Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Пантелеева В.М., Саяпиной Е.Г.,
при секретаре Платицыной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Кузьминой И.Ю. к Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области (далее - УФСКН России по Саратовской области) о признании незаконными действий, понуждении к включению в выслугу лет периода работы по юридической специальности, признании права на иной размер пенсии, по апелляционной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел РФ по Саратовской области (далее - ГУ МВД РФ по Саратовской области) на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 01 июля 2016 года, которым удовлетворены вышеуказанные требования.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Кузьмина И.Ю. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, мотивируя тем, что с 21 июля 2003 года по 24 марта 2016 года она проходила службу в органах наркоконтроля, последняя должность- "данные изъяты". Приказом по Управлению от 24 марта 2016 года N 60 - л/с она была исключена из списков личного состава в связи с достижением предельного возраста по п. 2 ст. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05 мая 2003 года N 613. Согласно расчёту выслуга лет на пенсию (ежемесячное социальное пособие) составила: в календарном исчислении - 36 лет 05 месяцев 08 дней, время учебы - 02 года 04 месяца 19 дней, а всего - 38 лет 09 месяцев 27 дней. 1 апреля 2016 года ей была назначена пенсия по линии ФСКН России в размере "данные изъяты" коп. в месяц. При проверке переданных пенсионных дел ГУ МВД РФ по Саратовской области был установлен факт неправомерного зачета отдельных периодов ее службы, в связи с чем ГУ МВД РФ по Саратовской области было предложено изменить выслугу лет в сторону уменьшения. УФСКН по Саратовской области пересчитало ей выслугу лет, ранее засчитанную, и уменьшило ее на 11 лет, исключив период работы с 15 октября 1979 года по 17 апреля 1991 года в должности адвоката в коллегии адвокатов. Размер пенсии был снижен с "данные изъяты" коп. до "данные изъяты" коп. в месяц, то есть размер пенсии стал меньше на 5036 руб. 52 коп. Вышеуказанный срок службы был засчитан ей еще в 1998 г. во время службы в органах налоговой полиции, так как в 1995 г. она представила справку юридической консультации Ленинского района г. Саратова о том, что являясь членом Саратовской областной коллегии адвокатов с 15 октября 1979 года по 17 апреля 1991 года в юридической консультации Ленинского района г. Саратова и на протяжении всего вышеуказанного периода обслуживала организации Ленинского района г. Саратова в должности юрисконсульта. В 2002 г. ею был сделан запрос в ФСНП России о правомерности исчисления выслуги лет для назначения пенсии с учетом стажа работы адвокатом. Комиссия ФСНП России, образованная приказом ФСНП России от 11 декабря 2001 года N 564, рассмотрела представленные документы и приняла решение о правомерности зачисления в выслугу лет для назначения пенсии стажа работы в Саратовской областной коллегии адвокатов. 11 сентября 2002 года на имя начальника УСПН был получен ответ о правомерности исчисления выслуги лет для назначения пенсии, с учетом письма Министерства труда России N 89-10 от 30 марта 1995 года. Выслуга лет для назначения пенсии на 1 июля 2003 года составила: календарная - 23 года 08 месяцев 16 дней, учеба - 02 года 04 месяца 19 дней, всего - 26 лет 01 месяц 05 дней. Приказом N 218-лс от 8 сентября 2003 года она зачислена на службу в органы наркоконтроля. Работая на протяжении 11 лет в юридической консультации Ленинского района г. Саратова, она выполняла обязанности юрисконсульта, о чем свидетельствует справка, подписанная заведующим юридической консультацией. Согласно справке инспекции Министерства РФ по налогам и сборам межрайонного уровня по г. Саратову она работала в должности юрисконсульта - "данные изъяты" с 17 апреля 1991 года по 21 февраля 1994 года. Указанная должность предусматривала присвоение классного чина - инспектора налоговой службы 2 ранга. Таким образом, невключение в выслугу лет для начисления пенсии периода работы адвокатом в Саратовской областной коллегии адвокатов является незаконным и противоречит нормативно-правовым актам РФ.
Просила признать незаконными действия УФСКН России по Саратовской области по исключению из расчёта выслуги лет для начисления пенсии периода работы в должности адвоката Саратовской областной коллегии адвокатов с 15 октября 1979 года по 17 апреля 1991 года. Обязать ответчика произвести перерасчёт выслуги лет, включив в выслугу лет период работы с 15 октября 1979 года по 17 апреля 1991 года в должности адвоката Саратовской областной коллегии адвокатов. Признать за ней право на пенсию в размере "данные изъяты" руб. 84 коп. в месяц, из расчёта выслуги лет - 38 лет 09 месяцев 27 дней.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ МВД РФ по Саратовской области просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Полагает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права.
На доводы апелляционной жалобы Кузьминой И.Ю. принесены возражения, в которых она просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ГУ МВД РФ по Саратовской области Головко Т.А. поддержала доводы жалобы, Кузьмина И.Ю. и представитель УФСКН России по Саратовской области Рощина О.В. полагали решение суда законным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оно подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что Кузьмина И.Ю. обучалась в Саратовском юридическом институте с 1 сентября 1973 года по 10 июня 1978 года (4 года 9 месяцев 9 дней).
В период с 15 октября 1979 года по 17 апреля 1991 года (11 лет 6 месяцев 2 дня) работала адвокатом Ленинской юридической консультации Саратовской областной коллегии адвокатов.
С 17 апреля 1991 года по 11 июня 1993 года (2 года 1 месяц 24 дня) Кузьмина И.Ю. работала "данные изъяты" Государственной налоговой инспекции по городу Саратову. С 11 июня 1993 года по 21 февраля 1994 года (8 месяцев и 10 дней) там же "данные изъяты".
С 21 февраля 1994 года по 30 июня 2003 года (9 лет 4 месяца 9 дней) Кузьмина И.Ю. работала в должностях "данные изъяты" Управления Федеральной службы налоговой полиции по Саратовской области.
Из выписки из приказа УФСНП по Саратовской области N 86-лс от 26 июня 2003 года следует, что выслуга лет для назначения пенсии Кузьминой И.Ю. на 1 июля 2003 года составляет: календарная - 23 года 08 месяцев 16 дней, учеба 2 года 4 месяца 19 дней, всего 26 лет 01 месяц 05 дней.
С 1 июля 2003 года по 24 марта 2016 года (12 лет 8 месяцев 23 дня) Кузьмина И.Ю. работала в должностях по юридической специальности в УФСКН по Саратовской области. Последняя замещаемая должность- "данные изъяты"
Приказом по УФСКН по Саратовской области от 24 марта 2016 года N 60-л/с Кузьмина И.Ю. исключена из списков личного состава в связи с достижением предельного возраста по п. 2 ст. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05 мая 2003 года N 613. Выслуга лет для назначения пенсии на 24 марта 2016 года составляет: календарная - 36 лет 05 месяцев 08 дней, учеба 2 года 4 месяца 19 дней, всего 38 лет 09 месяцев 27 дней.
Изменения в приказ УФСКН по Саратовской области от 24 марта 2016 года N 60-л/с на момент рассмотрения спора в суде не вносились.
При проверке ГУ МВД РФ по Саратовской области переданных пенсионных дел был установлен факт неправомерного зачета отдельных периодов службы Кузьминой И.Ю. в выслугу лет, в связи с чем УФСКН по Саратовской области было предложено пересчитать Кузьминой И.Ю. выслугу лет, исключив период работы с 15 октября 1979 года по 17 апреля 1991 года в должности адвоката в коллегии адвокатов (л.д. 16-17, 18-22).
16 мая 2016 года Кузьминой И.Ю. вручено уведомление УФСКН России по Саратовской области о снижении размера ее пенсии с "данные изъяты" коп. до "данные изъяты". в месяц.
Удовлетворяя исковые требования, районный суд исходил из следующего.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г., пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон. N 4468-1).
В силу п. "б" ч. 1 ст. 11 Закона N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации (ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 24 июля 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции", действовавшего до 1 июля 2003 г.).
Согласно пп. "а" п. 3 Указа Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации упразднена с 1 июля 2003 г.
Пунктом 5 этого Указа руководителям соответствующих федеральных органов исполнительной власти поручалось обеспечить переход согласно законодательству Российской Федерации лиц, уволенных со службы в федеральных органах налоговой полиции, на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел Российской Федерации.
Частью 3 статьи 50 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1 ( документ утратил силу с 1 июля 2003 года, за исключением пункта 1 в части, касающейся норм Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции, определяющих условия службы в федеральных органах налоговой полиции, основания и порядок прекращения указанной службы, которые утратили силу со дня завершения всех мероприятий по упразднению федеральных органов налоговой полиции и увольнения сотрудников указанных органов (статьи 56 и 57 Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ), предусмотрено, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчёта два месяца учебы за один месяц службы.
Из приведенной нормы следует, что включение в выслугу лет сотруднику налоговой полиции времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации. То есть данная норма носит отсылочный характер. Такого порядка исчисления выслуги лет для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации утверждено не было.
Вместе с тем Инструкцией о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, пособий и компенсаций лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям, утвержденной приказом ФСНП России от 21 мая 1996 г. N 169 (в редакции приказа ФСНП России от 30 января 1998 г. N 44, далее- Инструкция N 169), были урегулированы вопросы исчисления выслуги лет сотрудников, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции.
Инструкция. N 169 принята во исполнение Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" и других законодательных актов.
В соответствии с пп. "е" п. 2.6 Инструкции N 169 сотрудникам органов налоговой полиции, увольняемым со службы, в выслугу лет для назначения пенсии включалось время работы до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции:
в судах, органах прокуратуры, правоохранительных органах, органах юстиции и органах Государственной налоговой службы Российской Федерации на должностях, по которым предусмотрено присвоение классных чинов (званий);
в Министерстве финансов Российской Федерации и бывшего Союза ССР, региональных и местных органах этого Министерства на должностях экономистов, бухгалтеров, ревизоров, других специалистов и их руководителей;
в Главном управлении налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации и подразделениях налоговых расследований при государственных налоговых инспекциях после 17 декабря 1992 г., если работнику в период этой работы выплачивался оклад по специальному званию.
Время работы сотрудника налоговой полиции до поступления на службу в органы и учреждения налоговой полиции на должностях по юридическим специальностям в иных организациях, в том числе адвокатом, в Инструкции N 169 не названо в качестве периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии.
Исходя из изложенного, суд посчитал, что законом не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии периода работы Кузьминой И.Ю. в качестве адвоката.
Несмотря на вышеуказанный вывод, районный суд указал, что согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 года N 1-П, Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не содержит каких-либо предписаний, касающихся прекращения выплаты назначенной пенсии, а также последствий для пенсионера обнаружения ошибки, допущенной при ее назначении и (или) выплате органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, за исключением указания на возможность удержания сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, и порядка такого удержания (ст. 62).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения.
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано, в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при неправомерном назначении пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств.
Данный вывод, как указал суд первой инстанции, нашел свое подтверждение в практике Европейского Суда по правам человека, который, признавая за государством право на исправление ошибок, допущенных органами публичной власти при назначении социальных выплат, вместе с тем полагает, что, обнаружив ошибку, власти должны действовать своевременно, последовательно и сообразно обстоятельствам; если ошибка совершена самими органами публичной власти, без какой бы то ни было вины третьего лица (получателя пенсии), должен быть использован подход, основанный на пропорциональности последствий, не допускающий возложения чрезмерного бремени на получателя пенсии; оценивая же степень добросовестности этого лица, органы публичной власти должны учитывать, в частности, насколько очевидный для получателя пенсии характер носила ошибка, был ли он способен обнаружить ее самостоятельно (постановление от 15 сентября 2009 года по делу "Москаль (Moskal) против Польши").
Как следует из названного и других постановлений по аналогичным делам, Европейский Суд по правам человека при принятии решения исходит из того, что если добросовестный гражданин, доверившийся ошибочному решению уполномоченного государством органа о предоставлении социальной выплаты, в связи с ее отменой утрачивает основной (единственный) источник дохода, который он получал в течение длительного времени, и если возвращению к прежнему жизненному укладу препятствуют объективные трудности, то справедливое равновесие между требованиями общего интереса и необходимостью защиты права этого лица оказывается нарушенным. Соответственно, правовое регулирование, предусматривающее безусловное прекращение выплаты пенсии в случае обнаружения ошибки, которая была допущена при ее назначении, не может обеспечить в достаточной мере баланс частных и публичных интересов, поскольку не предполагает учет каких бы то ни было обстоятельств конкретной правоприменительной ситуации и последствий такого решения для гражданина -получателя пенсии.
В частности, гражданин, которому в результате выявления ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, была прекращена выплата ранее назначенной пенсии за выслугу лет, и у которого не было оснований сомневаться в правомерности действий этих органов и правильности произведенного ими расчёта, сталкивается с риском ощутимого снижения достатка; даже в случае назначения ему в дальнейшем страховой пенсии по старости или по инвалидности их размер может оказаться значительно ниже, чем размер отмененной пенсии за выслугу лет. Решение о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, принятое в отношении гражданина, действовавшего добросовестно и получавшего ее на протяжении длительного времени, в большинстве случаев с неизбежностью ставит его перед необходимостью изменения образа жизни, привычного уклада и жизненных планов. Кроме того, поскольку пенсия за выслугу лет назначается, как правило, существенно ранее достижения возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, гражданин, выплата пенсии за выслугу лет которому была прекращена, может оказаться лишенным средств к существованию на период до возникновения права на пенсию по старости, при том что требуемые для поиска работы и возобновления профессиональной деятельности навыки могут быть им утрачены.
Представленными в Конституционный Суд Российской Федерации материалами также подтверждается, что при принятии решения о прекращении выплаты гражданину пенсии за выслугу лет и признании судами такого решения законным и обоснованным не принимаются во внимание ни отсутствие какой-либо вины этого гражданина в назначении пенсии за выслугу лет без законных оснований, ни особенности ситуации, в которой он оказался в результате действий органов, осуществлявших расчёт выслуги лет и назначение пенсии, а именно:
значительный по продолжительности период получения гражданином пенсии, что давало ему основания уверенно планировать дальнейшую жизнь, сообразуясь со своим длительное время признаваемым государством официальным статусом, и одновременно - незначительный по продолжительности период, которого оказалось недостаточно для возникновения у гражданина предусмотренного законом права на пенсию за выслугу лет, притом что на момент принятия решения об увольнении он не был лишен возможности продолжить службу в органах внутренних дел (увольнение по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, возможно лишь по инициативе самого лица либо с его согласия);
невозможность по объективным причинам, в том числе в связи с достигнутым на момент прекращения выплаты пенсии за выслугу лет возрастом, вернуться на службу в органах внутренних дел в целях приобретения стажа службы необходимой для ее назначения продолжительности (ст. 88 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлен предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел), а также приобрести право на страховую пенсию в размере, сопоставимом с размером пенсии за выслугу лет.
Отсутствие в действующем законодательстве правил, позволяющих при устранении допущенной при назначении пенсии за выслугу лет ошибки учитывать конкретные фактические обстоятельства, с тем, чтобы не допустить возложения на гражданина, добросовестное поведение которого не подвергается сомнению, чрезмерного бремени негативных последствий, связанных с недостаточностью стажа службы (выслуги лет), необходимого в силу ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для возникновения права на данную пенсию, нарушает вытекающие из ст. 1 (часть 1), 2, 7, 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципы справедливости, правовой определенности, поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствует достижению баланса частных и публичных интересов и в конечном итоге приводит к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, ч. 1 и 2 Конституции Российской Федерации).
С учетом приведенных правовых позиций, суд пришел к выводу о признании за Кузьминой И.Ю. права на пенсию из расчёта выслуги лет - 38 лет 09 месяцев 27 дней, признав незаконными действия УФСКН по Саратовской области по исключению из расчёта выслуги лет для начисления пенсии Кузьминой И.Ю. периода с 15 октября 1979 года по 17 апреля 1991 года.
Судебная коллегия считает вышеуказанные выводы районного суда ошибочными.
При рассмотрении дела судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что законом не предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии периода работы Кузьминой И.Ю. в качестве адвоката. Включение в выслугу лет истице для назначения пенсии периода её работы в качестве адвоката не предусмотрено ни Правилами исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 г. N 254, ни постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
Согласно ч. 10 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении и (или) выплате трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению и других денежных выплат, установление которых возложено на эти органы, указанными органами производится устранение данной ошибки исходя из норм законодательства Российской Федерации, в том числе приведение размеров этих пенсий и других денежных выплат в соответствие с законодательством Российской Федерации. Установление этих пенсий и других денежных выплат в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Учитывая изложенное, УФСКН по Саратовской области, обнаружив ошибку в расчёте выслуги лет для начисления пенсии Кузьминой И.Ю., правомерно исключило из данного расчёта период работы Кузьминой И.Ю. в качестве адвоката с 15 октября 1979 года по 17 апреля 1991 года, а пенсионный орган перерасчитал размер пенсии.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований.
Ссылки суда первой инстанции на правовые позиции, изложенные в постановлении Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 года N 1-П, постановлении Европейского Суда по правам человека от 15 сентября 2009 года по делу "Москаль (Moskal) против Польши" (N 10373/05), где рассматривались иные правовые ситуации, являются необоснованными, поскольку в указанных постановлениях рассматривались вопросы прекращения выплаты пенсии, и не указывалось на невозможность перерасчета пенсии в случае обнаружения ошибки, допущенной органом, осуществляющим пенсионное обеспечение.
Кроме того, положения ч. 10 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ не признавались Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ.
Ссылка суда на отсутствие внесения изменений в приказ УФСКН по Саратовской области от 24 марта 2016 года N 60-л/с относительно подсчёта выслуги истицы является несостоятельной, поскольку действующим законодательством не предусмотрено внесение таких изменений в приказ. Более того, истица уволена, не является сотрудником УФСКН по Саратовской области, а потому в отношении неё ответчик лишен возможности вносить такие изменения в указанный приказ.
Исходя из вышеизложенного, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая повлекла вынесение неправосудного решения, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене. Следует принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 01 июля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении исковых требований Кузьминой И.Ю. к Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Саратовской области о признании незаконными действий, понуждении к включению в выслугу лет периода работы по юридической специальности, признании права на иной размер пенсии.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.