Свердловский областной суд в составе
судьи Шумкова Е.С.,
при секретаре Четиной Е.А.
с участием прокурора Куриловича И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Прогресс Ростов" о признании недействующим подпункта 3 пункта 8 Постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области",
установил:
Постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N1855-ПП (далее - Постановление от 30 декабря 2011 года N1855-ПП) утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов (далее - Положение).
Пунктом 4 названного Положения установлено, что размер арендной платы за земельные участки определяется в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Пунктом 5 Положения определена формула, в соответствии с которой рассчитывается годовой размер арендной платы за земельные участки. Согласно этой формуле при определении годового размера арендной платы за земельный участок учитываются кадастровая стоимость арендуемого земельного участка в рублях, ставка арендной платы, утвержденная постановлением Правительства Свердловской области, понижающий коэффициент и коэффициент увеличения, ежегодно устанавливаемые Правительством Свердловской области.
Подпунктом 43 пункта 2 Постановления от 30 декабря 2011 года N1855-ПП утверждены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории г. Нижний Тагил, ставка арендной платы за земельные участки под открытыми автостоянками была определена в размере 3,0 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
30 декабря 2014 года Правительством Свердловской области принято Постановление N 1268-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП "Об утверждении положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" (далее - Постановление от 30 декабря 2014 года N1268-ПП).
Подпунктом 3 пункта 8 Постановления от 30 декабря 2014 года N1268-ПП ставка арендной платы за земельные участки, расположенные на территории г. Нижний Тагил, под открытыми автостоянками была изменена с 3,0 на 6,0 процентов (т.1, л.д. 112-118).
Постановление от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП официально опубликовано 31 декабря 2014 года на "Официальном интернет - портале правовой информации Свердловской области" (www.pravo.gov66.ru), номер публикации 3570 (т.1, л.д. 123), вступило в действие с 01 января 2015 года (пункт 15 Постановления) (т.1, л.д. 118) и в указанной части является действующим в настоящее время.
Общество с ограниченной ответственностью "Прогресс Ростов" (далее - Общество) обратилось в суд с требованием о признании недействующим подпункта 3 пункта 8 Постановления от 30 декабря 2014 года N1268-ПП. В обоснование указало, что является арендатором трех земельных участков, арендная плата за которые начисляется с применением ставки арендной платы, установленной оспариваемыми положениями Постановления от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП. По мнению административного истца, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат принципу экономической обоснованности, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, поскольку повышение ставки арендной платы не обусловлено экономическими показателями, в том числе показателями доходности земельных участков, так как арендуемые Обществом земельные участки используются им под бесплатную парковку и не являются для него источниками дохода. Полагало, что повышение ставки арендной платы произведено произвольно. Это привело к необоснованному завышению суммы уплачиваемой им арендной платы и нарушению его прав на установление справедливой и экономически обоснованной арендной платы за пользование земельными участками (т.1, л.д. 11-16, 24-26).
В судебном заседании представитель Общества Берсенева О.В. требования поддержала.
Представитель административного ответчика Правительства Свердловской области и заинтересованного лица Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области Денисова О.Н. заявленные требования не признала. Пояснила, что оспариваемая норма Постановления от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП принята Правительством Свердловской области в пределах его компетенции и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу. Изменение ставки арендной платы было вызвано актуализацией кадастровой стоимости земельных участков и произведено на основании обращения муниципального учреждения г. Нижний Тагил, представившего также обоснование повышения ставок.
Представитель заинтересованного лица Администрации г. Нижний Тагил Свердловской области Гологан В.В. с требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение прокурора Куриловича И.А., полагавшего, что в удовлетворении требований следует отказать, суд приходит к следующему.
Общество является арендатором земельных участков в г. Нижний Тагил Свердловской области с кадастровыми номерами 66:65:0601013:55, 66:56:0601013:56, предназначенных для размещения бесплатной открытой автостоянки служебного и личного транспорта (т.1, л.д. 64-69). Арендная плата за пользование этими земельными участками рассчитывается Обществу с применением ставки арендной платы, установленной оспариваемой нормой Постановления от 30 декабря 2014 года N1268-ПП (т.2, л.д. 114-115). Кроме того, Общество является одним из арендаторов земельного участка с кадастровым номером 66:56:0601013:14, имеющего вид разрешенного использования - торгово-развлекательный комплекс, также расположенного в г. Нижний Тагил Свердловской области. За часть этого земельного участка площадью 1250,2 кв.м, используемого для эксплуатации охраняемой парковки автотранспорта, арендная плата Обществу начисляется также с применением оспариваемой нормы нормативного правового акта (т.1, л.д. 37-49, 50-62; т.2, л.д. 118-126, 113, 115).
Следовательно, подпункт 3 пункта 8 Постановления от 30 декабря 2014 года N1268-ПП применяется к административному истцу, поэтому в силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации он вправе оспаривать эту часть нормативного правового акта в судебном порядке.
Согласно пунктам "в", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования, распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 39.7 вышеназванного Кодекса вправе устанавливать порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительство Свердловской области, является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области, свои полномочия реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49, 52 Устава Свердловской области, статьи 1, 22 Закона Свердловской области от 04 ноября 1995 года N 31-ОЗ "О Правительстве Свердловской области").
Право принимать нормативные правовые акты по вопросам установления порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, на момент издания Постановления от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП, было предоставлено Правительству Свердловской области статьей 54-6 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области". В настоящее время право Правительства Свердловской области на принятие таких нормативных правовых актов предусмотрено подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 названного Закона Свердловской области.
Пунктом 5 Положения, утвержденного Постановлением от 30 декабря 2011 года N1855-ПП, прямо предусмотрено, что размер ставки арендной платы за вышеназванные земельные участки устанавливается Правительством Свердловской области.
Проанализировав вышеприведенное федеральное и региональное законодательство, сопоставив его с содержанием оспариваемой нормы Постановления от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП, суд находит, что оспариваемая часть указанного постановления принята Правительством Свердловской области в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган государственной власти Свердловской области вправе принимать нормативные правовые акты.
Представленные и исследованные судом документы позволяют сделать вывод о соблюдении процедуры принятия этого нормативного правового акта: проект постановления рассмотрен и обсужден на заседании Правительства Свердловской области, принят большинством голосов членов Правительства (т.1, л.д. 130-132, 148).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление от 16 июля 2009 года N 582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Принципы, установленные этим постановлением, должны соблюдаться и при установлении ставки арендной платы, поскольку она (ставка), являясь элементом формулы расчета размера арендной платы, влияет на размер арендной платы, а ее изменение влечет изменение размера арендной платы.
К числу принципов, предусмотренных Постановлением от 16 июля 2009 года N582, относится принцип экономической обоснованности, заключающийся в том, что размер арендной платы устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Проект Постановления от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП, в том числе и в оспариваемой части, был подготовлен Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, что следует из пояснений представителя данного министерства в судебном заседании и подтверждается пояснительной запиской к проекту постановления. Из пояснительной записки следует, что основными причинами внесения изменений в ставки арендной платы, являлись актуализация кадастровой стоимости земельных участков, оптимизация арендных платежей в местный бюджет, сохранение плановых поступлений. Изменения готовились на основании обращений муниципальных образований Свердловской области (т.1, л.д. 119-122), в том числе обращения муниципального казенного учреждения "Центр земельного права" г. Нижний Тагил, осуществляющего функции администратора арендных платежей за земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, и выполняющего иные функции в области реализации земельного законодательства в г. Нижний Тагил Свердловской области (т.1, л.д. 167-201, 151-159).
В указанном обращении и приложенных к нему документах ставку арендной платы за земельные участки под автостоянками в г. Нижний Тагил было предложено изменить с 3 до 6. Изменение мотивировано утверждением новых результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, недопущением ухудшения экономического состоянии землепользователей и резкого повышения арендных платежей. В обращении также указано, что предлагаемые ставки арендной платы соответствуют доходности земельных участков с учетом их разрешенного использования, исключают существенные потери доходов бюджета, позволяют обеспечить поступление доходов в 2015 году от арендной платы на уровне 2014 года (т.1, л.д. 167, 187-188).
Приложенные к обращению материалы свидетельствуют о том, что предложение об изменении ставки арендной платы основано на анализе данных об изменении с начала 2015 года кадастровой стоимости всех арендуемых земельных участков, в том числе и земельных участков, относящихся к виду разрешенного использования - под автостоянки, расположенных в г.Нижний Тагил Свердловской области. В результате этого анализа выявлено значительное уменьшение размера общей величины кадастровой стоимости и значительное уменьшение (почти в 2 раза, более чем на 3 миллиона рублей) размера арендных платежей, которые должны были поступить в бюджет в 2015 году при неизменности ставки арендной платы. Учреждением произведены расчеты арендных платежей на основании новой кадастровой стоимости земельных участков с учетом предложенной (прогнозируемой) новой ставки арендной платы - 6. При этой новой ставке арендной платы предполагалось незначительное снижение общей суммы получаемой арендной платы по данному виду разрешенного использования, при этом для некоторых земельных участков предполагался рост арендной платы в 2015 году, а для некоторых - снижение (т.1, л.д. 187-188).
Сопоставление данных о предложенных ставках арендной платы, указанных в материалах представленных муниципальным казенным учреждение "Центр земельного права" г. Нижний Тагил, с содержанием оспариваемой нормы Постановления от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП, которые являются идентичными, позволяет судить о том, что именно названные материалы этого учреждения и явились обоснованием для принятия оспариваемой нормы нормативного правового акта.
Кадастровая стоимость земельного участка (в том числе установленная в размере рыночной стоимости) является величиной, характеризующей экономическую ценность и доходность конкретного земельного участка, поскольку она устанавливается с учетом рыночных ценообразующих факторов (пункт 7 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО N4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N508; Федеральный стандарт оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 года N 611). Следовательно, при анализе изменения кадастровой стоимости анализируются и рыночные факторы, влияющие на ее величину, то есть происходит анализ факторов, влияющих как на уровень доходности земельных участков, так и на установление размера арендной платы и ставки арендной платы. Прогнозирование при принятии оспариваемых положений Постановления от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП размера арендной платы и ставки арендной платы на основании данных об изменении этой экономической характеристики свидетельствует о проведении экономической оценки факторов, влияющих на доходность земельного участка.
Оценивая изложенное, суд находит, что оспариваемые положения Постановления от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП (оспариваемая ставка арендой платы), вопреки утверждениям административного истца, приняты Правительством Свердловской области не произвольно, а по результатам оценки изменения кадастровой стоимости земельных участков, то есть изменения экономической характеристики земельных участков.
Установление оспариваемой ставки арендной платы в процентном отношении от такой экономической характеристики земельного участка (кадастровая стоимость) и на основании анализа изменения этой характеристики, по мнению суда, свидетельствует о соблюдении принципа экономической обоснованности арендной платы, а также об учете при этом показателя доходности земельного участка.
Определение оспариваемой ставки арендной платы применительно к землям населенных пунктов и к конкретному виду разрешенного использования земельных участков (для земельных участков под открытыми автостоянками) предполагает дифференциацию размера арендной платы в зависимости от этих факторов, что также свидетельствует о соблюдении принципа экономической обоснованности, предполагающего установление арендной платы за землю с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, его разрешенного использования.
Поскольку законодательством в настоящее время не предусмотрено какого-либо перечня конкретных факторов, которые в обязательном порядке должны подвергаться анализу и учитываться при установлении и изменении ставок арендной платы и самого размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности субъекта Российской Федерации и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, не предусмотрено единой методики применения такого анализа, то отсутствие при принятии оспариваемой нормы Постановления от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП анализа каких-либо иных факторов и обстоятельств, не свидетельствует о противоречии этого постановления законодательству, имеющему большую юридическую силу. Не свидетельствует это и о противоречии принципу экономической обоснованности арендной платы, предусмотренному Постановлением от 16 июля 2009 года N 582, поскольку, как уже указано выше, проводился анализ иных экономических факторов.
Оспариваемые положения постановления от 30 декабря 2014 года N1268-ПП не противоречат принципу предсказуемости расчета размера арендной платы, установленному Постановлением от 16 июля 2009 года N582, поскольку не изменяют порядка расчета арендной платы для земельных участков, а только лишь изменяют величину одной из составляющих этого расчета, формула расчета арендной платы остается прежней. Установленная ставка арендной платы подлежит применению ко всем земельным участкам, расположенным в г. Нижний Тагил Свердловской области, относящимся к землям населенных пунктов с вышеназванным видом разрешенного использования, находящимся в собственности Свердловской области или относящимся к участкам, государственная собственность на которые не разграничена, не допускает каких-либо исключений для ее применения, а, следовательно, соблюдается принцип запрета необоснованных предпочтений, установленный вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации.
Анализируя содержание иных принципов арендной платы, установленных Постановлением от 16 июля 2009 года N 582 (принцип предельной простоты расчета арендной платы, принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности) применительно к оспариваемой норме Постановления от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП, суд не усматривает каких-либо ее противоречий этим принципам.
Исследованные судом доказательства указывают, что в 2015 году, то есть после вступления в действие оспариваемой нормы Постановления от 30 декабря 2014 года N1268-ПП общий размер арендной платы административного истца за все вышеназванные земельные участки по сравнению с 2014 годом не увеличился, а уменьшился (т.2, л.д. 106). Увеличение размера арендной платы в 2016 году по сравнению с 2015 годом произошло в связи с применением повышающего коэффициента (1,074), а не в связи с изменением ставки арендной платы оспариваемыми положениями вышеназванного постановления Правительства Свердловской области (т.2, л.д.106,114-115). Эти обстоятельства в совокупности с соблюдением принципа экономической обоснованности арендной платы, по мнению суда, указывают на отсутствие нарушения прав административного истца оспариваемой нормой нормативного правового акта.
То обстоятельство, что административный истец не получает прибыли от использования вышеперечисленных земельных участков, никоим образом не влияет на существо спора, поскольку обязанность по плате за пользование ими и в том размере, который установлен нормативными правовыми актами, вытекает для административного истца из положений статей 65, 39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации и в соответствии с действующим законодательством не является основанием для установления ему каких-либо льгот (предпочтений). Поэтому эти доводы суд во внимание не берет.
При таких обстоятельствах подпункт 3 пункта 8 Постановления от 30 декабря 2014 года N1268-ПП соответствует законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Если оспариваемый в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 215, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска общества с ограниченной ответственностью "Прогресс Ростов" о признании недействующим подпункта 3 пункта 8 Постановления Правительства Свердловской области от 30 декабря 2014 года N 1268-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области".
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Свердловский областной суд.
Судья Шумков Е.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.