Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего Желонкиной Г.А.
судей Бугаевой Е.М., Совкича А.П.
при секретаре Дагаевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугаевой Е.М. административное дело по административному исковому заявлению Рыськова А.В. к комитету по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании незаконными действий по апелляционной жалобе Рыськова А.В. на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями к административному ответчику, ссылаясь на то, что, имея намерения участвовать в открытом аукционе по продаже права на заключение договора аренды на земельные участки и отсутствии информации о дате, времени и порядке осмотра, выставляемых на торги земельных участков, обратился в комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области "дата" с заявлением об обеспечении осмотра данных земельных участков на местности. Административным ответчиком в адрес Рыськова А.В. "дата" направлены схемы расположения земельных участков и ответ о том, что доступ на данные земельные участки не ограничен, в связи с чем они могут быть осмотрены самостоятельно заявителем в свободное для него время. Административный истец, полагая, что административный ответчик допустил действия по уклонению от проведения осмотра участков на местности с участием заявителя, чем создал препятствия в реализации права на участие в открытом аукционе.
Решением Балаковского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 года в удовлетворении требований административного истца отказано
На решение суда Рыськовым А.В. подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административного истца.
Автор жалобы полагает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку при принятии решения суда не исследовались обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем допущены существенные нарушения норм материального права. Выводы суда о том, что гражданское законодательство не содержит указаний на обязательный осмотр земельного участка, неправильны, поскольку противоречат требованиям к форме извещения о проведении открытого аукциона о продаже права, которой предусмотрено указание даты, времени и порядка осмотра земельного участка на местности. Суд уклонился от исследования проекта договора аренды земельных участков. Доказательств осмотра административным истцом в натуре земельных участков, утверждения схем месторасположений земельных участков соответствующими постановлениями в деле не имеется. Судом необоснованно отклонено ходатайство о проведении судебной экспертизы, поскольку возможность установления границы земельных участков на местности требуем специальных познаний.
Административным ответчиком поданы возражения по доводам апелляционной жалобы Рыськова А.В.
Лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме согласно требованиям статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно частям 9, 11 статьи 226 КАС РФ на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), -соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела, "дата" от Рыськова А.В. с целью реализации права о намерении участвовать в открытых аукционах по продаже права на земельные участки на электронный адрес комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области поступило заявление об обеспечении "дата" осмотра на местности земельных участков, выставленных на аукцион. Также Рыськов А.В. просил "дата" на указанный им адрес электронной почты направить схемы расположения данных земельных участков и сообщить о времени и месте собрания для проведения осмотра.
Согласно сопроводительному письму комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области "дата" по адресу, указанному Рыськовым А.В., направлены схемы расположения земельных участков, поименованных им в заявлении. Одновременно Рыськову А.В. разъяснено, что информация о земельных участках содержится в извещении о проведении аукциона и то, что доступ на данные земельные участки не ограничен, поэтому у него имеется возможность произвести осмотр интересующих его земельных участков в свободное время.
Рыськов А.В., оспаривая действия органа местного самоуправления, ссылается на то, что обнаружить месторасположение земельных участков на местности на основании предоставленных ему схем расположения земельных участков не подставилось возможным. Административный ответчик от проведения осмотра земельных участков уклонился. Представленные в адрес Рыськова А.В. схемы не соответствуют требованиям, установленным приказом Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 года N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плате территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее - приказ N 762). Данные обстоятельства лишили его возможности принять участие в торгах.
Административный ответчик в подтверждение возражений по административному исковому заявлению представил сведения о том, что на основании заявлений физических и юридических лиц, а также во исполнение муниципального контракта были утверждены схемы расположения земельных участков, расположенных по адресам: "адрес", район старого аэропорта, напротив профилактория АЭС; "адрес", напротив ледового дворца; "адрес". Об утверждении схем расположения земельных участков администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области приняты соответствующие постановления.
В подтверждение соблюдения процедуры проведения аукциона в дело представлены: протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе от "дата", протоколы приема заявок (несостоявшихся) по лотам N N,6 от "дата", протоколы о результатах аукциона от "дата" по лотам N N,4,5, сведения о публикации сообщения об итогах аукциона в газете "Балаковские вести" N от "дата".
Суд первой инстанции на основании анализа представленных в материалы дела доказательств, руководствуясь положениями Земельного и Гражданского кодексов РФ, а также принимая во внимание требования приказа N 762, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца, поскольку его доводы о незаконности действий административного ответчика не нашли своего подтверждения.
Согласно пунктам 1-2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно положений ст. 448 ГК РФ аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели (п. 1). Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене (п. 2). Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов (п. 3). Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их (п. 5).
Извещение о проведении торгов не является офертой, хотя и имеет некоторые схожие с ней черты, поскольку является нацеленным на заключение гражданско-правового договора предложением, направленным конкретным адресатам либо неопределенному кругу лиц. Принципиальное отличие извещения от оферты заключается в том, что оно не содержит существенные условия будущего договора, а должно содержать лишь подробную информацию о торгах, по результатам которых будут определены все существенные условия.
По своей юридической природе извещение о проведении торгов представляет собой одностороннюю сделку, возлагающую на организатора или лицо, от имени которого он действует, обязанность по проведению торгов. У лиц, получивших извещение, возникает соответствующее право требовать проведения торгов и участия в них.
В п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Порядок подготовки, организации и проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентированы статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 18 ст. 39.11 ЗК РФ организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("Шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.
Так, согласно части 1 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Как следует из положений ст. 39.12 ЗК РФ, для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа устанавливают правила оформления схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, содержатся в Приказе Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе".
Согласно Приказу N 762 схема расположения земельного участка подготавливается в отношении земельного участка или земельных участков, образуемых в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Схемой расположения земельного участка определяются проектируемые местоположение границ и площадь земельного участка или земельных участков, которые предполагается образовать и (или) изменить.
Схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
утвержденных документов территориального планирования;
правил землепользования и застройки;
проектов планировки территории;
землеустроительной документации;
положения об особо охраняемой природной территории;
о зонах с особыми условиями использования территории;
о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
о местоположении границ земельных участков,
о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Приведенные нормы указывают на то, что действия, оспариваемые административным истцом об уклонении организатора торгов от проведения осмотра земельных участков на местности и по предъявлению административному истцу схем расположения земельных участков, не соответствующих требованиям Приказа N762, не могут быть признаны незаконными ввиду отсутствия законных оснований для их обязательного совершения органом местного самоуправления.
Судебная коллегия признает несостоятельным довод жалобы о том, что исходя из требований к форме извещения о проведении открытого аукциона, гражданское законодательство содержит указание на обязательный осмотр земельного участка, как основанный на неправильном толковании норм материального права. Кроме того, постановление Правительства РФ от 11 ноября 2001 года N 808 утратило свою законную силу и во внимание суда не принимается.
Ссылка в жалобе на то, что суд уклонился от исследования проекта договора аренды земельных участков, правового значения не имеет при рассмотрении настоящего административного спора, поскольку не является юридически значимым обстоятельством по административному делу.
Вместе с тем довод жалобы об отсутствии в материалах дела соответствующих постановлений об утверждении схем месторасположения земельных участков опровергается материалами дела, в которых имеются данные постановления.
Судебная коллегия полагает обоснованным отклонение судом ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы, поскольку установление границ земельных участков на местности не входит в предмет доказывания по настоящему административному делу. Ссылка административного истца на то, что по указанным адресным ориентирам он не смог определить месторасположение земельных участков на местности правовым основанием для признания действий органа местного самоуправления незаконными не является.
Иные доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут влиять на суть принятого судом первой инстанции решения. Судом правильно дана объективная оценка представленным сторонами доказательствам, выводы суда подробно аргументированы с применением норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает вывод суда законным и обоснованным, основанным на правильном применении норм материального и процессуального права. Судом правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для дела, представленным сторонами доказательствам дана объективная оценка. Оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 08 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыськова А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.