Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А.,
судей Литвиновой М.В., Совкича А.П.,
при секретаре Дагаевой В.В.,
с участием прокурора Пирожниковой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Заводского района города Саратова (далее - прокурор) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация), администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Заводского района) о признании бездействия незаконным по апелляционной жалобе администрации Заводского района на решение Заводского районного суда
города Саратова от 23 мая 2016 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что решение суда является законным и отмене не подлежит, судебная коллегия
установила:
прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации, администрации Заводского района с требованиями о признании бездействия незаконным, возложении обязанности инициировать проведение мероприятий по признанию дома аварийным и непригодным для проживания.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения прокуратурой Заводского района города Саратова проверки исполнения жилищного законодательства установлено, что на территории Заводского района муниципального образования "Город Саратов" расположен многоквартирный дом 10 по
1-му Акмолинскому проезду города Саратова с признаками аварийности, в котором имеются 5 жилых помещений - квартиры N, находящиеся в собственности муниципального образования. При проведении проверки выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, а именно: на лестничных клетках допущена эксплуатация электропроводов с видимыми нарушениями изоляции, допущена эксплуатация светильников со снятыми колпаками (рассеивателями), нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а именно: на конструкциях несущих стен имеются трещины, разрушения облицовки, межэтажные перекрытия имеют отслоение штукатурки, оконные блоки неисправны, внутренние системы холодного водоснабжения и канализации поражены коррозией, внутри жилых помещений имеются трещины на несущих стенах, следы протечек, разрушения штукатурного слоя потолков. Кроме того, состояние вышеуказанного дома не соответствует требованиям СанПин 2.1.2.2645-10, поскольку имеются трещины, местами осыпается штукатурка, полы деформированы, трещины имеются и в местах сопряжения стен и полов, дверные и оконные проемы перекошены. Несмотря на техническое состояние дома, администрация не предпринимает меры, направленные на признание многоквартирного дома 10
по 1-му Акмолинскому проезду города Саратова аварийным и подлежащим сносу,
в связи с чем его жители не имеют возможности воспользоваться правом участия в ведомственных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Прокурор полагал, что бездействие органов местного самоуправления создает реальную угрозу жизни и здоровью как лиц, проживающих в указанном доме, так и неопределенного круга лиц.
Решением Заводского районного суда города Саратова от 23 мая 2016 года признано незаконным бездействие администрации по неосуществлению контроля
за сохранностью муниципальных жилых помещений - квартир N, расположенных в многоквартирном доме 10 по 1-му Акмолинскому проезду
города Саратова. На администрацию возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда инициировать процедуру, установленную пунктами 42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства РФ N 47
от 28 января 2006 года (далее - Положение), подготовить и предоставить документы, указанные в пункте 45 Положения, на межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу
(далее - межведомственная комиссия) для рассмотрения вопроса о выявлении оснований для признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции
дома 10 по 1-му Акмолинскому проезду города Саратова. В удовлетворении административных исковых требований прокурора к администрации Заводского района отказано.
В апелляционной жалобе администрация Заводского района просит решение судка отменить как необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В жалобе приводит те же доводы, что и в суде первой инстанции в обоснование своих возражений. Полагает, что прокурором не представлено доказательств несоответствия действий (бездействия) администрации закону или иному нормативному акту, доказательств, что управляющей организацией были приняты все зависящие от нее меры по содержанию жилого дома в надлежащем состоянии, доказательств необходимости обращения в межведомственную комиссию, а также не доказана причинно-следственная связь между выявленными нарушениями и действиями (бездействием) администрации. Ссылается, что в полномочия органов местного самоуправления не входит обязанность по подготовке и предоставлению документов на межведомственную комиссию. Кроме того, удовлетворяя требования прокурора о понуждении к совершению действий, суд фактически вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий, что, исходя из принципа разделения властей, является недопустимым.
В возражениях на жалобу прокуратура Заводского района города Саратова полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу администрации Заводского района -
без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно статье 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, администрация является одним из собственников жилых помещений, а именно: квартир N, в доме 10 по 1-му Акмолинскому проезду города Саратова.
13 ноября 2015 года прокуратурой Заводского района города Саратова с привлечением специалиста Государственной жилищной инспекции Саратовской области проведена проверка исполнения жилищного законодательства на территории Заводского района города Саратова. Согласно акту проверки в жилом доме, расположенном по указанному выше адресу, выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ
от 27 сентября 2003 года N 170, а именно: разрушение покрытия отмостки; наличие трещин на наружных стенах; разрушение облицовки, штукатурного, фурнитурного или окрасочного слоев стен, цоколя; неисправность и деформация несущих конструкций, создающие угрозу обрушения балконов; отслоение штукатурки, трещины в межэтажных перекрытиях; неисправность, износ кровельного покрытия, протечки; повреждение конструкций входов; наличие прогибов и других повреждений лестничных маршей; разрушение оголовков и кирпичной кладки вентиляционных и дымовых труб на крышах.
В результате проверки жилого дома 10 по 1-му Акмолинскому проезду
города Саратова отделом надзорной деятельности по городу Саратову совместно с прокуратурой Заводского района города Саратова, выявлены нарушения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года N 390, а именно: в подъездах дома допущена эксплуатация электросветильников со снятыми колпаками (рассеивателями); повреждение огнезащитных покрытий (штукатурки, огнезащитной обмазки) наружных стен, стен и потолка в подъездах; под лестничными маршами допущено хранение предметов мебели и других горючих материалов.
Из экспертного заключения ФБУЗ " " ... "" N от 27 ноября 2015 года усматривается, что условия проживания в жилом доме 10 по 1-му Акмолинскому проезду в городе Саратове не соответствуют СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", а именно: в подъездах на стенах и потолках имеются трещины, отслоение краски, побелки, штукатурки; отмечается перекос конструкций оконных и дверных блоков, краска потрескалась и отстала; на фасаде дома имеются трещины, штукатурка местами отстает.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусматривает, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2); жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10);
к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14); жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15); вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (статья 57); если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87).
В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47, изданного во исполнение полномочий, предусмотренных статьями 12, 15 ЖК РФ, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо) (пункт 7); основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33); жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34); комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 42); процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44); комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации принимает решение (в виде заключения), указанного в пункт 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения (пункт 46).
При этом для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы в соответствии с пункт 45 данного Положения. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47); на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49).
Согласно части 1 статьи 47 решения Саратовской городской Думы от
18 декабря 2005 года N 67-649 "Об Уставе муниципального образования "Город Саратов" органы местного самоуправления города самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления года.
На основании постановления администрации города Саратова от 08 августа
2006 года N 212 А создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Постановлением главы администрации города Саратова от 29 января
2007 года N 36 утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в соответствии с пунктами 4.1.10-4.1.12 которого по окончании работы межведомственная комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для проживания и/или признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, направляет 1 экземпляр заключения комиссии и акт обследования (в случае его составления) в орган местного самоуправления для издания распоряжения согласно установленным требованиям; передает по одному экземпляру заключения комиссии и Распоряжения органа местного самоуправления заявителю и собственнику жилого помещения в 5-дневный срок. Организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляет администрация города Саратова.
Несмотря на то, что в многоквартирном доме 10 по 1-му Акмолинскому проезду города Саратова выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, имеется значительный износ строительных конструкций, который может привести к их обрушению, а также выявлены другие нарушения, администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию с соответствующим заявлением, на основании которого комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, связанные с признанием жилого помещения непригодным для проживания, дома аварийным и подлежащим сносу, с дальнейшим использованием помещения, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, и которые являются основанием для реализации прав этих лиц на предоставление вне очереди других благоустроенных жилых помещений по договору социального найма.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции о том, что прокурор вправе в данном случае обратиться в суд с исковым заявлением в порядке статей 39, 218 КАС РФ, так как бездействие администрации может привести к возникновению вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, как являющихся жильцами многоквартирного дома 10
по 1-му Акмолинскому проезду в городе Саратове, так и иных граждан.
При указанных обстоятельствах и приведенных выше положениях правовых норм районный суд правомерно признал незаконным бездействие администрации по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества, расположенного по адресу: город Саратов, 1-й Акмолинский проезд, дом 10, удовлетворив административные исковые требования прокурора.
Доводы жалобы о том, что в полномочия администрации не входит осуществление действий по передаче документов на рассмотрение в межведомственную комиссию, основаны на неправильном толковании вышеприведенных нормативных правовых актов и опровергаются их содержанием.
Ссылка в жалобе на то, что администрация не выступает непосредственным исполнителем услуг и работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, не может быть принята во внимание, поскольку вопрос об организации текущего содержания, технического обслуживания и ремонта дома не является предметом рассмотрения поданного административного искового заявления.
Также являются необоснованными и доводы жалобы о том, что, удовлетворив требования прокурора, суд первой инстанции вмешался в деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий.
Согласно статьям 2, 4, 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года
N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
При этом неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц. Требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные на них законом обязанности, поэтому не могут расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. В случае признания бездействия незаконным на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока совершить конкретные действия (статья 227 КАС РФ).
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда и оценкой исследованных им доказательств, при разрешении спора суд правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию действующего законодательства, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 КАС РФ на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности.
Каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, районным судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены правильного по существу судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда города Саратова от 23 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Заводского района муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.