судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Гаус Т.И.
судей Абрамовича В.В., Александрова А.О.
с участием прокурора Жилкина П.А.
при секретаре Хорошевской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаус Т.И.
гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах Скоблик С.М., Полякова Н.В., Полякова Е.Н., действующего в своих интересах и интересах "данные изъяты" У., к администрации г.Ачинска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке
по апелляционной жалобе администрации г. Ачинска
на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 09 июня 2016 года, которым постановлено:
"Исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию г.Ачинска предоставить Полякову Н.В., Полякову Е.Н., У. на условиях социального найма жилое помещение, благоустроенное к условиям "адрес", равнозначное по жилой площади ранее занимаемому жилому помещению, состоящее из одной комнаты не менее 16,8 кв.м жилой площади и вспомогательными помещениями общей площадью не менее 24,9 кв.м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте "адрес".
Обязать администрацию г.Ачинска предоставить Скоблик С.М. на условиях социального найма жилое помещение, благоустроенное к условиям "адрес", равнозначное по жилой площади ранее занимаемому жилому помещению, состоящее из двух комнат жилой площадью не менее 34,4 кв.м и вспомогательными помещениями не менее 24,9 кв.м, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте "адрес"".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ачинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Скоблик С.М., Полякова Н.В., Полякова Е.Н., действующего от своего имени и в интересах "данные изъяты" У., к администрации г. Ачинска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом установленной нормы предоставления.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что проведенной проверкой по обращению жителей многоквартирного дома "адрес" установлено, что в квартире "адрес" данного дома на основании договора найма (без номера и без даты) проживает и зарегистрирована Скоблик С.М., а Поляков Н.В., Поляков Е.Н и "данные изъяты" У. ( "данные изъяты" Полякова Е.Н.) проживают в этой же квартире по договору социального найма от "дата". Заключением межведомственной комиссии от "дата" многоквартирный жилой дом "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции. Распоряжением администрации г.Ачинска от 15 мая 2012 года N (в ред. от 14.05.2015г. N) проведение реконструкции жилого дома предусмотрено в срок до "дата". По заключениям компетентных организаций и государственных органов изношенность конструкций жилого дома превышает 70% и не соответствует Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда от 27.09.2003 г. N170. При имеющихся конструктивных недостатках существует опасность разрушения дома, в связи с чем проживание людей в доме невозможно. Несмотря на заключения специалистов о неудовлетворительном состоянии конструкций дома и рекомендаций его сноса, межведомственной комиссией "дата" принято решение о реконструкции дома. Данное заключение является необоснованным и немотивированным. "дата" в адрес Главы администрации г. Ачинска внесено представление с требованием рассмотреть вопрос о наличии оснований для принятия межведомственной комиссией решения о признании указанного выше жилого дома аварийным и подлежащим сносу. Однако до настоящего времени жилой дом не признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, жильцы дома при наличии опасности для проживания не расселены. В связи с изложенными обстоятельствами прокурор просил обязать администрацию г. Ачинска предоставить Скоблик С.М., Полякову Н.В., Полякову Е.Н., У. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке с учетом установленной нормы предоставления.
Впоследствии Скоблик С.М., Поляков Н.В., Поляков Е.Н., действующий от своего имени и в интересах "данные изъяты" У., уточнили исковые требования и просили обязать администрацию г. Ачинска предоставить им жилое помещение на условиях договора социального найма во внеочередном порядке равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ачинска Андрианова Н.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Ачинским межрайонным прокурором исковых требованиях в полном объеме, указывая на то, что многоквартирный жилой дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу только "дата", в связи с чем "дата" администрацией г. Ачинска принято решение о сносе дома и переселении проживающих в нем граждан в срок до "дата". Признание многоквартирного жилого дома аварийным не влечет безусловного права граждан на предоставление жилого помещения вне очереди, поскольку по смыслу действующего жилищного законодательства предоставление жилого помещения вне очереди является исключительной мерой защиты жилищных прав граждан в условиях, когда гражданин лишен жилого помещения и не имеет возможности обеспечить себя жилым помещением в силу имущественного положения. Поэтому выводы суда первой инстанции о том, что в связи с признанием многоквартирного жилого дома аварийным у истцов возникло право на получение жилого помещения вне очереди независимо от того, что органом местного самоуправления не принято решение о признании истцов нуждающимися в жилом помещении, основаны на неправильном толковании норм жилищного законодательства. Установленный администрацией г. Ачинска срок для сноса дома и расселения граждан - до "дата" основан на объективных данных и отвечает требованиям разумности, так как предполагается включение данного дома в региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2018 год. Кроме того, при рассмотрении дела не было установлено, что жилое помещение, в котором проживают истцы, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством. Таких сведений истцами не представлено и судом не исследовано.
В письменных возражениях прокурор Ачинской межрайонной прокуратуры Иванов С.В., указывая на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Поляков Н.В., Поляков Е.Н., Скоблик С.М. и представитель администрации г. Ачинска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, решение суда по доводам апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Жилкина П.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между администрацией г. Ачинска и Поляковым Н.В. "дата" заключен договор социального найма жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, состоящего из одной жилой комнаты жилой площадью 16,8 кв.м в 3-хкомнатной квартире общей площадью 76,1 кв.м, расположенной по адресу: "адрес".
В качестве членов семьи нанимателя в договор включены "данные изъяты" Поляков Е.Н. и "данные изъяты" У.
Скоблик С.М. в подтверждение права пользования занимаемым жилым помещением представила договор найма без даты, в соответствии с которым наймодатель - управление домами ОАО " С." предоставил нанимателю Скоблик С.М. и членам ее семьи ( "данные изъяты") на срок пять лет жилое помещение, состоящее из двух комнат общей площадью 46,9 кв.м, "адрес".
Из технического паспорта на жилой дом "адрес" видно, что жилой дом построен в 1953 году, двухэтажный, в доме 8 квартир, первым балансодержателем являлся "данные изъяты".
Согласно экспликации к поэтажному плану дома квартира "адрес" общей площадью 76,1 кв.м, жилой площадью 51,2 кв. м, состоит из трех комнат 16,8 кв.м, 20,2 кв.м и 14,2 кв.м, площадь вспомогательных помещений (кухня, 2 коридора и туалет) составляет 24,9 кв.м.
Судом установлено, что "адрес" является коммунальной, комнату площадью 16,8 кв.м занимает семья Поляковых, две другие комнаты площадью 20,2 кв.м и 14,2 кв.м занимает семья Скоблик С.М., вспомогательными помещениями квартиры семьи истцов пользуются совместно.
Согласно заключению межведомственной комиссии при администрации г. Ачинска от "дата" N многоквартирный жилой дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации г.Ачинска от "дата" N-р в связи с признанием жилого дома аварийным и подлежащим сносу мероприятия по расселению граждан, зарегистрированных по месту жительства в муниципальных жилых помещениях, должны быть осуществлены до "дата".
По сообщению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Ачинска от "дата" Поляков Н.В., Поляков Е.Н., У. и Скоблик С.М. на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при администрации г.Ачинска не состояли и не состоят.
Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении уточненных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что непринятие ответчиком в течение длительного времени мер по решению вопроса о признании многоквартирного жилого дома аварийным свидетельствует о нарушении жилищных прав истцов. Поскольку коммунальная квартира, в которой по отдельным договорам социального найма проживают семьи Поляковых и Скоблик, в "дата" признана непригодной для проживания, как расположенная в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, у истцов возникло право на получение отдельных жилых помещений вне очереди по договору социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, равнозначного занимаемому каждой семьей жилому помещению, обязанность по предоставлению которых возложена на администрацию г. Ачинска.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда регулируется нормами статей 86-89 ЖК РФ.
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире.
Постановлением Правительства Красноярского края от 06 мая 2013 года N228-п (в ред. от 20.05.2016г. N242-п) утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае" на 2013-2017 годы, целью которой является реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в крае на основании соответствующих муниципальных адресных программ.
Пунктами 5.1, 5.2 указанной региональной адресной программы предусмотрено, что гражданам, переселяемым из занимаемых по договорам социального найма аварийного жилищного фонда, предоставляются жилые помещения, построенные и приобретенные в рамках программы, в соответствии со статьями 86, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по строительству многоквартирных домов, строительству малоэтажных домов, приобретению у застройщиков жилых помещений и приобретению жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, осуществляется за счет средств Фонда, средств краевого бюджета и средств местных бюджетов.
В соответствии с ч.2 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу ч.1 ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, регламентировано статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно части 1 которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой же статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п. 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ).
Исходя из указанных норм жилищного законодательства в их взаимосвязи, предпосылкой предоставления жилых помещений по договорам социального найма, в том числе и во внеочередном порядке, по общему правилу является нахождение малоимущего гражданина на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 05 марта 2009 года N376-О-П, согласуется с ч.3 ст.40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных или муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье.
Как следует из материалов дела Поляков Н.В., П., У., Скоблик С.М. на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма не состояли и не состоят.
Доказательства, свидетельствующие об обращении истцов в установленном порядке в администрацию г. Ачинска по вопросу постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, в материалы дела не представлены, на такие обстоятельства ни прокурор, ни истцы в суде первой инстанции не ссылались.
Сведений о признании истцов малоимущими в установленном законом порядке, а также об отсутствии у истцов жилых помещений в собственности материалы дела также не содержат.
Суд первой инстанции, принимая решение о возложении на администрацию г. Ачинска обязанности по предоставлению истцам жилых помещений по договорам социального найма, руководствовался положениями п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, при этом не учел, что право граждан на внеочередное обеспечение жильем по договору социального найма производно от установленных указанной нормой условий, а именно гражданин должен состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Поэтому вывод суда о том, что признание жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу является достаточным основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма вне очереди, без оценки при этом обстоятельств нуждаемости истцов в жилом помещении, основан на неправильном толковании норм жилищного законодательства.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы ответчика об отсутствии у истцов права на предоставление жилых помещений по договору социального найма во внеочередном порядке судебная коллегия находит обоснованными.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии при данных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований Ачинского межрайонного прокурора о возложении на администрацию г.Ачинска обязанности по предоставлению Полякову Н.В., Полякову Е.Н. и "данные изъяты" У., а также Скоблик С.М. вне очереди жилых помещений по договорам социального найма.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 09 июня 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Ачинского межрайонного прокурора в интересах Скоблик С.М., Полякова Н.В., Полякова Е.Н., действующего от своего имени и в интересах "данные изъяты" У., о возложении на администрацию г. Ачинска обязанности предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма вне очереди, равнозначное по площади занимаемому жилому помещению, отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.