Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Зюзюкина А.Н.,
судей Филипчук С.А., Герцева А.И.,
при секретаре Сапроновой В.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бершанского А.В. к Управлению лесами Белгородской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Белгородской области о признании недействительными результатов межевания, установлении границ земельного участка
по апелляционной жалобе Управления лесами Белгородской области
на решение Белгородского районного суда Белгородской области от 15 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Филипчук С.А., объяснения Бершанского А.В., считавшего жалобу необоснованной, судебная коллегия
установила:
По договору дарения от ДД.ММ.ГГГГ года Бершанский А.В. получил в дар от Б. земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, предназначенный для коллективного садоводства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенный в "адрес". Дарителю указанный земельный участок принадлежал на основании постановления главы администрации Белгородского района N от ДД.ММ.ГГГГ года Границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не устанавливались (л.д. 8,9,10).
При проведении межевания указанного земельного участка выявилось его полное наложение на земельный участок с кадастровым номером N, категория земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - занят участком лесного фонда.
По утверждению Бершанского А.В., при межевании земельного участка с кадастровым номером N допущена кадастровая ошибка, что привело к наложению его земельного участка на земли лесного фонда. Кроме того, он уточнил площадь принадлежащего ему земельного участка, которая при уточнении составила "данные изъяты" кв.м. Допущенная кадастровая ошибка нарушает права истца на пользование принадлежащим ему земельным участком. В связи с этим он просил суд признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером N в точках, указанных в межевом плане, изготовленном кадастровым инженером Т. Установить границы принадлежащего ему земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м в координатах точек в соответствии с межевым планом, изготовленным кадастровым инженером Т.
Решением суда иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Управление лесами Белгородской области просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушения норм материального права, и принять новое решение об отказе в иске.
Проверив материалы дела по доводам, приведенным в жалобе, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В силу положений ст. 304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ, ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
- техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
- воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки.
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
Как следует из совокупности положений, предусмотренных ч. 3 ст. 25 и ч. ч. 4 и 5 ст. 28 Закона "О государственном кадастре недвижимости" при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка кадастровая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда. При этом исправление кадастровой ошибки возможно при отсутствии спора о прохождении межевых границ.
Правилами ст. 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п.п. 7,9).
В соответствии со ст. 8 ЗК РФ, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации ( ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую").
При этом п. 3 ст. 8 ЗК РФ предусмотрено, что нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.
Удовлетворяя заявленный иск, суд первой инстанции указал, что при межевании земель лесного фонда не учитывалось наличие земельного участка, выделенного садоводческому обществу. По этим причинам суд пришел к выводу об обоснованности доводов истца о том, что межевание земельного участка (земли лесного фонда) произведено с нарушением закона, а наличие в ГКН сведений о земельном участке лесного фонда в спорных границах нарушает права истца, так как фактически лишает его земельного участка.
При этом суд первой инстанции оставил без внимания, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. Однако им размежеван и заявлен к правообладанию с постановкой на учет сведений о его границах земельный участок площадью "данные изъяты" кв.м. При этом данных, позволяющих признать, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м., материалы дела не содержат и истцом таких доказательств не представлено.
Удовлетворяя иск об установлении границ земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м., суд первой инстанции передал в собственность истца "данные изъяты" кв.м земель лесного фонда, чем перевел земли из одной категории в другую с определением их разрешённого использовании, что не входит в компетенцию суда и является неправомерным с позиции ст. 8 ЗК РФ.
Решение суда об удовлетворении иска при таком положении нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. По делу следует принять новое решение, которым иск Бершанского А.В. оставить без удовлетворения.
Руководствуясь п.2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Белгородского районного суда Белгородской области от 15 июня 2016 года по делу по иску Бершанского А.В. к Управлению лесами Белгородской области, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Белгородской области о признании недействительными результатов межевания, установлении границ земельного участка отменить. Принять новое решение. Бершанскому А.В. в удовлетворении иска отказать.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.