Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.,
судей Наконечной Е.В., Завальной Т.Ю.,
при секретаре Сылко Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Забара И.Г. к Управлению Федеральной службы безопасности России по Приморскому краю (далее по тексту Управление ФСБ России по Приморскому краю) о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма
по апелляционной жалобе представителя Управления ФСБ России по Приморскому краю - Красниковой Л.К.
на решение Советского районного суда г. Владивостока от 22 июня 2016 года, которым исковые требования Забара И.Г. удовлетворены; за Забара И.Г. и членами его семьи - ФИО, ФИО, ФИО признано право пользования жилым помещением, расположенным по "адрес", на условиях социального найма; на Управление ФСБ России по Приморскому краю возложена обязанность заключить с Забара И.Г. и членами его семьи договор социального найма на указанное жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., выслушав объяснения представителя Управления ФСБ России по Приморскому краю Дзюба В.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Забара И.Г. - Петрова А.С. и представителя Седьмого отдельного авиационного отряда ФСБ России Бойченко А.С., просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Забара И.Г. обратился в суд с названным иском, указав, что с ДД.ММ.ГГГГ. он состоял на учете в списках нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма по избранному месту жительства г.Владивосток, как гражданин, уволенный с военной службы по льготному основанию, имеющий выслугу более 10 календарных лет. Решением жилищной комиссии войсковой части 2127 от ДД.ММ.ГГГГ., утвержденным командиром в/ч 2127, Забара И.Г. было предоставлено по договору социального найма жилое помещение по "адрес", на состав семьи 4 человека (Забара И.Г., ФИО, ФИО, ФИО). Однако, до настоящего времени Управлением ФСБ России по Приморскому краю, которое является балансодержателем указанной квартиры, каких-либо действий к заключению договора социального найма с Забара И.Г., а также к передаче жилого помещения в пользование для проживания не предпринято. ДД.ММ.ГГГГ. истец направил в адрес ответчика заявление с просьбой заключить договор социального найма на указанную квартиру, но ответа не получил. В своих исковых требованиях Забара И.Г. просил суд признать за ним и членами его семьи - ФИО, ФИО, ФИО право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма, обязать Управление ФСБ России по Приморскому краю заключить с ним и членами его семьи договор социального найма на данное жилое помещение.
В судебном заседании представитель Забара И.Г. - Петров А.С. в поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представители Управления ФСБ России по Приморскому краю Красикова Л.K. и Дзюба В.Н. с исковыми требованиями не согласились, указав, что правовых оснований для заключения договора социального найма с Забара И.Г. и членами его семьи не имеется. Согласно выписке из протокола N заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части 2127 от ДД.ММ.ГГГГ., подполковник Забара И.Г. признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на соответствующий учет с составом семьи 2 человека (он и жена - Забара В.И.). По мере рождения совместных детей, ФИО и ФИО, жилищная комиссия признавала их нуждающимися в жилом помещении в составе семьи Забара И.Г. Сын жены ФИО был признан нуждающимся в жилом помещении в составе данной семьи решением жилищной комиссии Седьмого отдельного авиационного отряда ФСБ России ДД.ММ.ГГГГ. (Протокол N) на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. в связи с установлением судом факта нахождения ФИО на иждивении Забара И.Г. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Забара И.Г. на основании решения жилищной комиссии Седьмого отдельного авиационного отряда ФСБ России от ДД.ММ.ГГГГ. был признан нуждающимся в жилом помещении с составом семьи 5 человек (он, жена - Забара В.И., сын жены - ФИО, сын - ФИО и дочь - ФИО). Между тем, семья истца не является нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и подлежит исключению из списков сотрудников, нуждающихся в жилых помещениях, так как Забара И.Г. предоставлены недостоверные сведения об обеспеченности его семьи жилыми помещениями. Так, согласно выпискам Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ. и от ДД.ММ.ГГГГ. у супруги Забара И.Г. - Забара В.И. с ДД.ММ.ГГГГ имеется в собственности по договору дарения 3-комнатная квартира общей площадью ... кв.м в г. Москве. Кроме того, на праве собственности ей принадлежит садовый дом общей площадью ... кв.м и земельный участок под этим домом площадью ... кв.м. Решением Думы города Владивостока N 94 от 29.09.2005г. установлена норма для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 13 кв.м общей площади жилья на одного человека. Исходя из наличия у жены Забара И.Г. указанного жилья в собственности данная семья считается обеспеченной жильем выше учетной нормы, не является нуждающейся в жилье и не может претендовать на предоставление ей квартиры по договору соцнайма за счет средств федерального бюджета.
Представители Седьмого отдельного авиационного отряда ФСБ России Аксенов Д.А. и Рыжков C.Л. полагали решение жилищной комиссии войсковой части 2127 от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении жилого помещения Забара В.И. законным и обоснованным, так как при распределении жилого помещения истцу его супруга Забара В.И. в составе его семьи не учитывалась.
Истец Забара И.Г., извещенный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. Разбирательство по делу проведено без его участия.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилось Управление ФСБ России по Приморскому краю, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. В обоснование жалобы указаны доводы, аналогичные тем, которые приводились в возражениях на иск.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Седьмого отдельного авиационного отряда ФСБ России просит оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, полагает, что решение суда подлежит отмене.
В силу ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Удовлетворяя требования истца суд исходил из того, что решение о предоставлении истцу спорной квартиры принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, поэтому ответчик обязан заключить с Забара И.Г. договор социального найма в отношении этой квартиры.
Однако, такой вывод суда нельзя признать верным, так как он не соответствует обстоятельствам дела и не согласуется с нормами материального права.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 3 п. 1 ст. 15 указанного Федерального закона военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В этом же пункте статьи 15 Закона предусмотрено, что военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 N 512, установлено, что военнослужащий признается нуждающимся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. В целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства - по избранному постоянному месту жительства. Военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы), состоящие на учете в соответствии с настоящими Правилами, обязаны в течение 5 дней сообщить в уполномоченные органы об изменении сведений в ранее представленных ими документах. В случае выявления предусмотренных пунктами 1, 2 и 4 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований военнослужащий подлежит снятию с жилищного учета (пункты 1,2,12,14).
В силу п. 37 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утв. Приказом ФСБ России от 24.10.2011г. N 590, предоставление жилых помещений по договорам социального найма (далее - жилые помещения) производится жилищной комиссией после оформления на них права собственности Российской Федерации и права оперативного управления балансодержателя.
В соответствии с п. 50, п.53 указанных Правил основанием заключения договора социального найма является решение о предоставлении жилого помещения, принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации. В случае, если решение о предоставлении жилого помещения принимается не балансодержателем, то выписка из данного решения и учетное дело направляется балансодержателю.
Основания для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, урегулированы в ч.1 ст.51 ЖК РФ. К числу таких граждан, в частности, относятся, лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, а также лица, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
В соответствии с ч.2 этой же статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ч. 4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
На основании ч.1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК РФ).
Как видно из приведенных положений материального права, решение об обеспечении военнослужащего жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе, путем предоставления ему жилого помещения по договору социального найма, должно соответствовать требованиям жилищного законодательства. При этом обеспечиваются соответствующим жильем только те военнослужащие и члены их семей, которые являются нуждающимися в жилье и признаны таковыми в установленном законом порядке.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Забара И.Г. с июня ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма по избранному месту жительства г.Владивосток, как гражданин, уволенный с военной службы по льготному основанию, имеющий выслугу более календарных 10 лет. На момент постановки на учет Забара И.Г. имел состав семьи 2 человека - он и его супруга Забара В.И. (решение жилищной комиссии в/ч 2127 от ДД.ММ.ГГГГ.). Согласно представленным в комиссию сведениям Забара И.Г. и Забара В.И. не имели жилья на праве собственности либо на условиях соцнайма.
ДД.ММ.ГГГГ. у Забара И.Г. и Забара В.И. родился совместный сын ФИО.
ДД.ММ.ГГГГ. Советский районный суд г.Владивостока вынес решение об установлении факта совместного проживания и нахождения у Забара И.Г. на иждивении сына его жены от первого брака - Гор ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ. у Забара И.Г. и Забара В.И. родилась совместная дочь ФИО.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Забара И.Г. на основании решения жилищной комиссии в/ч 2127 (Седьмого отдельного авиационного отряда ФСБ России) от ДД.ММ.ГГГГ. был признан нуждающимся в жилом помещении с составом семьи 5 человек (он, жена - Забара В.И., сын жены - ФИО, сын - ФИО и дочь - ФИО). Сведения об изменении имущественного положения семьи и о наличии у кого-либо из членов семьи жилья на праве собственности либо на условиях соцнайма в жилищную комиссию в указанный период времени не предоставлялись.
К моменту, когда жилищная комиссия войсковой части 2127 в ДД.ММ.ГГГГ. стала решать вопрос о предоставлении жилья уволенному в запас военнослужащему Забаре И.Г., ей стало известно, что супруга истца - Забара В.И. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ. имеет в собственности 3х-комнатную квартиру общей площади ... кв.м, расположенную по адресу "адрес" Право собственности Забара В.И. на эту квартиру зарегистрировано государством ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом этого обстоятельства жилищная комиссия войсковой части приняла решение от ДД.ММ.ГГГГ., утвержденное командиром в/ч 2127, предоставить Забара И.Г. по договору социального найма жилое помещение общей площадью ... кв.м по "адрес", на состав семьи 4 человека (Забара И.Г., ФИО, ФИО, ФИО) без учета супруги - Забара В.И., которая обеспечена собственным жильем, находящимся в Москве.
Документы о предоставлении истцу квартиры по "адрес", были переданы для заключения договора социального найма данного жилого Управлению ФСБ России по Приморскому краю, которое является балансодержателем этой квартиры.
Придя к выводу об обеспеченности семьи Забара И.Г. жильем выше учетной нормы и о несоответствии в связи с этим решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. о предоставлении ему спорной квартиры Управление ФСБ России по Приморскому краю отказалось передавать истцу эту квартиру и заключать с ним договор соцнайма в отношении данного жилого помещения.
Разрешая спор и признавая за Забара И.Г. право на получение спорной квартиры по договору соцнайма суд указал на наличие неотмененного решения жилищной комиссии войсковой части о предоставлении квартиры, но в нарушение требований ч.4 ст.57 ЖК РФ не учел, что данное решение принято в разрез с требованиями действующего законодательства, устанавливающими, что нуждаемость военнослужащего в обеспечении жильем на условиях соцнайма за счет средств федерального бюджета является необходимым условием такого обеспечения и определяется с учетом наличия жилья у самого военнослужащего и членов его семьи (ст.51 ЖК РФ).
Поскольку брак между Забара И.Г. и его супругой не расторгнут, и убедительных доказательств того, что Забара В.И. не является членом семьи истца, в данном случае не предоставлялось, то решать вопрос о наличии у истца права на обеспечение жильем по договору соцнайма за счет средств федерального бюджета необходимо было исходя из наличия у Забара В.И. в собственности вышеуказанной квартиры в г.Москве.
Принимая во внимание площадь квартиры, имеющейся в собственности у Забара В.И. ( ... кв.м) и исходя из учетной нормы жилья во Владивостоке в размере 13 кв.м общей площади на одного человека (решение Думы г.Владивостока от 29.09.2005г. N94) оснований считать данную семью нуждающейся в жилье и имеющей право на обеспечение спорной квартирой данном случае не имелось. Соответственно отсутствовали основания для признания принятого жилищной комиссией решения отвечающим требованиям действующего законодательства и для понуждения ответчика к заключению с истцом договора соцнайма жилья на основании этого решения, что не было учтено судом в ходе рассмотрения дела.
Представленные в судебное заседание документы - договор от ДД.ММ.ГГГГ. о найме истцом с детьми квартиры в г.Мурманске и письмо участкового уполномоченного органов полиции Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ. о том, что супруга истца с ним не проживает и ее местонахождение не известно, не являются убедительными доказательствами прекращения семейных отношений с Забара В.И. и не свидетельствуют о законности предоставления квартиры без учета данного члена семьи.
Обеспечение семьи военнослужащего жильем по договору соцнайма без учета одного из членов этой семьи по мотивам наличия у этого лица в собственности своего жилья, хотя бы и полученного им по договору дарения, не основано на нормах жилищного законодательства и законодательства о статусе военнослужащих.
Ссылка представителя войсковой части на ст. 31 ЖК РФ не состоятельна. В силу положений этой статьи члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования принадлежащим собственнику жильем.
Поскольку вывод суда о наличии оснований для обеспечения истца спорным жилым помещением по договору соцнайма не соответствует обстоятельствам дела и сделан без учета вышеприведенных требований действующего законодательства, что привело к вынесению незаконного решения, судебная коллегия полагает необходимым отменить это решение и принять по делу новое решение об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, п.3, п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Владивостока от 22 июня 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Забара И.Г. к Управлению Федеральной службы безопасности России по Приморскому краю о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.