Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе: председательствующего : Игошевой О.И.
судей: Мельниковой О.Г., Туктамышевой О.В.
при секретаре: Малявиной В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, по апелляционной жалобе ответчика на решение Хасанского районного суда Приморского края от 16 июня 2016 года, которым исковые требования удовлетворены;
Заслушав доклад судьи Мельниковой О.Г., судебная коллегия
установила:
Истец обратился в суд с названным иском, указав в обоснование заявленных требований, что проживает в квартире по адресу: "адрес"59, предоставленной ему на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Барабашской КЭЧ. На неоднократные обращения в Барабашскую КЭЧ с просьбой о приватизации жилого помещения истец получал ответы о невозможности приватизации квартиры в связи с тем, что военный городок Барабаш является закрытым. Поскольку на основании Распоряжения Правительства РФ N-р от ДД.ММ.ГГГГ с военного городка Барабаш снят статус закрытого, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о передаче вышеуказанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации к ответчику, который, в свою очередь, рекомендовал истцу обратиться в суд. С учетом изложенного истец просил суд признать за ним право собственности на "адрес" в "адрес" в порядке приватизации.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, ходатайствовавших о рассмотрении дела в их отсутствие, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Решением Хасанского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. За И признано право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
С решением суда не согласился ответчик, его представитель в апелляционной жалобе просит решение отменить как незаконное, ссылаясь на тот факт, что спорная квартира не подлежит передаче в собственность граждан в порядке приватизации, так как решения об исключении квартиры из числа служебных, равно как и решения о его передаче в муниципальную собственность, уполномоченным органом не принималось. Исключение городка N "адрес" из перечня закрытых военных городков не влечет для занимаемой истцом квартиры утраты статуса служебного.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об обоснованности её доводов и отмене постановленного решения в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
Из материалов дела следует, что И в период прохождения службы в Министерстве обороны на основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Барабашской КЭЧ предоставлена квартира, расположенная по адресу: "адрес", в которой истец зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4,7). Предоставленное истцу жилое помещение находилось на территории закрытого военного городка N "адрес".
Удовлетворяя требования И, суд первой инстанции исходил из того, что спорная квартира не отнесена к числу служебных и специализированному фонду в закрытых военных городах, так как на основании Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 878-р " "адрес" исключен из Перечня закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции не согласна.
Так, в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статьей 4 указанного Закона установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная, федеральная или муниципальная) приватизации не подлежат. К числу исключений относятся жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные помещения.
С учетом того, что в силу ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" наделение военного городка статусом закрытого было направлено на закрепление жилой площади закрытых военных городков за военным ведомством для создания служебного жилого фонда и обеспечения военнослужащих и гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации жилыми помещениями для временного проживания на период прохождения военной службы или трудовых отношений, находящиеся на территории закрытых военных городков жилые помещения подлежали предоставлению в качестве служебного жилья, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что И занимает жилое помещение на условиях социального найма является ошибочным, поскольку спорная квартира была предоставлена ему в качестве служебной на период прохождения им военной службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Ссылка суда первой инстанции на то, что военный городок в котором находится спорное жилое помещение исключен из Перечня закрытых военных городков, в данном случае решающего правового значения не имеет, поскольку собственником жилья решения об исключении его из числа служебных в установленном законом порядке не принималось. То обстоятельство, что сведения о принадлежности жилого помещения в государственном реестре не содержатся, не может влиять на его статус. Кроме того, сведения о принятии указанного имущества в муниципальную собственность материалы дела также не содержат.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих, что спорное жилое помещение истец занимает на условиях социального найма, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может считаться законным и подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленного И иска.
Руководствуясь ст.ст. 325 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Хасанского районного суда Приморского края от 16 июня 2016 года отменить, апелляционную жалобу ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ - удовлетворить.
Принять по делу новое решение, которым заявленные И требования оставить без удовлетворения.
Председательствующий Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.