Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Бартенева Ю.И.,
судей Пантелеева В.М., Петровой Н.А.,
при секретаре Ермиловой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гаранина В.Л. к Главному управлению Министерства внутренних дел России по Саратовской области (далее - ГУ МВД России по Саратовской области), Управлению Министерства внутренних дел России по городу Саратову (далее - УМВД России по городу Саратову) о включении периода службы в стаж для выслуги лет
по апелляционным жалобам ГУ МВД России по Саратовской области и УМВД России по городу Саратову на решение Кировского районного суда города Саратова от 14 июля 2016 года, которым иск удовлетворен.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя ответчика ГУ МВД России по Саратовской области Головко Т.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив доводы жалобы, рассмотрев материалы дела, судебная коллегия
установила:
Гаранин В.Л. обратился в суд с иском к УМВД России по городу Саратову о включении периода службы в стаж для выслуги лет.
Требования мотивировал тем, что с 18 февраля 2015 года является получателем пенсии на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей". Истец был уволен из органов внутренних дел по п. 2 ч. 1 ст. 82 Федерального закона N 342 от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно приказу выслуга лет для назначения пенсии в календарном исчислении составила 21 год 10 месяцев 27 дней, в льготном исчислении - 21 год 10 месяцев 27 дней. Однако Гаранину В.Л. было отказано во включении в стаж, необходимый для назначения государственной пенсии по выслуге лет, периода службы в органах государственного следственного комитета республики Казахстан с 01 января 1996 года по 08 ноября 1997 года. При этом ответчик руководствовался разъяснениями МВД РФ, содержащимися в письме об актуальных вопросах оплаты труда и социальных гарантий в системе МВД России, с чем истец не согласен.
К участию в деле в качестве соответчика было привлечено ГУ МВД России по Саратовской области.
Считая свои права нарушенными, Гаранин В.Л. просил суд обязать УМВД России по городу Саратову включить в выслугу лет период службы в органах государственного следственного комитета республика Казахстан с 01 января 1996 года по 08 ноября 1997 года в стаж службы в органах внутренних дел.
Рассмотрев спор, Кировский районный суд города Саратова решением от 14 июля 2016 года исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе ГУ МВД РФ по Саратовской области ставит вопрос об отмене решение суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального права. Выражает несогласие с выводами суда. Считает, что в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории РФ лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми РФ либо бывшим СССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями). В соответствии со ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Указывает, что суд в своем решении не указал, к какому виду службы относится служба в органах следственного комитета. Обращает внимание, что судом не учтено, что пенсия Гаранину В.Л. назначалась и расчет выслуги лет производился в 2015 году на территории РФ, в связи с чем для данного расчета должны применяться нормы Российского законодательства. Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в ОВД, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в РФ" в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава ОВД, уволенным со службы с 01 января 2012 года, помимо периодов, указанных в п. 1 настоящего постановления, засчитываются в календарном исчислении периоды замещения гражданином должностей в таможенных органах РФ, следственных органах и учреждениях СК РФ, по которым предусмотрено присвоение специальных званий. Включение в выслугу периодов прохождения службы в органах следственного комитета других государств действующим законодательством РФ не предусмотрено.
В апелляционной жалобе УМВД России по городу Саратову считает решение суда незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права, подлежащим отмене, по аналогичным доводам апелляционной жалобы ГУ МВД РФ по Саратовской области.
Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда не явились, представителей в суд второй инстанции не направили, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
Согласно положениям ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В силу п. "а" ст. 13 указанного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет сотрудникам внутренних дел определен Постановлением Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 года "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 4 вышеназванного Закона РФ от 12 февраля 1993 года
N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Статьей 2 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств в порядке, установленном законодательством Сторон, где они проходили службу.
Постановлением Правительства республики Казахстан от 24 февраля 2014 года N 129 утверждены Правила исчисления выслуги лет военнослужащим, сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также лицам, права которых упразднены, согласно которым в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается служба в органах прокуратуры, внутренних дел, финансовой полиции, государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, в том числе бывшего СССР и государств-участников СНГ, бывшего государственного следственного комитета республики Казахстан в должностях офицерского начальствующего и рядового состава со дня назначения на должность.
Судом установлено, что приказом N 36 л/с от 17 февраля 2015 года Гаранин В.Л. был уволен со службы в органах внутренних дел по п. 2 ч. 1 ст. 82 Федерального закона N 342 от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах внутренних дел).
Согласно приказу выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 10 месяцев 27 дней, для выплаты единовременного пособия - 21 год 10 месяцев 27 дней.
В период с 02 января 1996 года по 08 ноября 1997 года проходил службу на должностях государственного следственного комитета Республики Казахстан.
В соответствии Законом РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" ему назначена пенсия.
Суд первой инстанции при разрешении спора исходил из того, что анализ национальных нормативных актов государств-участников Соглашения от 24 декабря 1993 года показывает, что проводя реорганизацию системы органов внутренних дел в различных формах (изменение подведомственности служб и подразделений, выделение их в самостоятельные органы и т.д.), государства с целью сохранения прав рядового и начальствующего состава вновь созданных органов приравняли их пенсионное обеспечение к пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел, вследствие чего удовлетворил исковые требования истца.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку при разрешении спора суд правильно применил закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены или изменения по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 14 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ГУ МВД России по Саратовской области, УМВД России по городу Саратову - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.