитанников). Этой статьей подчеркивалось, что действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации вне зависимости от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Таким образом, до 01 января 2002 года определяющим для квалификации в качестве образовательного учреждения являлось не организационно-правовая форма, а факт осуществления организацией образовательной деятельности, в том числе через структурные подразделения, поименованные в соответствующих Списках.
Кроме того, в пункте 2 примечаний к Перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.
Ввиду изложенного признается правильным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что работа в должности преподавателя детской музыкальной школы "данные изъяты" отдела культуры с 28.08.1990 по 03.09.1990 и в должности директора детской музыкальной школы "данные изъяты" отдела культуры с 04.09.1990 по 03.08.1991 подлежит включению в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, учитываемой при оценке права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Судебная коллегия считает, что выводы суда, основанны на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
По существу доводы жалобы направлены на иную оценку представленных по делу доказательств и установленных обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Иных правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем оснований для ее удовлетворения не имеется.
Выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального и процессуального права к спорным правоотношениям применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1) и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от 15 июня 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Лаишевском районе Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.