Председатель Приморского краевого суда А.А. Хижинский, рассмотрев жалобу Козыря А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 55 судебного района г. Партизанска Приморского края от 12 ноября 2015 года, решение судьи Партизанского городского суда Приморского края от 21 января 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ, в отношении Козыря А.А.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 55 судебного района г. Партизанска Приморского края от 12 ноября 2015 года Козырь А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 (пять тысяч) рублей.
Решением судьи Партизанского городского суда Приморского края от 21 января 2016 года постановление оставлено без изменения, жалоба Козыря А.А. - без удовлетворения.
В жалобе Козырь А.А. просит вступившие в законную силу судебные акты отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права и отсутствие события административного правонарушения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы Козыря А.А., полагаю, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственности; виновность лица в совершении административного правонарушения и другие обстоятельства, перечисленные в указанной норме закона.
Требования к порядку рассмотрения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления обращений граждан установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон).
Согласно части 1статьи 2 Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Материалами дела установлено, что прокуратурой г. Партизанска Приморского края проведена проверка соблюдения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан должностными лицами администрации Партизанского городского округа Приморского края.
Постановлением заместителя прокурора г. Партизанска Приморского края от 8 октября 2015 года в отношении заместителя начальника отдела жизнеобеспечения администрации Партизанского городского округа Козыря А.А. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 КоАП РФ, в связи с нарушением им срока рассмотрения обращений граждан установленного частью 1 статьи 12 Закона (л.д.2-6).
Вывод судебных инстанций о том, что обращения граждан рассмотрены с пропуском установленного законодательством срока и ответы предоставлены должностным лицом на тридцать первый день в связи, с чем действия Козыря А.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 5.59 КоАП РФ является ошибочным.
Статьей 15 Закона предусмотрено, что лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ, состоит в нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 9 Закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. По результатам рассмотрения государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дают письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, который подписывается его руководителем либо уполномоченным на то лицом.
Согласно пункту 2.18.10 должностной инструкции N 18 от 15 ноября 2013 года (л.д. 23-29) рассмотрение обращений граждан и принятие по ним решений отнесено к компетенции заместителя начальника отдела жизнеобеспечения администрации Партизанского городского округа Приморского края - Козыря А.А.
Частью 1 статьи 12 Закона предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Из материалов дела следует, что в администрацию Партизанского городского округа Приморского края поступали письменные обращения от граждан: 3 августа 2015 года коллективное обращение жителей с. Авангард по вопросу нарушения графика движения автобусов по маршруту N 101 и 24 августа 2015 года обращение гражданина Иванцовой Л.И. по вопросу укрепления берега реки.
По результатам указанных обращений 2 сентября 2015 года и 23 сентября 2015 года администрацией Партизанского городского округа Приморского края за подписью главы городского округа в адрес заявителей были направлены соответствующие ответы.
Федеральный закон N 59 - ФЗ от 2 мая 2006 года не содержит правил исчисления установленных в нем сроков. При этом частью 1 статьи 3 Закона предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Следовательно, при решении вопросов, неурегулированных Законом, должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением Гражданского кодекса Российской Федерации и других отраслей права.
В соответствии со статьей 4.8 КоАП РФ сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока. Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, последним днем срока считается первый, следующий за ним рабочий день. Если заявление, жалоба, другие документы, либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган, либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
При этом, исходя из системного толкования норм права, течение тридцатидневного срока, установленного для направления мотивированного ответа заявителю, начинает исчисляться со следующего дня после регистрации письменного обращения гражданина. Иное бы противоречило единообразному подходу применения судами норм права.
Течение срока рассмотрения письменных обращений граждан поступивших в администрацию Партизанского городского округа Приморского края начинало исчисляться со следующего дня после их регистрации, т.е. с 4 августа 2015 года и заканчивалось 2 сентября 2015 года, соответственно с 25 августа 2015 года и заканчивалось 23 сентября 2015 года.
Направление мотивированных ответов 2 сентября 2015 года и 23 сентября 2015 года не является нарушением установленного статьей 12 Закона N 59-ФЗ тридцатидневного срока для направления ответа заявителям, который направлен в последний день этого срока.
С учетом указанных обстоятельств, доводы жалобы Козыря А.А. о необоснованности привлечения его к административной ответственности заслуживают внимания.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы может быть вынесено решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесены указанные постановление, решение.
Принимая во внимание изложенное, постановление мирового судьи судебного участка N 55 судебного района г. Партизанска Приморского края от 12 ноября 2015 года, решение судьи Партизанского городского суда Приморского края от 21 января 2016 года в отношении Козыря А.А. подлежат отмене. Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 55 судебного района г. Партизанска Приморского края от 12 ноября 2015 года, решение судьи Партизанского городского суда Приморского края от 21 января 2016 года, вынесенные в отношении Козыря А.А. отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Председатель
Приморского краевого суда А.А. Хижинский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.