Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Скрябиной С.В.,
судей Козиной Н.М., Шушкевич О.В.,
при секретаре Богдан О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 сентября 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по иску Попова В.Ю.к Главному управлению МВД России по Челябинской области о постановке на учет на получение единовременной выплаты для приобретения или строительства жилья,
по апелляционной жалобе Попова В.Ю.на решение Центрального районного суда города Челябинска от 31 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи Скрябиной С.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика Пашнина А.В., считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попов В.Ю. обратился с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел России по Челябинской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Челябинской области) о возложении обязанности принять на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, возложении обязанности предоставить единовременную социальную выплату.
В обоснование иска указал, что проходил службу в органах внутренних дел в должности *** с 01 ноября 2000 года по 19 ноября 2013 года, был уволен с правом на пенсию. Имеет стаж службы в органах внутренних дел 13 лет 18 дней, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с составом семьи из четырех человек, своего жилья не имеет. Считает, что имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения на основании
Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В судебном заседании суда первой инстанции истец участия не принимал при надлежащем извещении.
Представитель ответчика Пашнин А.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска, указав на отсутствие оснований для предоставления истцу единовременной социальной выплаты.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Попова В.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе истец требует отмены судебного решения, указывая на обстоятельства, приведенные им в обоснование иска.
В суд апелляционной инстанции истец, получив почтовое извещение из Челябинского областного суда 22 августа 2016 года, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседании, не явился. В соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным провести судебное заседание в его отсутствие.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Попов В.Ю. проходил службу в органах внутренних дел с 01 ноября 2000 года. 19 ноября 2013 года он был уволен из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии, с должности ***. На день увольнения его выслугу лет в календарном исчислении составила 13 лет 00 месяцев 18 дней.
Указанные обстоятельства подтверждены пенсионным удостоверением, выданным истцу 20 ноября 2013 года (л.д. 4), записями в его трудовой книжке (л.д. 5-7), справкой от 17 августа 2015 года (л.д. 20).
13 августа 2015 года, после увольнения из органов внутренних дел, истец обратился в жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Челябинской области с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи из четырех человек: женой П.И.В. и сыновьями П.Д.В.и П.А.В.(л.д. 22).
В ответ на данное обращение письмом от 27 августа 2015 года (л.д. 23-24) ответчиком истцу даны разъяснения о порядке постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или
строительства жилья и одновременно указано на необходимость предоставления полного пакета документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223 (далее по тексту - Правила).
Кроме того, истец обратился с аналогичным заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, зарегистрированном в ГУ МВД России по Челябинской области 29 февраля 2016 года (л.д. 22), на которое ему был дан ответ от 02 марта 2016 года, содержащий повторные разъяснения о порядке постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты и необходимости представления полного пакета необходимых документов (л.д. 18-19).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции в соответствии частью первой статьи 4 и статьей 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 5 Правил, исходил из того, что оснований для принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения у ответчика отсутствовали, поскольку Поповым В.Ю. в уполномоченный орган не был представлен полный пакет документов, необходимых для постановки его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении единовременной выплаты. Кроме того, им не были представлены доказательства, свидетельствующие о принятии его в период прохождения службы в органах внутренних дел на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Судебная коллегия считает выводы суда правильными, основанными на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств и соответствующим нормам материального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частями первой и второй статьи 4 указанного закона предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах
внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата). Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Частью шестой данной статьи во взаимосвязи с частью второй статьи 6 названного выше Закона установлено, что право на единовременную
социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Порядок предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются соответствующими Правилами.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников.
Пунктом 5 данных Правил (в редакции, действующей на момент обращения истца с соответствующим заявлением в жилищно-бытовую комиссии ГУ МВД России по Челябинской области) определено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная социальная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копия финансового лицевого счета, справка о проверке жилищных условий, выписка из домовой книги или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления с мест жительства сотрудника и членов его семьи (в случае, если по независящим от сотрудника обстоятельствам документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения);
б) копии паспорта сотрудника и паспортов членов его семьи;
в) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
г) копия (копии) свидетельства о рождении ребенка (детей) сотрудника;
д) справка о стаже службы сотрудника в органах внутренних дел в календарном исчислении;
е) копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, помимо жилого помещения, в котором они зарегистрированы;
ж) копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случае, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации).
В силу пункта 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии)
сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Установив, что истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ни в Межмуниципальном отделе МВД России "Катав-Ивановский" Челябинской области, ни в ГУ МВД России по Челябинской области не состоит, с заявлением о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предусмотренной Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в период прохождения службы в ГУ МВД России по Челябинской области не обращался, решение о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты не принималось, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как указано в пункте 16 Правил, отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части третьей статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем доказательств, подтверждающих предоставление истцом в порядке, установленном действующим законодательством, при обращении по последнему месту службы в ГУ МВД России по Челябинской области с заявлением о получении единовременной выплаты необходимых документов, входящих в данный перечень, не представлено. В деле также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о невозможности получения указанных документов по обстоятельствам, независящим от истца.
Руководствуясь приведенными правовыми нормами с учетом установленных обстоятельств дела, следует согласиться с выводом суда о том, что ГУ МВД России по Челябинской области не допустило нарушения прав истца на обеспечение жильем, и оснований получения им единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства
жилья не имелось по причине непредоставления документов, необходимых для постановки на учет.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что он относится к категории граждан, имеющих право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения как бывший сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации, не могут явиться основанием к отмене решения суда, так как самим истцом, не представившим полный пакет документов, необходимый для принятия решения о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, не соблюден предусмотренный нормативными актами порядок ее получения.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом, в связи с чем оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Челябинска от 31 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Попова В.Ю.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.