Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Баркаловой Т.И.
судей Мухортовой Л.И., Харебиной Г.А.
при секретаре Разночинцевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тулинова И.Т. к ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании права на выплату денежной компенсации за причиненное работнику увечье, связанное с исполнением трудовых обязанностей,
по апелляционной жалобе ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
на решение Валуйского районного суда Белгородской области от 23 июня 2016 г.
Заслушав доклад судьи Мухортовой Л.И., судебная коллегия
установила:
Тулинов И.Т. обратился в суд с иском к ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании права на выплату денежной компенсации за причиненное работнику увечье, связанное с исполнением трудовых обязанностей.
В обоснование заявленных требований указал, что 27 августа 1973 года работая комбайнером в колхозе "Путь Ленина" Валуйского района Белгородской области, (который реорганизован в настоящее время существует ОАО "Оскольские просторы"), получил трудовое увечье ( "данные изъяты"). 28 августа 1973 года был составлен акт о несчастном случае на производстве.
В период с 1974 по 1983 годы ему ежемесячно выплачивалось пособие в связи с нечастным случаем в размере 47,75 руб. 28 января 1976 года установлена *** группа инвалидности бессрочно (без указания степени утраты трудоспособности в процентах). С января 1984 года пособие не выплачивается.
31 марта 2004 года при освидетельствовании Тулинову И.Т. впервые установлена степень утраты профессиональной трудоспособности - ***%, акт и протоколы освидетельствования не сохранены. Истец обращался в Фонд социального страхования в 2004 и 2015 годах за назначением пособия, в чем ему было отказано письмами от 04 июня 2004 года и от 06 октября 2015 года.
Не согласившись с данным отказом, Тулинов И.Т. инициировал дело иском. С учетом уточнения требований просил признать за ним право на получение ежемесячного обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве в установленном законном размере и возложить обязать на (ГУ) Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации назначить ему выплаты на получение ежемесячного обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве в установленном законом размере с 06 октября 2015 года.
Истец в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал.
Представитель ответчика просил в иске отказать. Полагал, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является казна РФ, а не Фонд социального страхования.
Решением суда иск удовлетворен.
За Тулиновым И.Т. признано право на получение ежемесячного обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве в установленном законом размере. На Государственное учреждение - Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность назначить Тулинову Ивану Тимофеевичу выплаты на получение ежемесячного обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве в установленном законом размере с 06 октября 2015 года.
В апелляционной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены ( ст. 37, ч.3); каждому гарантируется социальное обеспечение в установленных законом случаях( ст. 39 ч.1).
В целях реализации названных конституционных положений, обязывающих государство разработать эффективный организационно-правовой механизм восполнения гражданам, которым был причинен вред здоровью в связи с исполнением трудовых обязанностей, имущественных потерь, связанных с утратой трудоспособности, был принят 24.07.1998 г. N125-ФЗ Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", установивший правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определивший порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору.
Действовавшие до вступления в силу Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (т.е. до 6 января 2000 года) Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей (утверждены Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4214-I), равно как и предшествовавшие им Правила возмещения предприятиями, учреждениями, организациями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 3 июля 1984 года N 690) предусматривали возмещение причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей вреда за счет средств работодателя, ответственного за причинение вреда, а в случае реорганизации или ликвидации предприятия - за счет средств его правопреемника, вышестоящего органа или органа, которому внесены или должны были быть внесены капитализированные суммы, подлежащие выплате в возмещение вреда.
Приняв названный Федеральный закон, федеральный законодатель осуществил переход к страховому механизму возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, подлежащих указанному виду страхования, при исполнении ими обязанностей по трудовому договору и в иных случаях, закрепленных законом.
При этом было предусмотрено, что обеспечение по страхованию, устанавливаемое лицам, получившим до 6 января 2000 года увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей и подтвержденные в установленном порядке, производится Фондом социального страхования Российской Федерации (страховщиком) и не может быть ниже установленного им ранее в соответствии с законодательством Российской Федерации возмещения вреда; обеспечение по страхованию предоставляется в полном объеме вне зависимости от того, была ли произведена капитализация платежей при ликвидации юридических лиц, ответственных за выплату пострадавшим возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (ст.28 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"). Тем самым при переходе к новому правовому регулированию были обеспечены гарантии сохранения ранее приобретенных гражданами прав на получение выплат в возмещение вреда.
Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (застрахованных), определенный п.1 ст.5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", аналогичен кругу лиц, которые до 6 января 2000 года имели право на возмещение вреда, причиненного их здоровью в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, за счет средств работодателя.
Таким образом, положения п.2 ст. 5 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" во взаимосвязи с положениями его ст. 3 п.1, ст.5 п.п. 1,5, ст. 28 а также с положениями ст.ст.1 "Задачи обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", 15 "Назначение и выплата обеспечения по страхованию", 16 "Права и обязанности застрахованного" и "Права и обязанности страхователя", устанавливая условия и порядок реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение в случаях причинения вреда жизни или здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору, имеют целью в полном объеме предоставить все необходимые виды обеспечения лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и не предполагают возможность какого бы то ни было ущемления прав этих граждан.
Согласно п. 5 ст.7 вышеуказанного Закона лица, чье право на получение возмещения вреда ранее было установлено законодательством СССР или законодательством Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью работника увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, получают право на обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Поскольку право на получение страховой выплаты возникло у истца с 31.03.2004 года, с момента установления ему степени утраты трудоспособности ***% в связи с травмой, суд первой инстанции правильно с учетом требований истца признал за ним право на получение ежемесячного обеспечения по страхованию несчастных случаев на производстве с 06.10.2015 года, с даты обращения Тулинова И.Т. в Фонд социального страхования, независимо от даты произошедшего несчастного случая.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному за весь период утраты им профессиональной трудоспособности с того дня, с которого учреждением медико-социальной экспертизы установлен факт утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, исключая период, за который застрахованному было назначено пособие по временной нетрудоспособности.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, для его отмены или изменения по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Валуйского районного суда Белгородской области от 23 июня 2016 года по делу по иску Тулинова И.Т. к ГУ Белгородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании права на выплату денежной компенсации за причиненное работнику увечье, связанное с исполнением трудовых обязанностей, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.