Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Гаус Т.И.,
судей: Александрова А.О., Абрамовича В.В.,
при секретаре Попове В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Александрова А.О.,
гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Шарыповская районная больница", Министерству здравоохранения Красноярского края, Правительству Красноярского края, Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края о признании бездействия, выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N от "дата" противоправным, и возложении на Краевое государственное учреждение здравоохранения "Шарыповская районная больница", Министерство здравоохранения Красноярского края, Правительство Красноярского края, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края совместной обязанности исполнить невыполненные пункты предписания,
по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения Красноярского края - А.А..,
на решение Шарыповского районного суда Красноярского края от 29 июня 2016 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, заявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Правительству Красноярского края, Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края о признании бездействия ответчиков, выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N от "дата" противоправным, и возложении обязанности исполнить невыполненные пункты предписания, отказать.
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, заявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Краевому государственному учреждению здравоохранения "Шарыповская районная больница", Министерству здравоохранения Красноярского края, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Краевого государственного учреждения здравоохранения "Шарыповская районная больница", Министерства здравоохранения Красноярского края, выразившееся в неисполнении в установленный срок предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N от "дата".
Возложить на Краевое государственное учреждение здравоохранения "Шарыповская районная больница", Министерство здравоохранения Красноярского края совместную обязанность исполнить в срок до "дата" требования предписания от "дата" N выданного в отношении Краевого государственного учреждения здравоохранения "Шарыповская районная больница", расположенного по адресу: "адрес", а именно устранить нарушения:
Березовская участковая больница", расположенная по адресу: "адрес":
- п. 4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", п.1.5., п. 2.4. СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного
контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" - обеспечить проведение производственного контроля за качеством воды;
Фельдшерско-акушерский пункт "адрес":
- п. 5.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - оборудовать в процедурном (прививочном) кабинете раковину (умывальник) с подводкой горячей и холодной воды для мытья рук;
Фельдшерско-акушерский пункт "адрес":
- п. 5.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - оборудовать в процедурном кабинете раковину (умывальник) с подводкой горячей и холодной воды для мытья рук;
Фельдшерско-акушерский пункт "адрес":
- п. 3.4. СП 3.3.2342-08 "Обеспечение безопасности иммунизации" - оборудовать в прививочном кабинете раковину (умывальник) с подводкой горячей и холодной воды для мытья рук;
В пищеблоке и буфетной КГБУЗ "ШРБ", расположенных по адресу: "адрес":
- п. 1 ст. 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" - оборудовать овощной цех локальной вытяжной системой вентиляции;
Поликлиника и стационар по адресу: "адрес":
- главы 1 п. 6.41 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", п.п. 1.5, 2.4, 2.5 СанПиН 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий" - обеспечить проведение производственного контроля в помещениях указанных подразделений КГБУЗ "Шарыповская районная больница" по микробиологическим показателям (воздух, смывы, материал на стерильность, биотесты) и параметрами микроклимата в соответствии с утвержденной программой производственного контроля;
- п. 2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - оборудовать контейнерную площадку для отходов ограждением и навесом;
- п. 10.17.1 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - разместить лабораторию в изолированном непроходном отсеке поликлиники, оборудовать отдельным входом;
- п. 3.6 главы 1, приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - обеспечить нормативные площади помещений в поликлинике: кабинет педиатра - не менее 15 м2, помещения лаборатории для исследования, совмещенного с мойкой - не менее 12 м2;
- п. 3.6 приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - обеспечить нормативную площадь процедурного кабинета в стационаре (12м2);
- п. 5.5, п. 5.6 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - оборудовать в помещении санпропускника раковину с локтевым смесителем;
- п. 5.6 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - оборудовать умывальники смесителями с локтевым управлением в помещениях, требующих соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала в процедурном и прививочном кабинетах поликлиники, в помещениях лаборатории, в стоматологическом кабинете;
- п. 6.29 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - оборудовать в помещениях санитарных узлов для пациентов (женском, мужском), в санпропускнике вытяжную вентиляцию с механическим побуждением без организованного притока;
- п. 6.29 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - оборудовать в кабинете старшей медсестры, в котором хранится запас дезинфицирующих средств, вытяжную вентиляцию с механическим побуждением без устройства организованного притока;
- п. 7.9 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - установить у каждой кровати на высоте 1,7 м от уровня пола настенные комбинированные светильники общего и местного освещения для освещения палат;
- п. 7.10 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - обеспечить палаты специальными светильниками ночного освещения;
- п. 15.11.1 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - обеспечить условия для раздельного хранения рабочей и личной одежды каждого сотрудника, помещение для персонала оснастить двухсекционными закрывающимися шкафами в количестве равном 100% списочного состава медицинского и технического персонала;
- п. 11.15 СанПиН 2.1.3.2630 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - обеспечить наличие специальных промаркированных бельевых тележек, или другое аналогичное приспособление для сбора грязного белья;
Фельдшерско-акушерский пункт д. Усть-Парная по адресу: "адрес":
- п. 3.1, таблица 1 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - обеспечить нормативную площадь кабинета приема (не менее 12м2);
Фельдшерско-акушерский пункт д. Сорокино, по адресу: "адрес":
- п. 4.2, п. 4.4 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - устранить дефекты на поверхности стен, полов и потолков в кабинете приема, в процедурном (прививочном) кабинете;
- п. 5.3 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - оборудовать в процедурном (прививочном) кабинете умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем;
- п. 7.2 главы 6, приложение 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", таблица 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" - обеспечить уровни общего искусственного освещения в процедурном (прививочном) кабинете не ниже установленного гигиенического норматива (500 лк), с предоставлением подтверждающих протоколов измерений физических факторов;
- п. 8.1 главы 6 СанПиН 1.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - оснастить фельдшерско - акушерский пункт мебелью из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств;
- п. 8.4, п. 10.1 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - оборудовать процедурный (прививочный) кабинет дверью, отделяющей от кабинета приема;
- п. 10.4 главы 6 СанПиН 1.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - оборудовать ФАП индивидуальным двухсекционным закрывающимся шкафом, обеспечивающими раздельное хранение домашней и рабочей одежды персонала, в количестве равном 100% списочного состава медперсонала;
Фельдшерско-акушерский пункт п. Крутоярский по адресу: "адрес":
- п. 5.3 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" - установить в процедурном (прививочном) кабинете умывальник с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем;
Фельдшерско-акушерский пункт с. Малое Озеро по адресу: "адрес"
- п. 7.2 главы 6, приложение СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", таблица 2 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий" - обеспечить уровни общего искусственного освещения в процедурном (прививочном) кабинете не ниже установленного гигиенического норматива (500 лк).".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово - главный государственный санитарный врач по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО поселок Солнечный обратился в суд с иском (с учетом уточнений), в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Шарыповская районная больница", (далее КГБУЗ "Шарыповская районная больница"), Министерству здравоохранения Красноярского края, Правительству Красноярского края, Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края о признании бездействия ответчиков, выразившегося в неисполнении предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N от "дата" противоправным, и возложении совместной обязанности исполнить неисполненные пункты указанного предписания.
Требования мотивированы тем, что в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями санитарного законодательства в КГБУЗ "Шарыповская районная больница", "дата" главным специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Кондратьевым В.А. было выдано предписание об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства N со сроком исполнения "дата", ответственность за выполнение данного предписания возложена на КГБУЗ "Шарыповская районная больница".
В ходе проведенной с "дата" по 15 "дата" внеплановой выездной проверки было установлено, что КГБУЗ "Шарыповская районная больница" не выполнен ряд пунктов вышеуказанного предписания, а именно не устранены нарушения:
"Березовская участковая больница", расположенная по адресу: "адрес"
- п. 4.2. СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", п. 1.5., п. 2.4. СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", не проводится производственный контроль за качеством воды (пункт 13 предписания);
ФАП д. Белоозерка, расположенный по адресу: "адрес":
- п. 5.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", в процедурном (прививочном) кабинете не оборудована раковина (умывальник) с подводкой горячей и холодной воды для мытья рук (пункт 26 предписания);
ФАП д. Гляден, расположенный по адресу: "адрес":
- п. 5.3. главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", в процедурном кабинете не оборудована раковина (умывальник) с подводкой горячей и холодной воды для мытья рук (пункт 29 предписания);
ФАП с. Темра, расположенный по адресу "адрес"
- п. 3.4. СП 3.3.2342-08 "Обеспечение безопасности иммунизации", в прививочном кабинете не оборудована раковина (умывальник) с подводкой горячей и холодной воды для мытья рук (пункт 66 предписания);
В пищеблоке и буфетной КГБУЗ "ШРБ", расположенных по адресу: "адрес".:
- п. 1 ст. 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ, п. 4.5 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", овощной цех не обеспечен локальной вытяжной системой вентиляции (пункт 74 предписания);
Поликлиника и стационар по адресу: "адрес":
- главы 1 п. 6.41 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", п.п. 1,5, 2.4, 2.5 СанПиН 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий", не предоставлены сведения о проведении производственного контроля в помещениях подразделений КГБУЗ "Шарыповская районная больница по микробиологическим показателям (воздух, смывы, материал на стерильность, биотесты) и параметрами микроклимата в соответствии с утвержденной программой производственного контроля (пункт 106 предписания);
- п. 2.17 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", контейнерная площадка для отходов не оборудована ограждением и навесом (пункт 107 предписания);
- п. 10.17.1 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", лаборатория находится не в изолированном непроходном отсеке поликлиники, не оборудована отдельным входом (пункт 108 предписания);
- п. 3.6 главы 1, приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", не обеспечены нормативные площади помещений в поликлинике: кабинет педиатра - 13,6 м? (при нормативе 15 м?) и помещения лаборатории для исследования, совмещенного с мойкой 8,9 м? (при нормативе 12 м?), (пункт 109 предписания);
- п. 3.6, приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", не обеспечена нормативная площадь процедурного кабинета в стационаре, составляет 9,6 м? при гигиеническом нормативе 12м? (пункт 110 предписания);
- п. 5.5, п. 5.6 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", в помещении санпропускника не оборудована раковина с локтевым смесителем (пункт 112 предписания);
- п. 5.6 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", в процедурном и прививочном кабинетах поликлиники, в помещениях лаборатории, в стоматологическом кабинете (в котором оказывается как терапевтическая, так и хирургическая помощь), требующих соблюдения особого режима и чистоты рук обслуживающего медперсонала, а также в санузлах для персонала, умывальники не оборудованы смесителями с локтевым управлением (пункт 113 предписания);
- п. 6.29 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", в помещениях санитарных узлов для пациентов (женском, мужском), в санпропускнике не оборудована вытяжная вентиляция с механическим побуждением без организованного притока (пункт 115 предписания);
- п. 6.29 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" в кабинете старшей медсестры, в котором хранится запас дезинфицирующих средств, не оборудована вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организованного притока (пункт 116 предписания);
- п. 7.9 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", для освещения палат не установлены настенные комбинированные светильники (общего и местного освещения), которые должны быть установлены у каждой кровати на высоте 1,7 м от уровня пола) (пункт 117 предписания);
- п. 7.10 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", палаты не обеспечены специальными светильниками ночного освещения, которые должны быть установлены около двери на высоте 0,3 м. от пола (пункт 118 предписания);
- п. 15.11.1 главы 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", не созданы условия для раздельного хранения рабочей и личной одежды каждого сотрудника и помещение для персонала не оснащено двухсекционными закрывающимися шкафами в количестве равном 100% списочного состава медицинского и технического персонала (пункт 124 предписания);
- п. 11.15 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", отсутствуют специальные промаркированные бельевые тележки, или другое аналогичное приспособление для сбора грязного белья (пункт 125 предписания);
Фельдшерско-акушерский пункт д. Усть-Парная по адресу: "адрес":
- п. 3.1, таблица 1 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", площадь кабинета приема составляет 7,2 м? при нормативе 12 м? (пункт 190 предписания); Фельдшерско-акушерский пункт д. Сорокино, по адресу: Красноярский край, Шарыповский р-н, д. Сорокино, ул. Советская, 6:
- п. 4.2, п. 4.4 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", не устранены дефекты на поверхности стен, полов и потолков в кабинете приема, в процедурном (прививочном) кабинете (пункт 201 предписания);
- п. 5.3 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", в процедурном (прививочном) кабинете не установлен умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем (пункт 202 предписания);
- п. 7.2 главы 6, приложение 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", таблица 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", уровни общего искусственного освещения составляют 264?38лк (при гигиеническом нормативе 500 лк) (пункт 203 предписания);
- п. 8.1 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", в кабинете приема установлены стулья, в ожидальне диван с поверхностью из материалов, не устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств (пункт 204 предписания);
- п. 8.4, п. 10.1 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", процедурный (прививочный) кабинет не оборудован дверью, отделяющей от кабинета приема (для качественной дезинфекции воздуха в кабинете и предотвращения перетекания воздушных масс из кабинета приема в процедурный кабинет) (пункт 205 предписания);
- п. 10.4 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", ФАП не оборудован индивидуальным двухсекционным закрывающимся шкафом, обеспечивающими раздельное хранение домашней и рабочей одежды персонала, в количестве равном 100% списочного состава медперсонала (пункт 207 предписания);
Фельдшерско-акушерский пункт п. Крутоярский по адресу: "адрес":
- п. 5.3 главы 6 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", в процедурном (прививочном) кабинете не установлен умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем (пункт 214 предписания);
Фельдшерско-акушерский пункт с. Малое Озеро по адресу: "адрес":
- п. 7.2 главы 6, приложение 5 СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", таблица 2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий", уровни общего искусственного освещения составили 90?8лк (при гигиеническом нормативе 500 лк) (пункт 235 предписания).
Несоблюдение указанных требований санитарного законодательства может привести к возникновению инфекционных и массовых неинфекционных (отравлений) заболеваний у пациентов больницы, персонала больницы, также иных лиц, которые посещают здание и помещения больницы.
С целью обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья, истец просил признать бездействие КГБУЗ "Шарыповская районная больница", Министерства здравоохранения Красноярского края, Правительства Красноярского края и Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, выраженное в неисполнении предписания должностного лица N от "дата" года противоправным и поскольку устранение указанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства потребует денежных затрат, возложить на КГБУЗ "Шарыповская районная больница", Министерство здравоохранения Красноярского края, Правительство Красноярского края и Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края совместную обязанность исполнить невыполненные пункты указанного предписания должностного лица.
Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения Красноярского края - А.А. просит решение суда от 29 июня 2016 года отменить в части признания незаконным бездействия Министерства здравоохранения Красноярского края, выразившееся в неисполнении в установленный срок предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N от "дата", и возложения обязанности на Министерство здравоохранения Красноярского края по исполнению в срок до "дата" требований предписания от "дата" N в данной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Министерству здравоохранения Красноярского края отказать. В обоснование доводов жалобы указано на то, что КГБУЗ "Шарыповская районная больница" является самостоятельным хозяйствующим субъектом, и Министерство не может отвечать по его обязательствам. Полагает, что Министерство здравоохранения Красноярского края добросовестно выполняет свои функции по финансированию и субсидированию КГБУЗ "Шарыповская районная больница". Кроме того, указывает на то, что решение суда первой инстанции о возложении на Министерство здравоохранения Красноярского края обязанности по устранению нарушений, указанных в исковом заявлении, является неисполнимым, поскольку устранение указанных нарушений входит в исключительную компетенцию КГБУЗ "Шарыповская районная больница".
В отзыве на апелляционную жалобу начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово Р.А.., ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявили, в связи с чем судебная коллегия признает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, решение суда по доводам апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд, в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно ст. 8 указанного закона, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 данного закона, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, в том числе обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На основании п. 3 ст. 39 названного Закона, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 2 ст. 50 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, КГБУЗ "Шарыповская районная больница", является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество.
На основании распоряжения и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Шарыпово - заместителя главного государственного санитарного врача по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО п. Солнечный Коваленко Н.И. N от "дата", с "дата" по "дата" была проведена плановая выездная проверка в отношении КГБУЗ "Шарыповская районная больница", в ходе которой выявлены нарушения санитарного законодательства.
В связи с выявлением фактов нарушений санитарного законодательства, "дата" главным специалистом-экспертом территориального отдела Роспотребнадзора по Красноярскому краю Кондратьевым В.А. КГБУЗ "Шарыповская районная больница" было выдано предписание N об устранении до "дата", выявленных в ходе проверки нарушений санитарного законодательства, всего предписание насчитывало 242 пункта, которые необходимо было исполнить. Предписание получено "дата" главным врачом КГБУЗ "Шарыповская районная больница" Балтаковым Н.Н.
На основании распоряжения N от "дата" и.о. начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г.Шарыпово - и.о. главного государственного санитарного врача по городам Шарыпово, Ужур, Шарыповскому, Ужурскому районам, ЗАТО поселок Солнечный Кондратьевой В.А., должностным лицом территориального отдела Роспотребнадзора в г. Шарыпово была проведена внеплановая проверка КГБУЗ "Шарыповская районная больница", в результате которой был выявлен факт неисполнения пунктов N вышеуказанного предписания должностного лица.
Разрешая заявленные требования по существу, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно исходил из того, что нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в отношении ответчика КГБУЗ "Шарыповская районная больница", которые подлежат устранению, были выявлены в ходе проведенной плановой проверки, при этом предписание должностного лица N от "дата" в полном объеме не исполнено.
Решение суда в части признания незаконным бездействия КГБУЗ "Шарыповская районная больница", выразившегося в неисполнении в установленный срок предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N от "дата", и возложения обязанности на КГБУЗ "Шарыповская районная больница" по исполнению в срок до "дата" требований предписания от "дата" N, лицами, участвующими в деле, не обжалуется, в связи с чем решение суда в указанной части, исходя из положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы представителя Министерства здравоохранения Красноярского края - А.А. о том, что суд первой инстанции необоснованно признал незаконным бездействие Министерства здравоохранения Красноярского края, выразившееся в неисполнении в установленный срок предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N от "дата", и возложил обязанность на Министерство здравоохранения Красноярского края по исполнению в срок до "дата" требований предписания от "дата" года N заслуживают внимания по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в том числе: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Как видно из материалов дела, предписание N от "дата" должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, со сроками его исполнения, было вынесено в отношении КГБУЗ "Шарыповская районная больница", ответственность за выполнение данного предписания была возложена также на КГБУЗ "Шарыповская районная больница".
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что предписание N от "дата" направлялось в Министерство здравоохранения Красноярского края, в том числе для его исполнения в части финансирования мероприятий по исполнению данного предписания, а также доказательства того, что КГБУЗ "Шарыповская районная больница" обращалось в Министерство здравоохранения Красноярского края для обеспечения финансирования исполнения указанного предписания должностного лица.
При этом, исковых требований в рамках настоящего дела о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Красноярского края по обеспечению финансирования мероприятий по исполнению предписания N от "дата" истцом заявлено не было.
При таком положении выводы суда первой инстанции о незаконном бездействии Министерства здравоохранения Красноярского края, выразившегося в неисполнении в установленный срок предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N от "дата", не подтверждаются относимыми и допустимыми доказательствами по делу.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться и с выводами суда первой инстанции о возложении на Министерство здравоохранения Красноярского края совместной обязанности по исполнению в срок до "дата" требования предписания от "дата" N выданного в отношении КГБУЗ "Шарыповская районная больница", поскольку данные выводы суда не основаны на законе.
В соответствии с п. 3.13 Положения о Министерстве здравоохранения Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 7 августа 2008 года N 31-п, Министерство здравоохранения Красноярского края, в том числе осуществляет управления в установленном порядке медицинскими организациями и краевыми государственными образовательными организациями, подведомственными Министерству или в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя. Кроме того, Министерство осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете (п. 3.60 Положения).
В соответствии с п. 2 Порядка определения объема и условий предоставления из краевого бюджета краевым государственным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 28.06.2011 N 375-п, субсидии на иные цели предоставляются для возмещения расходов бюджетных и автономных учреждений, не связанных с оказанием ими в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), включая расходы на: приобретение основных средств и (или) материальных запасов для осуществления видов деятельности бюджетных или автономных учреждений, предусмотренных учредительными документами; осуществление работ по разработке проектно-сметной документации, проведению государственной экспертизы проектно-сметной документации, капитальному ремонту имущества, закрепленного за бюджетным или автономным учреждением на праве оперативного управления; осуществление иных расходов, не относящихся к расходам, осуществляемым за счет средств субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Красноярского края и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Красноярского
В рамках данных полномочий Министерство осуществляет финансовое обеспечение деятельности подведомственных учреждений посредством предоставления последним субсидий на выполнение государственного задания и субсидий на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения государственного задания.
При таком положении в компетенцию Министерства здравоохранения Красноярского края не входит совершение конкретных действий, указанных в предписании должностного лица от "дата" N, выданного в отношении КГБУЗ "Шарыповская районная больница".
Выводы суда первой инстанции о том, что Министерство здравоохранения Красноярского края обязано обеспечить финансирование мероприятий по устранению предписания должностного лица от "дата" N, выданного в отношении КГБУЗ "Шарыповская районная больница", не свидетельствует о достаточных основаниях для возложения на Министерство здравоохранения Красноярского края обязанности по совершению конкретных действий, указанных в предписании должностного лица от "дата" N, выданного в отношении КГБУЗ "Шарыповская районная больница", и возложенных судом в решении от "дата" на Министерство здравоохранения Красноярского края.
При таком положении решение суда в части признания незаконным бездействия Министерства здравоохранения Красноярского края, выразившегося в неисполнении в установленный срок предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N от "дата", и возложения на Министерство здравоохранения Красноярского края обязанности по исполнению в срок до "дата" требований предписания от "дата" N подлежит отмене, с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Министерству здравоохранения Красноярского края.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда первой инстанции в полном объеме, апелляционная жалоба представителя Министерства здравоохранения Красноярского края - А.А. не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шарыповского районного суда Красноярского края от 29 июня 2016 года в части признания незаконным бездействия Министерства здравоохранения Красноярского края, выразившегося в неисполнении в установленный срок предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор N от "дата", и возложения на Министерство здравоохранения Красноярского края обязанности по исполнению в срок до "дата" требований предписания от "дата" N отменить, в данной части принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю к Министерству здравоохранения Красноярского края отказать.
В остальной части решение Шарыповского районного суда Красноярского края от 29 июня 2016 года оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.