Судья Амурского областного суда А.Н. Алимский,
при секретаре Лысове В.В.,
с участием Цыцеева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО "Садовский теплосервис - 1" Цыцеева В.А. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Амурской области N от 30 ноября 2015 года,
решение судьи Тамбовского районного суда от 21 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО "Садовский теплосервис - 1" Цыцеева В.А.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Амурской области N от 30 ноября 2015 года должностное лицо ООО "Садовский теплосервис - 1" Цыцеев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Тамбовского районного суда от 21 марта 2016 года указанное постановление оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением должностного лица и решением судьи, должностное лицо ООО "Садовский теплосервис - 1" Цыцеев В.А. обратился в Амурский областной суд с жалобой, в которой просит их отменить, прекратить производство по делу.
В судебном заседании Цыцеев В.А., жалобу полностью поддержал.
Представитель Управления Росприроднадзора по Амурской области Павленко М.Н., с доводами жалобы полностью не согласилась, просит постановление по делу и судебное решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела в полном объёме, а также доводы, изложенные в жалобе, выслушав пояснения участников судебного заседания, прихожу к следующим выводам.
Срок на подачу жалобы не пропущен.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, установлены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Согласно п. 5 Порядка учета в области обращения с отходами (утв. Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 года N 721) учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.
В соответствии с п. 6 Порядка учета в области обращения с отходами данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).
Статьёй 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно представленным материалам, ООО "Садовский теплосервис - 1" осуществляет производственно-хозяйственную деятельность на территории Тамбовского района Амурской области путём эксплуатации четырёх котельных, в результате которой образуются отходы I - IV класса опасности.
ООО "Садовский теплосервис - 1" осуществляет обращение с отходами, а именно: накопление масел моторных отработанных, обтирочного материала, загрязнённого маслами и др.
В период с 29 сентября по 26 октября 2015 года Управлением Росприроднадзора по Амурской области осуществлена плановая выездная проверка ООО "Садовский теплосервис - 1" на предмет соблюдения обязательных требований, установленных законодательством РФ в области охраны окружающей среды и природопользования, в ходе которой установлено, что ООО "Садовский теплосервис - 1" не ведутся данные учёта в области обращения с отходами в соответствии с установленным образцом (приложения 2, 3, 4 к Порядку).
Выявленные нарушения должностным лицом ООО "Садовский теплосервис - 1" Цыцеевым В.А. не оспариваются, и явились основанием для возбуждения в отношении него (как должностного лица, осуществляющего руководство текущей деятельностью Общества) дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, привлечения к административной ответственности.
Обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и вина должностного лица ООО "Садовский теплосервис - 1" Цыцеева В.А. подтверждаются совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств.
Достоверность и допустимость собранных доказательств сомнений не вызывает, они проверены и оценены по правилам, установленным ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ.
Вопреки позиции заявителя, законодателем в п. 6 Порядка учета в области обращения с отходами (утв. Приказом Минприроды России от 1 сентября 2011 года N 721) установлено требование к оформлению и ведению данных учета в области обращения с отходами - они осуществляются по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку). Ведение учёта в области обращения с отходами не по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку) является нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства, что составляет объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о малозначительности совершенного правонарушения является несостоятельным.
Требования Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, и охрану окружающей среды.
Выявленные в ходе проверки нарушения создают угрозу охраняемым общественным отношениям. При этом само по себе отсутствие вредных последствий, учитывая формальный характер состава административного правонарушения, не влияет на правильность состоявшихся выводов. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.
Следует отметить, что вопрос малозначительности правонарушения в каждом конкретном случае является категорией оценочной, применение положений ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью судьи.
В рассматриваемом случае судья оценил обстоятельства конкретного дела и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ.
Ссылки заявителя на то, что правонарушение совершено впервые, устранено руководителем, вредные последствия не наступили, угрозы для личности, общества или государства отсутствуют, не свидетельствуют о малозначительности административного правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.ч. 2 и 3 ст. 4.1. КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей назначено должностному лицу ООО "Садовский теплосервис - 1" Цыцееву В.А. в пределах санкции, установленной ст. 8.2 КоАП РФ, в минимальном размере. По своему виду и размеру данное наказание соответствует характеру совершенного противоправного деяния, объектом которого является санитарно-эпидемиологического благополучие населения. При этом оснований для снижения административного штрафа ниже низшего размера, предусмотренного санкцией, не имеется, поскольку в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначение должностному лицу наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, допустимо лишь в случае, если минимальный размер административного штрафа составляет не менее пятидесяти тысяч рублей.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении должностным лицом и судьёй в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. Так, в соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Действия должностного лица ООО "Садовский теплосервис - 1" Цыцеева В.А. верно квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ. Порядок привлечения лица к административной ответственности не нарушен.
Постановление должностного лица вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Законность и обоснованность постановления должностного лица проверена судьёй районного суда в соответствии с требованиями ст. ст. 30.2 - 30.8 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу допущено не было.
Жалоба не содержит правовых аргументов, влекущих её удовлетворение.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Амурской области N от 30 ноября 2015 года и решения судьи Тамбовского районного суда от 21 марта 2016 года не усматриваю, в связи с чем жалоба должностного лица ООО "Садовский теплосервис - 1" Цыцеева В.А. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Амурской области N от 30 ноября 2015 года и решение судьи Тамбовского районного суда от 21 марта 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении должностного лица ООО "Садовский теплосервис - 1" Цыцеева В.А. оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья Амурского
областного суда А.Н. Алимский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.