Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Петровой Н.А.,
при секретаре Платицыной Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Акчурина А.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части невключения периодов работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды работы в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова (далее - УПФ) на решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 04 июля 2016 года, которым удовлетворены вышеуказанные исковые требования.
Заслушав доклад судьи Пантелеева В.М., исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Акчурин А.Ф. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что решением ответчика от 28.12.2015 г. N 1291 ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения. В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, ответчик не включил:
периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14.01.2006 г. по 12.02.2006 г., с 08.01.2011 г. по 05.02.2011 г. в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев;
период нахождения в командировке с 17.05.2004 г. по 20.05.2004 г. в льготном исчислении как один год за один год и три месяца;
период работы с 01.08.1995 г. по 29.07.1996 г. в должности врача-интерна по хирургии в государственном медицинском учреждении " "данные изъяты"" в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев.
Считал отказ в назначении пенсии незаконным. Просил признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, признать незаконным решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ в части невключения указанных периодов в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости. Также просил возложить обязанность на ответчика включить в его стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14.01.2006 г. по 12.02.2006 г., с 08.01.2011 г. по 05.02.2011 г. в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев; период нахождения в командировке с 17.05.2004 г. по 20.05.2004 г. в льготном исчислении как один год за один год и три месяца; период работы с 01.08.1995 г. по 29.07.1996 г. в должности врача-интерна по хирургии в государственном медицинском учреждении (ГМУ) " "данные изъяты"" в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев; назначить страховую пенсию по старости с 01.09.2015 г.
Суд, рассмотрев возникший спор, постановилрешение, которым исковые требования удовлетворил в полном объеме.
В апелляционной жалобе УПФ просит решение суда отменить в части признания незаконными решения УПФ от 28.12.2015 г. N1291 об отказе в назначении досрочной пенсии и протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 28.12.2015 г. N2809 в части исключения из стажа лечебной деятельности в льготном исчислении один год как один год и шесть месяцев периода работы с 01.08.1995 г. по 29.07.1996 г. в должности врача-интерна по хирургии в ГМУ " "данные изъяты""; возложения обязанности на УПФ включить период работы с 01.08.1995 г. по 29.07.1996 г. в должности врача-интерна по хирургии в ГМУ " "данные изъяты"" в льготном исчислении один год как один год и шесть месяцев и назначении пенсии с 01.09.2015 г. Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении вышеуказанных требований. В обоснование жалобы ссылается на те же обстоятельства, на которых основывало свои возражения в суде первой инстанции. Считает, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам дела и нормам материального права. Судом не учтено, что истец не был зачислен на штатную должность врача-хирурга в отделениях, которые предусмотрены Перечнем хирургических отделений (палат), поименованных в приказе Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 г. N377. Указывает, что с учетом включенных судом в специальный стаж истца периодов, но без учета льготного исчисления периода работы врачом-интерном, у истца отсутствовала требуемая продолжительность стажа лечебной деятельности для назначения досрочной пенсии.
В суде апелляционной инстанции представитель УПФ Рослова В.В. доводы жалобы поддержала, представитель Акчурина А.Ф. - Беляева Н.В. полагала решение суда законным.
Акчурин А.Ф. извещен надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие в силу ст. 167 ГПК РФ.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступил в силу с 01 января 2015 года, далее - Закон о страховых пенсиях) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 20 ч. 1 ст. 30 названного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В силу ч. 4 ст. 30 Закона о страховых пенсиях периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В пп. "н" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее Список N 464);
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Из материалов дела следует, что Акчурин А.Ф. 01.09.2015 г. обратился в УПФ с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. Решением УПФ от 28.12.2015 г. N 1291 истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа работы для назначения данной пенсии. УПФ посчитало, что Акчурин А.Ф. имеет 29 лет 03 месяца 20 дней стажа на соответствующих видах работ.
В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ ответчик не включил в специальный стаж истца ни в календарном, ни в льготном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 14.01.2006 г. по 12.02.2006 г., с 08.01.2011 г. по 05.02.2011 г.; период нахождения в командировке с 17.05.2004 г. по 20.05.2004 г.; а также период работы с 01.08.1995 г. по 29.07.1996 г. (включен в календарном исчислении) в должности врача-интерна по хирургии в государственном медицинском учреждении "Саратовская областная клиническая больница" в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев.
В п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464 было установлено, что исчисление сроков выслуги производится врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, по следующему правилу - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В совместном информационном письме Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.2000 г. N 3948/1-17 и Пенсионного фонда РФ от 29.09.2000 г. N 06-25/8625 предусмотрено, что при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 г. и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РФ", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. N 377 (зарегистрирован в Минюсте России 21.10.1999 г., регистрационный N 1943), Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная приказом Минздрава России от 03.11.1999 г. N 395 (зарегистрирован в Минюсте России 10.11.1999 г., регистрационный N 1965), с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минздрава России от 28.02.2000 г. N 73 (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2000 г., регистрационный N 2163), и перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденном приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. N 377.
В п.3.3.5.1 Перечня хирургических отделений, содержащегося в приказе Минздрава России N 377 от 15.10.1999 г., указаны наименования хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах.
Удовлетворяя требования истца о включении в его специальный стаж периода работы с 01.08.1995 г. по 29.07.1996 г. в должности врача-интерна по хирургии в государственном медицинском учреждении "Саратовская областная клиническая больница" в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев, суд первой инстанции исходил из того, что в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377, должность врача-интерна прямо не отнесена к числу врачей-специалистов, а поименована среди должностей врачей, специалистов с высшим медицинским образованием.
В соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденным названным приказом, к врачебному персоналу лечебно-профилактических учреждений отнесены: врачи-интерны, врачи-стажеры, врачи-специалисты (общей практики, хирурги всех наименований, анестезиологи, урологи и др.), старшие врачи, педиатры (п. 3.3 Положения).
Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденными постановлением Минтруда РФ от 27 августа 1997 года N 43, предусмотрен раздел 2.1 "Специалисты с высшим медицинским и фармацевтическим образованием", где предусмотрен врач-интерн, который осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.
Согласно п. 16 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 года N 44, во время прохождения интернатуры при осуществлении функций врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе.
Во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной основе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности (п. 1,8.9. 14, 16 названного Положения).
Согласно приказу Минздрава СССР от 16 августа 1972 года N 669 "Об утверждении Инструкции о порядке выплаты заработной платы врачам, проходящим одногодичную специализацию (интернатуру)" врачам, проходящим интернатуру, выплачивается заработная плата в течение всего периода прохождения специализации, учитывая очередной отпуск, в размере, предусмотренном действующим законодательством по той должности, на которую зачислен врач в учреждение здравоохранения на штатную должность для прохождения интернатуры.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов может быть засчитан в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Таким образом, обстоятельством, имеющим значение для разрешения настоящего спора, является установление выполнения Акчуриным А.Ф. функциональных обязанностей врача-хирурга при прохождении интернатуры в спорный период времени.
Проверив данные обстоятельства, суд установил, что Акчурин А.Ф. выполнял в спорный период функциональные обязанностей врача-хирурга в условиях отделения хирургического стационара при прохождении им интернатуры, что подтверждается операционными журналами, справками, уточняющими особый характер работ или условий труда, необходимых для назначения льготных пенсий, которые составлены на основании книги приказов и лицевых счетов на заработную плату, в спорный период истец работал на полную ставку, получая заработную плату как врач-хирург.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г.Саратова от 04 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Кировском, Октябрьском и Фрунзенском районах г. Саратова - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.