Заместитель председателя Саратовского областного суда Ляпин О.М., рассмотрев жалобу заведующей аптечным пунктом общества с ограниченной ответственностью "Калипсо" Чистяковой Н.В. на постановление мирового судьи судебного участка N2 г. Энгельса Саратовской области от 17.05.2016, решение судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 30.06.2016 о привлечении заведующей аптечным пунктом общества с ограниченной ответственностью "Калипсо" Чистяковой Н.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N2 г. Энгельса Саратовской области от 17.05.2016, оставленным без изменения решением судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 30.06.2016 заведующая аптечным пунктом общества с ограниченной ответственностью "Калипсо" (далее - ООО "Калипсо") Чистякова Н.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, за уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - аптечным пунктом ООО "Калипсо", расположенным по адресу: 413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Свободы, д. 7, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
В жалобе заявитель просит об отмене судебных постановлений и прекращении производства по делу, поскольку ею были предприняты достаточные меры для исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры. Указывает, что перед входом в здание установлена кнопка вызова дежурного фармацевта, обслуживание которой находится под контролем заведующей аптекой. Также судом не учтено, что ООО "Калипсо" является арендатором помещения и по договору аренды не вправе производить реконструкцию существующего входа в помещение аптеки. Полагает, что суды неправильно применили закон, поскольку положения ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам (Федеральный закон от 01.12.2014 N419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов"). Кроме того, с учетом положений ст.4.1.1 КоАП РФ полагает, что административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения данной жалобы.
Согласно статье 9.13 КоАП РФ административным правонарушением признается уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.
В соответствии с требованиями пп.5, 4.1.14, 5.1.4, 5.1.5 Свода правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для маломобильных групп населения условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Прозрачные двери на входах и в здании, а также ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути. Входные двери при проектировании новых зданий и сооружений должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. При проектировании реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых существующих зданий и сооружений ширина входных дверей принимается от 0,9 до 1,2 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей вертушек на путях передвижения МГН не допускается. Дверные наличники или края дверного полотна и ручки рекомендуется окрашивать в отличные от дверного полотна контрастные цвета.
Как следует из материалов дела, заведующая аптечным пунктом ООО "Калипсо" Чистякова Н.В. не создала условий для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: 413100, Саратовская область, г. Энгельс, пл. Свободы, д. 7, требования вышеназванных норм не соблюдены.
На нежилое помещение, занимаемое ООО "Калипсо", в полной мере распространяются требования правовых норм (Свод правил "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" СП 59.13330.2012, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N605), в силу которых оно должно быть приспособлено для доступа инвалидов, поскольку положения закона о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер.
Факт совершения заведующей аптечным пунктом ООО "Калипсо" Чистяковой Н.В. административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, в том числе постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 10.04.2016 (л.д.2-5); сообщением начальника управления социальной защиты населения Энгельсского района от 24.02.2016 N727 (л.д.6); актом проверки от 26.02.2016, согласно которому в рамках проверки выявлены следующие нарушения: перед входом в помещение расположено крыльцо, на котором не оборудованы пандус и поручни, яркая контрастная маркировка на прозрачных полотнах дверей отсутствует, ширина дверного проема не соответствует требованиям п.5.1.5 СП 59.13330.2012, внутри помещения расположены две ступеньки, на которых пандус отсутствует (л.д.7-8); отчетом об обследовании объекта социальной инфраструктуры, расположенного на территории г. Энгельса, на предмет доступности инвалидов и иных маломобильных групп населения (л.д.9); уведомлением о проведении проверки от 26.02.2016 (л.д.10); копией свидетельства о постановке ООО "Калипсо" на учет в налоговом органе (л.д.11); копией приказа о возложении на заведующую аптекой Чистякову Н.В. ответственности за обеспечение условий для доступа в аптеку инвалидам и иным маломобильным протоколом об административном правонарушении (л.д.12-13); копией устава ООО "Калипсо" (л.д.14-18); копией паспорта (л.д.19-20); фотоснимками (л.д.43-44);
Оценив собранные доказательства в порядке ст.26.11 КоАП РФ, с учетом конкретных фактических обстоятельств данного дела, мировой судья и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности факта уклонения совершения заведующей аптечным пунктом ООО "Калипсо" Чистяковой Н.В. от исполнения требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что и явилось основанием для привлечения к административной ответственности по ст.9.13 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях заведующей аптечным пунктом ООО "Калипсо" Чистяковой Н.В. состава указанного административного правонарушения в связи с тем, что вход в помещение в здание оборудован кнопкой вызова персонала для удовлетворения потребностей инвалидов, нельзя признать состоятельными, поскольку Сводом Правил 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", предъявляющим требования к помещениям и их элементам, не предусматривает в качестве альтернативы принятие указанных мер.
Ссылка в жалобе на то, что ООО "Калипсо" является только арендатором помещения и не вправе самостоятельно осуществлять реконструкцию входа, не является основанием для освобождения заявителя от административной ответственности и не свидетельствует об отсутствии ее вины в неисполнении требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Ссылка в жалобе на судебную практику в силу ст.1.1, 1.6 КоАП РФ является несостоятельной.
В силу ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В этой связи довод жалобы о неправильном применении судами закона, поскольку положения ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам является несостоятельным.
Поскольку совершенное заявителем правонарушение посягает на право инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав, ссылка в жалобе на возможность применения ст.4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей замену административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, несостоятельна.
При привлечении заведующей аптечным пунктом общества с ограниченной ответственностью "Калипсо" Чистяковой Н.В. к административной ответственности существенных нарушений требований КоАП РФ не допущено, в связи с чем оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N2 г. Энгельса Саратовской области от 17.05.2016, решение судьи Энгельсского районного суда Саратовской области от 30.06.2016 о привлечении заведующей аптечным пунктом общества с ограниченной ответственностью "Калипсо" Чистяковой Н.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу заведующей аптечным пунктом общества с ограниченной ответственностью "Калипсо" Чистяковой Н.В.- без удовлетворения.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.